Фискальная политика государства
Фискальная политика государства является по своим функциям аналогом бюджетно-налоговой политики. Это основывается, во-первых, на дословном переводе данного понятия с латинского языка: fiscus - «казна государства» и fiscalis – термин, имеющий отношение к казне. Во-вторых, основными экономическими инструментами государственного регулирования в стране являются бюджет и налоги, управление которыми осуществляется только с помощью фискальных механизмов.
Исходя из сказанного выше, можно сформулировать определение: фискальная политика государства является государственной системой регулирования экономики с помощью внесения соответствующих корректировок в государственные расходы, систему налогообложения и, в целом, государственный бюджет, для повышения уровня производства, занятости, контролирования индекса инфляции и эффективного экономического роста.
Расходы и налоги государства – основные инструменты данного вида политики. Фискальная политика государства может оказывать разного характера влияние на стабильность его экономики (позитивное и негативное). Данная политика должна содержать в своей структуре такие подвиды, как бюджетная, налоговая и стабилизационная.
Политика государства, направленная на внутреннюю стабилизацию, должна поддерживать равновесие совокупных предложения и спроса с использованием инструментов сглаживания экономических колебаний.
Основные цели данной политики:
- контроль за необходимым уровнем занятости;
- достижение стабильности в экономическом росте;
- контролирование уровня инфляции.
Стабилизационная политика государства должна осуществляться как через бюджетную и налоговую политики, так и через кредитно-денежную, но только при полной согласованности действий между ними. Данная политика, благодаря своему влиянию на деятельность субъектов хозяйствования, должна быть достаточно предсказуемой.
Как уже указывалось, налоги являются одним из инструментов фискальной политики, а, соответственно, налоговая политика – достаточно важный элемент государственного управления экономическими процессами. Поэтому специалистами данной области знаний много внимания уделяется ее классификации и типизации. Виды налоговой политики целесообразно рассмотреть по определенным функциональным критериям: по узкой специализации, по территориальному признаку, по долговременности целей и их масштабности, а также по целевой направленности политики.
Налоговую политику по территориальному признаку можно рассматривать на местном, региональном и федеральном уровнях. Данное деление является условным, так как сегодня местные и региональные госорганы не обладают налоговыми правами. И пока только федеральным центром осуществляется разработка основной налоговой тактики и стратегии, а в обязанности низших уровней входит безусловное их выполнение.
Признак узкой специализации предусматривает такие виды: инвестиционная, социальная и таможенная политики. Данное подразделение основывается на прикладном значении налоговой политики.
По долговременности целей и их масштабности различают: стратегическую политику, реализуемую свыше трех лет, и тактическую, рассчитанную на период до трех лет.
Целевая направленность налоговой политики предусматривает такие ее разновидности: контрольно-регулятивная, регулирующая, фискальная и комбинированная.
Фискальная политика государства с использованием своих инструментов воздействует на совокупное предложение (сумма затрат компаний) и на совокупный спрос (другими словами, совокупные расходы). В данном случае в качестве инструментов используются доходы и расходы бюджета государства (налоги, государственные закупки и транферты).