Католицизм в России: история возникновения, этапы развития
История и современность католицизма в России восходит корнями к IX-XI векам. С распадом Советского Союза на российской территории действовало всего два католических храма. Они располагались в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, имелись польские священники при представительствах фирм данной страны. Однако официально они не регистрировались, служения они совершали лишь в отношении своих соотечественников, проживавших в РФ. Католицизм в России сегодня представлен архиепархией, тремя епархиями. Есть на российской территории и апостольская префектура.
Определение католицизма
Термин обозначает крупнейшее в мире направление в христианстве. Распространилось оно на европейские государства и США. Католицизм – это религия мира, представленная почти в каждой стране земного шара. Она оказала решающее влияние на историческое развитие, формирование западноевропейских государств и США. Определение «католицизм» произошло от латинского слова «всеобщий».
Каноническими в данной религии считаются все книги Библии. Толкуют текст только священники. Они дают целибат, обет безбрачия, благодаря которому оказываются отделенными от мирян. Если описывать, что это – католицизм, кратко и понятно, самое важное в нем – это совершение добрых дел для спасения души. Папа обладает сокровищницей добрых дел, распределяя их среди всех, кому они нужны. Эта практика получила название индульгенций. Если описывать кратко, за это католицизм критиковали представители православия. В итоге произошел еще один раскол в христианстве – появились протестанты.
В России
В 1990-е годы происходило масштабное восстановление религиозности по всей стране, и затронуло оно разные вероисповедания. Немало людей было разочаровано в коммунистическом идеале, и они стремились отыскать новые идеи. Кто-то шел в православие, а кто-то занялся возрождением католицизма в России. Множество людей попадало в секты, радикальные общества. Появилось много пророков, одержимых, еретиков, которые собирали вокруг себя целые толпы вплоть до нескольких тысяч последователей. Все это продолжалось годами, впрочем, немало последователей переходило от одного пророка к другому, в определенной группировке надолго не задерживаясь.
В 2004 году на Конгрессе христианской культуры в Люблине поднял вопрос о том, насколько поверхностно католицизм воспринимался в современной России. Для бывших коммунистов религия означала всего лишь смену вывески. Оказалось, что намного проще сменить серп и молотом крестом, чем изменить советский образ мышления.
По статистике, католицизм в России чаще всего представлен главами благотворительных движений.
Истоки
Россия, граничившая с Европой и Азией, всегда была открыта воздействию множества вероисповеданий. Хотя князь Владимир принял византийское христианство, которое определило историческое развитие Руси. Но при этом в стране на протяжении всей 1000 лет развивалась и латинская традиция.
Принятие христианства на Руси не было одномоментным действием, процесс растянулся на долгие годы. При этом проповедники приходили как с западных стран, так и из Византии. Примечательно, что в исторических источниках содержатся сведения о том, что в 867 году были крещены россы в Константинополе. О том, где этот народ расселялся, известно немного. Об этом спорят историки, в IX веке упоминается митрополия «Росиа», однако к Киеву она отношения никакого не имеет. Вероятнее всего, речь идет о Руси Тмутараканской.
Однако об этом русские летописи молчат, а первый русский митрополит возникает в них в XVII веке. Первый известный христианский проповедник на Руси – Адальберт – прибыл по просьбе княгини Ольги в 961 году из Германии. Ольга стала править Киевом в 945 году. Она была христианской, канонизированной как равноапостольная. Крещение они принимала в Византии, но от константинопольской церковной иерархии отказалась. В 959 году она обратилась к властителю Германии, попросив прислать епископа. Но когда спустя 2 года он прибыл в страну, у власти был уже сын Ольги Святослав, убежденный язычник. И епископ не сумел повлиять на положение в стране.
Когда христианство было принято в стране в 988 году, Русь продолжала контактировать с Римом. Сохранились сведения о том, что Владимир общался со Святым Престолом. Отсюда на Русь направлялись католические проповедники. Известна миссия святого Бруно, который направился к печенегам. Владимир принял его радушно, а проповедник заключил с печенегами мир и обратил в христианство их группу. Позже таким же путем шли монахи доминиканцы. Важной чертой кирилло-мефодиевской традиции было то, что не принималось разделение Церквей на Западную и Восточную.
В VI веке в Крыму мученическую смерть принял святой Климент. Культ его распространяли Кирилл и Мефодий. Часть мощей перенесли в Рим. Позже мощи вывез Владимир и оставил в церкви Богородицы Десятинной. Это была важнейшая святыня на Руси. В XI веке Ярослав Мудрый показывал ее европейским послам.
Именно этот культ был оплотом противостояния «грециизации» христианства на Руси, которую активно проводил Константинополь. Однако позже князь Андрей Боголюбский стал вытеснять данный культ, заменив его Андреем Первозванным. Святого Климента же почитали наравне с остальными святыми. Если говорить кратко, католицизм в России проявился в XVIII веке, с оживлением культа святого Климента.
Сохранились сведения о том, как доминиканцы и францисканцы появлялись на Руси перед нашествием татаро-монголов в XIII веке. В Киеве находилась миссия этих монахов. Однако с нашествием хана Батыя от европейской столицы Киева осталось фактически 200 домов. Разрушены были церкви, доминиканский монастырь.
В 1247 году через Русь к хану шли францисканцы, которые своими глазами увидели последствия нашествия. На обратном пути они вели переговоры с Даниилом Галицким о воссоединении с Римской Церковью.
Примечательно, что если описывать кратко, католицизм в России оставил следы своего влияния во многом. У многих церковных понятий корни латинские – крест (crux), пастырь (pastor) и так далее.
Отразилось данное влияние и в литературном искусстве. Многие жития были переведены с латинского языка на славянский. Известно, что на Руси были церкви латинских обрядов – в Киеве, Новгороде, Ладоге.
Всплеск католичества в России
Всплеск католицизма в России состоялся в Смутное время. Тогда начатое Иваном Грозным закабаление крестьян фактически завершилось. И в Польше появился молодой человек, называвший себя его сыном Дмитрия. Он триумфально шел по стране, крестьяне видели в нем надежду на освобождение от крепостных оков. Вместе с ним шли и представители латинского духовенства. Однако правление царевича кончилось в 1606 году. Тогда были уничтожены и мечты об объединении Русской церкви с Римом. Попытки совершить это продолжались на протяжении всей истории Руси.
Наиболее грандиозные перемены произошли во времена правления Петра I. Наряду с остальными приходами появились и католические церкви. Когда они открывались, православное духовенство возмущалось гораздо больше, нежели чем при создании протестантских. Католицизм в России был представлен в церквях Петербурга, Москвы, Астрахани, Нежина. Однако богослужения по латинской традиции производились и в других населенных пунктах.
Взаимоотношения с православием в современности
В 1991 году, с либерализацией общества, негативное отношение православного духовенства к католикам не изменилось. Кто-то сотрудничал с Западной Церковью, но таких людей было меньшинство. Описывая католицизм в современной России, стоит отметить, что епископы данной веры считают за редкость хотя бы равнодушное отношение к католицизму от православных священников. Тем не менее контакты между ними продолжаются.
Представители католицизма в современной России принадлежат самым разнообразным расам и национальностям. На этом поприще трудятся священники со всего мира. Ежегодно подобный сан принимают 2 новых священника из числа российских подданных. Основная проблема носящих такой сан в нестабильности. Нередко происходит так, что за пару лет принявшие сан решают оставить пастырскую деятельность, завести семью. Влияет на это православная традиция, в которой нет целибата – обета безбрачия. Если описывать современный российский католицизм кратко и понятно, это христианское течение, которое все решительнее заявляет о собственной идентичности в России. Вероятно, оно так и не станет подлинно русским. Так как описывая, какие народы исповедуют католицизм в России, исследователи отмечают, что преимущественно это литовцы, поляки, украинцы и белорусы.
Большая часть служб проводится на русском языке. Так появляется новая духовность. Католические приходы имеются в Москве, Петербурге, Калининграде, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Владивостоке. Они являются важной частью религиозного разнообразия страны.
Статистические данные
В XX веке католицизм в России был представлен 10 500 000 человек. Всего на территории страны имелось свыше 5000 католических церквей. В них имелось больше 4300 представителей духовенства. Оно получало содержание из государственной казны. Однако на территории непосредственно России имелось больше 500 000 католиков. Функционировали и две семинарии.
После того, как в 1917 году прогремела Октябрьская революция, территории, на которых преобладали католики, становились самостоятельными. Речь идет о Белоруссии, Польше, Балтии, Западной Украине.
История
Отношения между Советским Союзом и Ватиканом были сложными. Когда царь оказался свергнут, а церковь отделена от государства, Святой Престол начал надеяться на возможность активизировать католичество на территории России. Но и это вероисповедание постигла судьба всех остальных религий. Несмотря на активные репрессии, эмиграцию большого числа людей, исповедовавших католицизм в России, на территории страны в советские времена, согласно данным различных исследований, оставалось 1 300 000 католиков.
В 1991 году Ватикан начал реформировать Римско-католическую церковь Советского Союза. Началось издание ежемесячного журнала на русском языке. В нем приводились сведения о развитии католичества в современной стране. Между тем, православное духовенство активно противодействует распространяют данному течению христианства. Информации о нем имеется не так много как раз по этой причине.
После польского раздела 1722 года в российском подданстве оказалось немало людей католического вероисповедания. Власти разрешали возведение храмов, была утверждена новая херсонская епархия. Однако в Белоруссии было запрещено повеления, пришедшие из Рима, вводить в силу без согласования с русскими властями.
Латинская церковь, ее развитие находились под постоянным государственным надзором. Екатерина не позволяла публиковать папское бреве в 1773 году, когда был уничтожен иезуитский орден. Она дала последнему существовать в России. Некоторые желания Рима удовлетворялись – в частности, требования к школам и церквям, свободе передвижения духовных лиц.
Когда император Павел принял звание гроссмейстера Мальтийского ордена, в страну приехало множество мальтийских кавалеров. Они были иезуитами. С ними пришла мысль о том, что существенных различий между латинской и православной традицией не существует.
Во время царствования Александра I эта мысль прослеживалась еще ярче. Пропаганда идеи объединения церквей происходила еще успешнее. Благодаря французским эмигрантам, которые в большом количестве въезжали в Россию тех лет, укрепляли ее. В Петербурге был открыт пансион, в котором выходцы аристократических семей воспитывались в духе католицизма.
Но пропаганда закончилась, когда иезуиты были высланы. Польские восстания привели к ограничивающим мерам в отношении католичества в России.
Католическая церковь восточных традиций
В конце XIX века все эти процессы привели к фактическому появлению Русской Католической церкви восточных традиций. Российское духовенство из числа католиков находилось в тяжелом положении. Они не были приняты латинянами, православная сторона подвергала их преследованиям. И даже когда в 1909 году в Петербурге они открыли первую католическую церковь восточных традиций, издали манифест о веротерпимости, положение их не оказалось легализованным. Они жили под угрозой закрытия, и в 1913 году это случилось.
Тем не менее это имело свои последствия. Манифест, опубликованный в 1905 году, сделал законным переход из православия в другие конфессии. Ранее это преследовалось по закону. И тогда многие конфессии в стране вздохнули свободно, и лишь по официальным данным, в 1905-1909 годы 233 000 человек перешли из православия в католичество. В то же время католицизм в России не получил полный спектр прав. Даже в этот период, в 1906 году, Конституционную католическую партию запретили, отправив делегата-католика в изгнание.
Когда правительство пересматривало законодательство в данной сфере, началась первая мировая война. И тогда проект не успел развернуться.
Отношение к революции
По этим причинам русское католичество революцию 1917 года приняло с воодушевлением. Однако лишь несколько месяцев свободы его представителям обеспечили данные события. В 1918 году начинаются масштабные гонения на религию. Духовные организации лишались всех прав, церковное имущество передавалось государству.
Католики, пытавшиеся противостоять данному процессу, оказывались арестованными. В 1922 году ввели цензуру на проповеди, запрещено было религиозное обучение. Вместо духовных организаций возникали атеистические. Вскоре начались волны репрессий. Те из них, которые применялись в отношении католических священников, получили название «процесс Цепляка-Будкевича». Им выносились жестокие приговоров, которые провоцировали целый шквал протестов в России и по всему миру.
В 1925 году было положено начало тайным епископским хиротониям. В ходе них реформировалась существовавшая в подполье католические формации. В 1931 году в ГУЛАГи была направлена практически вся существовавшая община восточных католиков.
В конце 1930-х годов, таким образом, на территории всей страны осталось лишь 2 католических храма в Москве и Ленинграде. В 1944 году на католиков обратил внимание Сталин. Он считал Ватикан прямым противником в Восточной Европе. И меры, предпринятые им, были не случайными.
Накануне Великой Отечественной войны в СССР разными путями пытались пробраться миссионеры-католики. Деятельность их активно пресекалась НКВД. Их осуждали как «агентов Ватикана». После войны развивались «катакомбные» католические общества. Большую роль здесь сыграл Никодим, ленинградский митрополит.
Примечательно, что в 1990-е годы началось возрождение монашеских орденов. Тогда же в страну вернулись иезуиты. Посещали Россию Сестры милосердия матери Терезы.
На данный момент перед католиками стоит задача восстановить былое достояние церкви. Также деятельность направляется на способность нести Христа язычникам нового времени. И эти задачи актуальны в государстве, в котором 70 лет царил атеизм.
Заключение
Свобода деятельности католиков в стране – залог утверждения демократических принципов в России. В государстве, где имеется множество конфессий, католики настроены на поддержание взаимопонимания. Прежде всего, это касается православного духовенства. Католичество в России является неотъемлемой частью тысячелетней истории государства, духовенство подчеркивает, что сила этой страны заключается в ее разнообразии, в том числе и конфессиональном.