Теория потребления: понятие, виды и основные принципы

Теория потребления являет собой основополагающую концепцию в сфере микроэкономики. Ее цель - изучение различных экономических решений. Приоритетной областью исследования является процесс потребления частными экономическими агентами.

Составляющие

Следует начать характеристику теории потребления с основ. Базовым допущением в рассматриваемой концепции считается принцип удовлетворения нужд. Заключается он в том, что агент, то есть субъект процедуры потребления, стремится к удовлетворению собственных нужд материального и нематериального характера. По сути, сам процесс получения желаемых благ являет собой основной смысл экономической деятельности. Чем лучше это удается субъекту, тем больше будет пользы. В свою очередь, само понятие пользы (полезности) играет особую роль в экономике. Это необходимое условие для приобретения предметом меновой стоимости, то есть ценности. Чем ценнее будет товар, тем больше нужд конкретного человека будет удовлетворено.

Вторым основополагающим элементом в теории потребления является предпочтение. Субъекты сферы потребления обладают личными предпочтениями и желаниями, соответствующими их характеру и личностным особенностям. Все они отличаются друг от друга. Сами предпочтения включены в особую иерархию. Это говорит о том, что экономические агенты ставят некоторые блага выше других, то есть придают им повышенную или пониженную полезность. Та же схема действует и с сочетаниями благ, то есть группами предпочтений.

Функция полезности и рациональное поведение

Одной из основ теории потребления является функция полезности. Это соотношение между числом используемых благ и вытекающей из них полезности. Если же речь идет о сочетаниях материальных или нематериальных благ вкупе с полезностью, то изображение их будет исполнено в форме кривых безразличия. Альтернативным вариантом к поиску выбора потребителя является подход найденных предпочтений. Это определенные желания людей, сведения о которых могут быть получены по итогам наблюдения за поведением и особенностями жизнедеятельности экономического агента.

Завершает структуру теории потребления рациональное поведение. Тут все достаточно просто: субъект сферы потребления старается в границах имеющегося бюджета достигнуть максимума в удовлетворении собственных нужд. Делает он это исключительно в свою пользу, достигаемую посредством использования благ. Все возможные процессы потребления, имеющиеся у субъекта, расположены ниже бюджетной кривой. Так называют сочетание двух благ, кои потребитель способен купить, если его финансы обладают фиксированной величиной. Отсюда вытекает допущение, что субъект поступает рациональным образом. Дополнительно указывается, что предложение и персональный спрос не оказывают никакого влияния на рыночные цены. Сами агенты способны изменять лишь число потребляемых благ.

Решения субъектов

Решения частных агентов составляют чуть ли не основное значение в теории потребления. Потребительский выбор делится на два типа: решение спроса и решение предложения. Начнем с характеристики первого элемента.

На базе того бюджета, который имеется в распоряжении агента, формируется спрос на рынках по предоставлению различных благ. Запрашиваемое их число зависит исключительно от того, какое именно сочетание благ может принести субъекту наивысшую пользу. Выбор реализуется на базе рыночных цен на сами блага. Анализ решений спроса позволяет обозначить персональные функции спроса. Они, в свою очередь, указывают на взаимосвязь между ценами и спросом. Отсюда, к слову, и берется понятие эластичности спроса по стоимости. Здесь же объясняется связь между доходом и спросом. Это эластичность спроса по доходу.

Второй тип решения в теории потребления связан с предложением. Каждый субъект сферы потребления способен предложить капитал или работу. Делает он это на рынках производственных факторов. Агент, таким образом, принимает два важных решения. Первое решение связано с тем, какое количество капитала он хочет предложить на рынках производственных факторов. Подобное решение включает разделение бюджета на траты, то есть потребление, и сохранение, то есть сбережение. По сути, данные факторы являют собой проблему максимизации полезности в границах определенного времени. Ведь агент делает выбор между настоящим и потенциальным, то есть последующим потреблением. Подобный анализ, к слову, дает объяснение, по каким причинам существует рынок ценных бумаг и как он может увеличивать пользу.

Второй тип решения предложения связан с количеством работы и желанием что-то предложит на рынках производственных факторов. Речь в данном случае идет о разделении собственного времени на свободное и трудовое. Такого рода анализ предоставляет персональные функции предложения работы.

Предлагаемые и спрашиваемые числа субъектных благ в теории потребления считаются взаимосвязанными. Все дело в том, что обе эти группы оказывают влияние на бюджет, имеющийся в распоряжении частного агента.

Особенности теории

Разобравшись с основами рассматриваемой концепции, следует приступить к изучению базовых ее особенностей. Как известно, человек приобретает услуги и товары в процессе чуть ли не всей своей жизнедеятельности. Целей у данного процесса всего две: это удовлетворение базовых нужд и получение удовольствия. Большую роль здесь играет выбор, который делает потребитель.

В экономической науке еще давно было доказано, что на процедуру выбора оказывают влияние несколько факторов. Первая их группа именуется личностной. Сюда входят такие понятия, как возраст, жизненный этап, заработок, объем имеющегося или потенциального бюджета, способность к заработку и прочее. По сути, именно группа личностных факторов оказывает наибольшее влияние на выбор человека.

На втором месте расположена группа психологических факторов. Сюда входит способность к избирательному запоминанию, навык анализирования, возможность трезвого оценивания ситуации и многое другое. Некоторые специалисты указывают на то, что личностные, то есть психологические особенности в большей мере влияют на выбор в сфере получения удовольствия.

Последние две группы именуются культурной и социальной. Тут все просто. На человека оказывает сильнейшее влияние внешняя среда, а в особенности общество. Опираясь на особенности окружающего мира, человек делает тот или иной выбор.

Все обозначенные выше вопросы решаются в экономике в рамках теории потребления. Данной теорией изучаются принципы и основные особенности рационального поведения людей в сфере предоставления услуг и товаров. Объясняется также, как человек способен сделать выбор рыночных благ.

В исследовании теории потребительского потребления сделали свой вклад многие ученые-экономисты. Это исследователи институционально-социологического направления, представители "экономики развития", некоторые историки и даже марксисты. Последние, к слову, сформировали свою теорию, где особым образом обозначили проблемы благосостояния. Так или иначе, в самой теории остается множеством нерешенных и попросту спорных вопросов. Традиционное изучение рассматриваемой концепции предполагает исследование потребления в качестве закономерного процесса по утилизации благ, со своей структурой и особыми принципами движения.

Принципы теории потребительского потребления: свобода выбора и рациональное поведение

В основе актуальной концепции находится ряд важных методологических принципов. Каждый из них следует подробно разобрать и охарактеризовать далее.

Первый принцип - это потребительский суверенитет и свобода выбора. Можно подумать, что основными субъектами в системе потребления являются производители. По сути, именно они определяют структуру и объем производства, а также обладают возможностью оказания влияния на уровень цен для услуг и товаров. Результатом же их эффективной деятельности является возможность приобретения прибыли.

В подобных условиях допускается производство только тех товаров, что могут быть реализованы на рынке по стоимости, что превышает производственные издержки. На этом моменте в экономической теории потребления акцент смещается с области производства к потребительской среде. Допустим, покупатель отдает за товар определенную денежную сумму. Она превышает издержки, допущенные во время производства. Это означает, что производитель может продолжать свою деятельность. В иной ситуации он не способен реализовывать собственный товар и терпит убытки. По итогу он и вовсе разоряется. Все это свидетельствует о том, что в рассматриваемой сфере действует потребительский суверенитет. Влияние на производственную структуру и объем оказывает потребитель. Для этого им формируется спрос на конкретные услуги и товары.

Важным моментом потребительского суверенитета является свобода покупательского выбора. Здесь, конечно же, можно выделить ряд ограничений. Это чрезвычайные ситуации - вроде войны или голода, а также желание оградить население от вредных благ (вроде наркотических средств, сигарет или алкоголя). В число ограничений входит также стремление обеспечить граждан неким равенством в потреблении. Подобная цель мотивирована социальной политикой, проводимой большинством развитых государств.

Второй принцип именуется рациональным поведением человека в экономической сфере. Рациональность кроется в стремлении потребителя соотносить свой доход с таким набором благ, который бы максимально удовлетворял все необходимые нужды. На базе принципа рациональности была сформулирована теория функции потребления, уже рассмотренная выше.

Редкость, полезность и законы Госсена

Принцип редкости является третьим основополагающим элементом в рассматриваемой концепции. Он свидетельствует о том, что производство любого продукта ограничено. Принцип полезности гласит о том, что любое приобретаемое благо так или иначе удовлетворяет нужды человека. Принцип учета потребительского дохода указывает на возможность трансформации потребностей в спрос, если придать им денежную форму.

Последний принцип облачен в ряд законов, которые были сформулированы прусским экономистом Германом Госсеном. Все основные теории потребления базируются на тех аксиомах, что сформулировал ученый. Первый закон гласит о том, что необходимо различать общую полезность блага от его предельной полезности. Убывание предельных положительных качеств находится в основе достижения потребителем состояния равновесия. Это состояние, при котором максимум полезности извлекается из имеющихся в распоряжении ресурсов.

В содержании второго закона говорится о том, что получение максимума полезности от потребления определенных благ за определенный промежуток времени должно базироваться на рациональном потреблении этих благ. То есть, потреблять следует в таких количествах, чтобы предельная полезность потребляемых благ равнялась одинаковым величинам.

Госсен говорит о том, что человек, имеющий свободу выбора, но не обладающий достаточным количеством времени, способен достигнуть максимума своего наслаждения путем частичного использования всех благ перед непосредственным потреблением самого большего из благ.

Теория потребления Кейнса

Изучая рассматриваемую концепцию, нельзя не упомянуть теорию Джона Кейнса. В его представлении потребление являет собой совокупность товаров и услуг, которые приобретаются покупателями. Сумма финансов, расходуемая населением в этих целях, выступает в форме потребительских расходов. Однако часть дохода бытовых хозяйств не используется, а выступает в роли сбережений. Само хозяйство учитывается без государственного вмешательства и обозначается знаком Yd. Расходы потребителей - это C. Сбережения - S. Стало быть, S = Yd - C. Потребление тесно связано с уровнем национального дохода.

Потребительская функция имеет такой вид:

C = Ca + MPC * Y.

СА здесь - это величина автономного потребления, которое не зависит от располагаемого дохода. MPC - предельная склонность к реализации потребления. Само по себе СА характеризует минимальную степень С. Оно необходимо людям и не зависит от текущего располагаемого дохода. При отсутствии последнего люди возьмут долг или сократят объем сбережений. По горизонтальной оси будет отложен располагаемый доход, а по вертикальной - расходы людей на нужды.

Таким образом, основные положения кейнсианской теории потребления заключаются в следующем:

  • Предельная склонность к потреблению составляет результат больший, чем ноль. Однако он меньше единицы. По мере возрастания прибыли его доля, имеющая своей целью потребление, снижается. А все потому, что богатые люди чаще склонны сберегать больше, нежели бедные.
  • Есть ряд факторов, которые влияют на сбережение и потребление. Это налоги, отчисления, страхование социального типа и прочее. Все это оказывает влияние на рост налогов, а также снижает величину дохода. Сокращается уровень сбережения и потребления.
  • Чем больше накопленное богатство, тем слабее стимул к сбережениям. Данный принцип заложен в основу отдельной теории потребления и сбережения.
  • Изменение уровня цен влияет на стоимость финансовых активов.

Здесь же следует учитывать и ряд психологических факторов вроде жадности, удовольствия, щедрости и прочего. Немалую роль играют и структурные элементы: размер семьи, возраст ее членов, местоположение, бюджет и многое другое.

Теория относительного дохода

Теория потребления Кейнса была разработана в середине XIX века. Около века она считалась единственно верной в экономической науке. Но в послевоенный период появилось несколько альтернативных концепций, каждую из которых следует подробно разобрать в нашем материале.

Достаточно распространенной считается учение об относительном доходе. Данная концепция прочно закрепилась в группе теорий потребления и теорий производства. Свое развитие она получила благодаря американскому экономисту Джеймсу Дьюзенберри. В 1949 году ученый предположил, что посыл об определении потребительских расходах располагаемым доходом нельзя назвать в полной мере достоверным. Дьюзенберри утверждает, что на решения потребителей оказывают приоритетное влияние приобретения третьих лиц. Под ними экономист подразумевал ближайших соседей.

Суть концепции об относительном доходе достаточно проста: потребление человека напрямую связано с его текущим доходом. Причем сама прибыль индивидуума сравнивается с двумя факторами:

  • собственная прибыль, полученная в прошлом времени;
  • доход соседей.

Общепринятая концепция спроса потребителей указывала на то, что удовлетворение потребителя от покупки не связано с приобретением других покупателей. Дьюзенберри же пытался показать, что большая часть покупателей как бы "соревнуется" друг с другом. Повышенный уровень комфорта, сложившийся в период после войны, вызывает желание быть лучше, то есть в чем-то превосходить ближайших соседей. Подобный демонстрационный эффект прослеживается и сегодня. Люди оформляют кредиты и покупают достаточно дорогие вещи, которые, казалось бы, не соотносятся с их доходами. Стремление быть чуть лучше, чем на самом деле, все равно оказывается в приоритете. Человек жертвует собственным комфортом и поступает не самым рациональным способом, лишь бы занять достойное место среди остальных.

Получается, что концепция относительного дохода даже противоречит базовым теориям общества и потребления. Нарушается одна из основных идей рассматриваемой сферы, а именно принцип рациональности. Стоит ли принимать подобную теорию в качестве основополагающей - вопрос спорный. Однако разумные связи и крепкие доказательства тут, безусловно, есть.

Теория жизненного цикла

Следующая концепция была разработана американским экономистом Франко Модильяни в 1954 году. Она базируется на предположении, что актуальное потребление являет собой функцию не текущего дохода, а совокупного потребительского богатства. Все покупатели в той или иной мере постоянно стремятся распределить приобретенные блага таким образом, чтобы уровень расходов оставался постоянным, а богатство утрачивалось целиком к концу жизни. Получается, что для целого жизненного цикла средняя склонность к потреблению равняется единице.

Сущность концепции основывается на гипотезе, согласно которой поведение покупателей в течение всей их рабочей жизнедеятельности должно обустраиваться таким образом, чтобы из сформированного дохода получилось сохранить часть средств для материального обеспечения пожилого возраста. В молодости люди обладают слишком высоким потреблением. Нередко они и вовсе живут в долг. При этом надеются они на возврат взятой суммы к зрелым годам. А уже к старости на покупки тратится как пенсия, так и сбережения взрослых детей.

Альтернативная теория поведения и потребления Модильяни была опровергнута современными эмпирическими исследованиями. Для примера возьмем тезисы экономиста из Америки Джеффри Сакса.

Во-первых, не стоит забывать о существовании сбережений, сформированных из предосторожности. Никто не мешает человеку сформировать подобный запас еще в молодом возрасте. Утверждение же Модильяни о том, что приобретатели, не достигшие зрелого возраста, все как один тратят финансы и залезают в долги, можно назвать крайне субъективным и ничем не подтвержденным. Более того, ни одна базовая теория общества и потребления не указывает на это.

Во-вторых, в сознание человека редко закладывается предположение о том, что проживут он дольше, чем планировал. Люди не привыкли смотреть в перспективу, а уж тем более инвестировать в нее. Чуть ли не каждый индивид живет настоящим временем, а потому закладывает на будущее чуть больше, чем следует. Однако этот момент можно назвать спорным.

Третий тезис связан с возможностью заболеваний. Люди помнят о возможных недугах, а потому стараются заботиться о своем здоровье. В условиях платного лечения это может привести к дополнительным, зачастую достаточно большим расходам. Однако в современном обществе распространяется страхование жизни, а потому критика данного тезиса может быть отчасти снята.

Четвертый момент связан со стремлением у пожилых людей оставлять наследство. Разумный человек желает оставить какую-то часть материальных благ своим детям, родственникам, а иногда и вовсе благотворительным организациям. Существует немало доказательств эмпирического характера о том, что сберегательная активность пожилых лиц в некоторых странах чуть ниже, чем у трудящейся молодежи. В дополнение следует помнить о том, что накопленное богатство несравненно больше, чем могут потратить все живущие на земле пожилые люди.

Отсюда вытекает простой вывод. Теория потребления потребителя, именуемая моделью жизненного цикла, представленная Модильяни, не объясняет в полной мере потребительское поведение. Очевидно, что важным фактором сбережений считается стремление обеспечить жизнь на пенсии.

Теория перманентного дохода

Следующая современная теория потребления была разработана американским экономистом Милтоном Фридманом. Суть ее заключается в том, что между семейным доходом и ее текущими нуждами попросту нет никакой прямой связи. Потребление различных хозяйств пропорционально степени не актуальных, а перманентных доходов. Колебания настоящей прибыли не отражается на сложившемся стандарте потребления.

Данная теория в современном научном мире считается достаточно полезной. Она, по сути, объясняет реакцию домохозяйств на временные изменения прибыли. Для примера разберем простую ситуацию. Кто-то из членов семьи серьезно заболел. Само заболевание продлится минимум год. По концепции Кейнса, потребление такой семьи уменьшится пропорционально сокращению актуальной получаемой прибыли. Между тем учение о перманентном доходе напрямую свидетельствует о том, что сокращение потребление будет проявлено в меньшей степени, чем уменьшение дохода. При этом получится скорее ожидать продажу активов либо получение кредита в банке с целью сохранения достигнутого уровня жизни. Проще говоря, семья не станет "затягивать пояса", а всеми силами попытается сохранить сложившееся ранее финансовое положение. Такой же принцип используется и во множестве других теорий потребления и теорий производства.

В заключение следует привести последнюю альтернативную концепцию, которая тем не менее очень близка к классической. Именуется она ординалистской теорией потребления. Согласно ей, потребитель не способен численно измерить количество полезности, получаемой из разного рода благ. Однако он способен сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. Базируется данная концепция на таких постулатах, как ненасыщенность, а также транзитивность и сравнимость предпочтений.

Комментарии