Что такое бухгалтерская проводка? Определение, типовые счета, порядок составления
У всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей есть необходимость документально фиксировать и отражать хозяйственные операции. Законодательство РФ обязывает их вести бухгалтерский учет во всех случаях, кроме прописанных в Федеральном Законе N 402 «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 г. Определение понятия «бухгалтерская проводка и счета» часто ставит в тупик людей без бухгалтерского и экономического образования. Поэтому почти всегда индивидуальные предприниматели и учредители небольших компаний нанимают опытного бухгалтера либо на постоянный срок, либо прибегают к его услугам время от времени. Начинающие бухгалтеры тоже часто не до конца понимают суть и смысл этих простейших терминов. Что такое бухгалтерская проводка? В статье мы постарались рассмотреть определение максимально подробно.
Что представляет собой понятие «бухгалтерский счет»?
Бухгалтерский счет — это определенная позиция в учете, которая достоверно отражает движение имущества организации, а также пути его пополнения. Говоря простыми словами, можно сравнить счет с сотой в пчелином улье. Учет заключается в том, чтобы зафиксировать весь поступающий в эту соту нектар и одновременно учесть его потери по тем или иным причинам. В улье (который можно сравнить с организацией) множество таких сот (счетов), каждая из которых отличается определенными чертами.
В современном бухгалтерском учете для простого и понятного отражения операций по счетам используется метод двойной записи. Он так назван потому, что каждая операция отражается дважды. Любое движение денежных средств должно отражаться дважды: по дебету одного счета и по кредиту иного.
Все разнообразие счетов, которые используются бухгалтером при ведении учета в коммерческих организациях, особым образом сгруппированы и систематизированы в Плане счетов. Бухгалтерские проводки при этом выполняют роль единичных операций, которые представляют собой отражение поступления или убытия средств на счет. Неопытные бухгалтеры, как правило, всегда держат под рукой План счетов, чтобы не допустить ошибки и не соотнести приход или расход средств с неправильным счетом.
Существует также такое понятие, как субсчет. Например, 10.1, 50.2 и прочие. Эти субсчета позволяют детализировать информацию, отраженную в основном счете.
Классификация счетов и особенности проводок по ним
Бухгалтерские счета классифицируются следующим образом (в зависимости от объекта, который следует отобразить в учете):
- Активные представляют собой способ отобразить в денежном эквиваленте информацию о том, сколько и какие средства и ресурсы имеются у организации в собственности. Самые часто используемые активные счета бухгалтерских проводок: материалы (10), готовая продукция (43), расходы на продажу (активный кредитовый счет 44), основные средства (01) и многие другие. Особенность активных счетов в том, что начальное и конечное сальдо по ним отражается только по дебету. При этом операции в течение месяца, которые способствуют увеличению средств организации, записываются в дебет, которые способствуют уменьшению, — в кредит. Эти записи, осуществляемые посредством бухгалтерских программ или вручную, и называются проводками.
- Бухгалтерские счета пассивного типа отражают состояние и изменения источников дохода организации. Например, амортизация основных средств (02), уставной капитал (80) и многие другие. При работе с пассивными счетами важно помнить, что начальное и конечное сальдо отражается по кредиту. При этом операции в течение месяца, которые способствуют увеличению размера счета, записываются в кредит, а способствующие уменьшению — в дебет. Этот принцип используется при составлении любых проводок со счетами пассивного типа.
- Активно-пассивные счета часто трудны для понимания и совершения по ним проводок для начинающего бухгалтера. В зависимости от обстоятельств, такие счета могут быть как пассивными, так и активными. Чтобы отличить, к какому типу будет относиться счет в каждом отдельном случае, важно определить, признак какого счета срабатывает при проводке. Бухгалтерский план счетов выделяет следующие активно-пассивные счета: расчеты с дебиторами и кредиторами (76), расчеты по налогам и сборам (68) и т. д. При формировании проводок на активно-пассивных счетах цифра может отражаться как в дебете, так и в кредите.
В прошлом, когда не существовало специальных программ, облегчающих работу бухгалтера, специалисты по учету были вынуждены вести расчеты на бумаге. Счета изображали в виде табличек с двумя колонками, левая отражала дебет, а правая — кредит. В простонародье такие таблички со счетами называли самолетиками.
Что такое «бухгалтерская проводка»?
Вне зависимости от характера финансирования учреждения (бюджетные либо коммерческие организации), ежедневно через его бухгалтерию проходит множество денежных операций. Что такое «бухгалтерская проводка»? Это операция, которая может достоверно отразить прибыль, издержки, расходы и т. д. Грубо говоря, проводка — это запись в программу денежной операции.
Экономическая деятельность учреждения отображается с помощью метода двойной записи. Он так назван потому, что план проводок бухгалтерского учета имеет всего два столбца: дебет и кредит. В первом находят отражение доходы, во втором (кредит) — расходы организации.
Самые распространенные проводки
Какие бухгалтерские проводки используются чаще всего в учете? Дать однозначный ответ сложно — все зависит от того, в какой сфере осуществляет свою деятельность организация. Например, если фирма активно занимается торговлей и производством продукции, то бухгалтерия регулярно вынуждена пользоваться следующими проводками:
- Д41 — К60, 71, 75 — поступление продукции для реализации.
- Д41 — К42 — отражение торговой наценки.
- Д73, 94 — К21, 41, 43 — учет недостачи.
План счетов и проводки бухгалтерского учета находятся в тесной взаимосвязи. Чтобы быстро и грамотно составлять проводки, желательно наизусть знать План счетов. Неопытные бухгалтеры всегда держат его под рукой, так как могут по незнанию отразить операцию не на том счете, и в итоге с сальдо на конец месяца и составлением баланса будут проблемы.
Классификация проводок
Можно классифицировать проводки по характеру отражаемых операций следующим образом:
- реальные служат для отражения фактических операций, совершенных на протяжении отчетного периода;
- условные служат для отражения таких операций, которые фактически совершены не были, но должны быть отражены в учете (например, уточнение и перенос показателей — включение затрат управленческого характера в производственные издержки);
- уточняющие — для отражения операций исправительного характера. Уточняющие проводки в бухгалтерии делятся на дополнительные и сторнированные. Первые превышают размер оборотов по счетам, вторые при высчитывании итогов по отчетному периоду должны быть вычтены.
Все многообразие проводок можно разделить на два типа: простые и сложные.
- Сложные проводки — это записи, которые подразумевают учет операций более, чем по двум счетам.
- Простые проводки отражают операции, в которых отражается движение средств только по двум счетам.
Учет основных средств
Основные средства есть на балансе любого учреждения, неважно, бюджетного или коммерческого. К основным средствам принято относить все имущество, которое участвует в осуществлении деятельности. Основные средства могут быть взяты в кредит или переданы в аренду. Офисное здание, автомобили, торговое оборудование — это все основные средства. А вот канцелярские товары будут учитываться уже на счете «Материалы».
Что такое бухгалтерская проводка по счету «Основных средств»? Это операция, которая отражает покупку либо продажу зданий, автомобилей, торгового оборудования и т. д. Рассмотрим бухгалтерские проводки по этому счету.
Проводки и счета для учета ОС
Для учета используются активные счета 01 и 08. Особенность учета и составления проводки в том, что при поступлении основных средств в распоряжение организации запись не осуществляется сразу на счет 01. Сначала поступление отражается по дебету счета 08.
- 08-60 — так будет выглядеть проводка при приобретении имущества.
- 01-08 — так должен быть отражен факт того, что основные средства были запущены в работу.
- Основное средство может быть подарено, в этом случае проводка будет выглядеть следующим образом: 08-98.
- Если основное средство внесено как часть уставного капитала, то проводка выглядит следующим образом: 08-75.
- Основное средство (например, здание) может быть построено трудами наемных рабочих, в этом случае проводка выглядит следующим образом: 08-60.
Счета и проводки бухгалтерского учета для учета нематериальных активов
Основной счет для учета нематериальных активов — 04. Он относится к группе активных счетов. Его предназначение — отражать наличие и миграцию нематериальных активов. Многие бухгалтеры считают, что по принципу отражения операций счет 04 аналогичен 01 счету. Однако есть различия при составлении проводок. План счетов бухгалтерского учета сообщает, что принятие на баланс нематериальных активов всегда отражается по счету 04. При выбытии объектов учета с баланса следует отразить сумму по кредиту 04 счета.
Примеры проводок с 05 счетом:
- 05-04 — амортизация нематериального актива вследствие продажи, дарения, ликвидации и т. д.;
- 04-08 — объект введен в эксплуатацию;
- 04-79 — отражение поступления нематериального актива в доверительное управление;
- 58-04 — списана остаточная стоимость нематериального актива.
Учет материально-производственных запасов
Почти любое учреждение так или иначе сталкивается с необходимостью покупки материалов. Они, как правило, относятся к малоценному имуществу и практически никогда впоследствии не перепродаются. Проводки по движению материалов отображаются на счете 10. К нему есть субсчета, например:
- 10.1 — сырье и материалы;
- 10.3 — топливо;
- 10.5 — запчасти;
- 10.8 — строительные материалы;
- 10.10 — специальная оснастка.
Опытные бухгалтеры наизусть помнят все субсчета и способны с легкостью составлять проводки по 10 счету. Это одна из самых часто используемых проводок. В плане бухгалтерских счетов сообщается, что стоимость материалов фиксируется на баланс по фактической себестоимости.
Учет затрат на производство
Затраты на производство отражаются на счете 20. Что оно собой представляет? Говоря простым языком, производство — процесс создания себестоимости товаров и продукции. Себестоимость, в свою очередь, это сумма всех затрат на производство (в том числе и оплата рабочим, покупка сырья и т. д.) и реализацию (оплата торгового места, работы промоутеров и маркетологов). Все эти расходы фиксируются по дебету счета 20, образуя себестоимость.
При составлении проводок, связанных с затратами на производство, используются также следующие счета:
- 23 — вспомогательное производство;
- 26 — общехозяйственные расходы;
- 25 — общепроизводственные расходы.
Эти счета относятся к вспомогательным и используются редко. Если организация сравнительно небольшая, то нет смысла вводить дополнительные счета в проводки, можно ограничиться использованием счета 20.
Учет расчетов с персоналом
Даже в самых небольших организациях есть наемные работники, которым надо как-то рассчитывать заработную плату, надбавки и премии к ней, вычитать суммы за испорченные материалы и причиненный ущерб и каким-то образом отражать эти расходы в балансе. Все виды расчетов с работниками организации отражаются на счете 73. Также на этом счете могут отражаться расходы, связанные с займами работника у предприятия, суммы материального возмещения работникам от учреждения и т. д.
Какие проводки осуществляются по счету 73? Самые распространенные:
- 73-50 — выдан займ сотруднику;
- 73-94 — списан материальный ущерб на виновного работника;
- 50-79 — работник возместил причиненный ущерб в кассу.
Как быстро выучить бухгалтерские проводки?
Начинающие бухгалтеры пытаются зазубрить счета и проводки по ним. В итоге в голове все путается, и они совершают непростительные ошибки. Гораздо проще понять суть, осознать важность и необходимость того или иного счета в тандеме с проводками. Бухгалтерские счета следует сгруппировать по принципу использования, так будет легче их запомнить, например:
- счета по товарно-материальным ценностям — 01, 21, 41, 43;
- счета по денежным средствам — 50, 51, 52;
- затратные счета — 20, 23, 25;
- финансовый результат — 90, 91, 99.
Также важно понять основной принцип формирования бухгалтерских проводок. Всегда слева отражается дебет, справа — кредит. По итогу внесения всех проводок за подотчетный период образуется оборотно-сальдовая ведомость. Любой человек с высшим экономическим образованием сможет почерпнуть из этого документа много важных сведений об организации. Например, на какую сумму было закуплено материалов за отчетный период, сколько затрат понесла организация в общем и в частности по той или иной статье расходов, размер выручки за реализованный товар, какую сумму средств организация задолжала поставщикам и многое другое. В общем, это совершенно несложно и реально осуществить.