"Институции" Юстиниана: содержание и общая характеристика

В истории юриспруденции «Институции» как составная часть свода Юстиниана – это важнейшая составляющая в кодификации римского права. Они вошли в состав Corpus iuris civilis, созданного по указу Юстиниана I, императора Византии. В основе их текста лежат «Институции» известного юриста Гая, созданные им во 2-м веке. В то же время были использованы также и сочинения других авторов 2-3 веков. Речь идет об Ульпиане, о Марциане и Флорентине.

Общие сведения

Книгу составили Трибониан, Феофил и Дорофей, представив ее императору 21.11.533 г. Этот день является днем их официального опубликования. А день вступления в силу – 30.12.533 г. Ввод документа в действие был регламентирован специальной конституцией Юстиниана. Условно она называлась Imperatoriam. Он именовал издание «наши институции» или «наши законы». Хотя сам император в подготовке книги участия не принимал, сборник издали от его имени.

«Институции» как часть кодификации Юстиниана представляют собой учебник по римскому праву, предназначенный для студентов-первокурсников. Однако отличие его от учебника Гая состоит в том, что он имеет юридическую силу.

Основная структура заимствована у Гая. 4 книги разделены на титулы. Что касается современных изданий, то там существует разделение и на параграфы. Вскоре после того как была осуществлена кодификация, был издан парафраз «Институций» на греческом языке. Автором его был Феофил. Он был написан для тех студентов, которые не владели латинским языком.

Институционная система

Чтобы разобраться в том, что представляют собой «Институции» Юстиниана, следует понять принципы их построения. Как уже было сказано выше, они были заимствованы у Гая. Система предполагает отсутствие общей части. Вместо нее обычно используют краткий вводный титул, где оговаривается опубликование, действие и применение законов. В связи с этим нормы, которые носят общий характер, находятся в каждой книге. В этой системе были заложены основы романской системы частного гражданского права.

По ее принципам построен, например, Кодекс Наполеона 1804 г. Он разделен на три части, из которых первая посвящается лицам, вторая говорит о видах имущества, а третья рассматривает способы приобретения собственности. Это выражается формулой: «лица – вещи – обязательства». Впоследствии институционная система с некоторыми изменениями была воспринята в таких странах, как Испания, Бельгия, Португалия.

Эта система противопоставляется пандектной системе и по юридической технике несколько уступает ей. Последняя соответствует построению «Дигестов» Юстиниана, иначе называемых Пандектами. В переводе с греческого πανδέκτης значит «всеохватный», «всеобъемлющий». Пандектная система предполагает выделение в отдельные разделы общей и особенной частей законов и кодексов.

Структура и состав

Как уже говорилось, в «Институции» входит четыре книги. Они разделены на 98 титулов. По содержанию они делятся на три части:

  1. Personae (право лиц).
  2. Res (вещное право).
  3. Actiones (иски).

Последний титул (книга 4, №18) посвящен публично-правовым вопросам, что говорит о влиянии Институций, составленных Павлом.

Краткое содержание книг

Оно выглядит следующим образом:

  1. Книга 1-я. Общетеоретические правовые положения и сведения, касающиеся источников римского права. Право лиц, освещающее статус свободных граждан и рабов. Семейное право, содержащее такие институты, как брак и усыновление, а также корреспондирующие с ними нормы по опеке и попечительству.
  2. Книга 2-я. Вещное право, в которое включены: виды вещей, владение ими и прочие вещные права. Дарение и наследование в соответствии с завещанием.
  3. Книга 3-я. Нормы наследования по закону. Виды различных обязательств, таких как аренда, купля-продажа и другие. Порядок заключения разных договоров.
  4. Книга 4-я. Регламентирование внедоговорных обязательств, вытекающих из деликтов и квазиделиктов. Институты процессуального права, где речь идет о видах исков, порядке их возбуждения, обеспечении исков, ответственности за нарушение процессуальных норм, о статусе судьи в гражданском процессе и прочее. Последний титул содержит уголовно-правовые нормы.

Прообраз лизинга в институциях Юстиниана

Делая попытку проведения анализа истоков такого правового явления, как лизинг, исследователи приходят к выводу, что его классический прообраз нужно искать в римском праве. Именно оно заложило основу развития правовых систем Европы, подарив миру вечные истины правовой мудрости.

Как считает Е. В. Кабатова, являющаяся автором глубоких исследований, которые посвящены проблемам лизинговых отношений, у их истоков могли находиться институты вещного и обязательственного права, отраженные в «Институциях» Юстиниана.

Эти институты заключают в себе идею, рассматривающую владение вещью без установления права собственности на нее. Во-первых, имеется в виду узуфрукт, представляющий собой одну из разновидностей личного сервитута. Во-вторых, речь идет о договоре найма вещей.

Обязательственное право

Как определяют обязательство «Институции» Юстиниана? Там они рассматриваются как правовые узы, которые связывают человека необходимостью исполнения чего-либо в соответствии с правом государства.

Основания возникновения обязательств у Юстиниана разделяются на четыре источника. Речь идет о:

  1. Контрактах.
  2. Квази-контрактах.
  3. Деликтах.
  4. Квази-деликтах.

Под содержанием обязательств понимались действия должников. В «Институциях» говорилось о:

  • передаче вещей;
  • уплате денег;
  • оказании услуг;
  • производстве работ.

Иными словами, здесь применяется формула: dare, facere, praestare, что значит «дать, сделать, предоставить».

Выделялись обязательства, которые пользовались исковой защитой, а также натуральные обязательства. В первом случае при неисполнении обязательств кредитор мог добиваться осуществления своих прав в принудительном порядке. Однако второй вид не был вовсе лишен правового эффекта. То, что уже было уплачено по такому обязательству, не подлежало истребованию как недолжно уплаченное.

Использование в дальнейшем

В Средние века «Институции» Юстиниана являлись основным источником, из которого черпались сведения о римском праве. При этом они также продолжали иметь силу закона. До сегодняшнего дня дошло большое число их рукописей. Самые древние из них относят к 9-10 векам. Всего их насчитывается свыше трехсот. Важнейшими из них являются Бамбергская и Туринская.

До того как в 11 веке вновь открыли «Дигесты», «Институции» продолжали быть основным пособием, по которому изучалось римское право. Их рано стали подвергать глоссированию. Множество глосс осталось в Туринской рукописи. Их составление продолжилось и в 11-12 веках. В 13 веке Аккурсием была создана «Ординарная глосса», она охватывала весь Corpus iuris civilis, включая и «Институции». Тем самым процесс глоссирования этого памятника был завершен.

«Институции» переведены на русский, английский, испанский, немецкий, голландский, итальянский, португальский, турецкий, румынский, французский языки.

Значение

Сегодня «Институции» Юстиниана – памятник римского права, являющийся одной из четырех частей его кодификации (Corpus iuris civilis). Ранее они имели двоякое значение:

  • Во-первых, были учебником для школ права, утвержденным официально. Его изучали на протяжении первого семестра пятилетнего курса.
  • Во-вторых, наравне с Кодексом Юстиниана и «Дигестами», являлись одновременно и действующим законом.

Недостатки книги состоят в искусственном соединении институтов, относящихся как к формулярному, так и к экстраординарному процессам. Среди достоинств памятника – наличие легальных определений и разъяснений общих понятий, а также цитирование различных точек зрения классических юристов.

Все нормы, входящие в «Институции» Юстиниана, вносили значительные изменения и в классическое, и в постклассическое римское право.

Комментарии