Эстетическое сознание. Гармония мира. Эстетический идеал

Эстетическое сознание является системным образом реальности с несколькими особенностями. Оно существует наряду с религиозным, нравственным, научным и так далее. Специфика эстетического сознания личности заключается в тесной связи с эмоциями. Многие философы старались его свести к сменяющимся эмоциям.

Свойства

Эстетическое сознание включает чувства, потребности, отношения, восприятие, вкус, суждения и так далее. Эстетические чувства близки естественному бытию человека, поскольку эмоции не принадлежат одному лишь человеку. По сути, это реальность, изучаемая психологическими науками. В тот же момент это предмет обобщений, как это было в концепции катарсиса, которая возникла в античные времена.

Примечательно, что в ходе рассмотрения искусства эстетическое сознание и эмоции личности будут отличаться от аналогичных, если человек рассматривает предметы действительности. Нарисованная смерть, изображенная в скульптурах, создает совершенно иное впечатление, нежели чем то же явление в реальности. Так же человек воспринимает абсолютно все – по-разному наяву и в искусстве.

В тот же момент возникающие в ходе оценки произведений эмоции не являются искусственными. Личность способна весьма сильно сочувствовать увиденному, буквально верить в происходящее на экране либо на холсте. Так человек вступает в игру, которую ему предложило искусство.

В ходе катарсиса человек испытывает облегчение. В этом проявляется то, как связаны эстетические идеалы и моральные. Эмоции подобного рода способны оказывать сильнейшее влияние на физиологию организма. При этом эмоции сами по себе порождаются физиологией, ведь невозможно испытать их, не имея соответствующие центры в головном мозге.

Формирование эстетических вкусов и потребностей человека важно, так как эмоции, пережитые в ходе оценки искусства, могут как приносить пользу, так и буквально убить человека.

Иногда человек лечится, взаимодействуя с искусством. Он использует собственное эстетическое сознание, чтобы вызвать необходимые ему эмоции.

Формы

В области эстетики имеется своя проработанная терминология. Согласно ей выделяется несколько форм эстетического сознания. К ним относят восприятие, переживание, наслаждение, идеал, оценку, суждение, вкус, взгляды и теорию.

Общие категории в эстетики – это прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное. Очень тщательно в ней рассматривают закономерности в искусстве.

Эстетическая потребность является стремлением найти красоту в окружающей действительности, выделить красивую составляющую видимых предметов. Предполагается изменение обстановки, а также непосредственно субъекта – личности. Чувство помогает конкретизировать потребность, благодаря ему человек осознает ее.

Эстетическое восприятие является целостной интерпретацией видимого. Оно и рационально, и эмоционально. Отношения в эстетике считаются соотнесением чувств с явлениями.

Вкус – это способность видеть различия в качественно разных эстетических явлениях, отделять прекрасное от безобразного и так далее.

Воображение позволяет видеть за видимым другое значение, представлять качества в других формах. По мере развития психологической науки открывается все больше способов изучить воображение.

Суждение обладает логической формой. Основание его будет определяться тем, как непосредственно субъект смотрит на мир, как чувствует себя в данный момент. Тут возникает важнейший вопрос: возможно ли добиться единого суждения посредством общепринятых средств оценки?

Нормы являются образцом, который закрепляет традиции, позволяет накопить определенный опыт, не начиная восприятие с нуля. Это важная часть эстетической культуры. В то же время норма способна обладать деструктивным действием.

Искусство

Рассматривая структуру эстетического сознания, нельзя не отметить то, насколько большую роль в нем играет искусство. В нем кроется великое множество возможностей для личности приобщиться к духовности, развить чувство вкуса, творческие способности.

Искусство является особым видом духовного освоения действительности. Посредством его человек выражает жизнь, создавая художественные образы. Истоки их лежат в объектах реальной жизни. Особенность искусства заключается в способности влиять своими эстетическими качествами на человека идейно. На протяжении всей человеческой истории оно обладало огромным значением в развитии социума. Искусство выполняло познавательную, воспитательную функции. Произведения искусства ярким образом влияют на общественное сознание.

Воспитательная функция проявляется в том, как искусство демонстрирует прекрасное и безобразное, формируя у воспринимающего способность различать их между собой. Также искусство обладает гедонистической функцией, по мнению ряда специалистов. Ведь оно доставляет человеку радость, пробуждает его духовные силы.

Идеал

Идеал является образцом высшей ценности. Это то, к чему личность стремится, критерий при оценке, объект суждений и средство развития эстетического сознания, вкуса. Идеал весьма конкретен, он обладает рядом ярко проявленных черт. Не всегда он истинен, так как каждая личность в качестве идеала способна выбрать что-то свое. Чтобы идеал мог сформироваться, необходим изначальный материал в действительности. В нем всегда есть черты, которые были заимствованы из реальной жизни, даже если идеал необычен.

В эстетической культуре Средневековья существовал способ приближения к переживанию совершенных вещей. Человек выбирал объект, который обладает чертами, интересными ему. В воображении он доводил эти черты до максимальной степени. В формировании эстетических идеалов происходит такой же процесс. Идеал происходит из действительности, но он отделяется от нее, поскольку прошел через процесс идеализации.

Воплощается он разными путями, и если один субъект в объекте разглядит идеал, другой найдет в том же издевательство над ним. Вариантов воплотить идеал имеется множество, и это следствие данного факта. Формирование его происходит в реальности на различных уровнях общества, в том числе в сфере экономики, политики. Они являются в данном случае субстратом. Мера ценности идеала, который был воплощен, – его характер, степень соответствия объекта идеалу, затраты на то, чтобы воплотить его.

В религиозной сфере идеалы связываются с объектами поклонения. Так, им является бог. Если религия теистическая, способ реализации данного идеала – это святые.

Структура

Подобно любой форме общественного сознания, эстетическое структурировано. При этом вариаций имеется множество. Большинство исследователей выделяет следующую структуру эстетического сознания.

Во-первых, это обыденное сознание. Во-вторых, специализированное эстетическое сознание. Первый уровень основан на эмпирическом опыте – эмоциях, переживаниях и так далее. Они характеризуются изменчивостью, непостоянством.

Специализированное сознание основывается на общефилософских представлениях об окружающей действительности, понятии о месте человека в мире.

При этом необходимо учитывать, что границы между двумя уровнями достаточно расплывчаты. Специфика сознания любого уровня включает и чувственность, и эмоциональность.

Гармония

Гармония в эстетике является соразмерностью составных частей, их слаженностью, органическим единством. В философских учениях Древней Греции она проявлялась в организованности космоса. Гармонию мира философы рассматривали с разных позиций. Так, Гераклит находил ее в диалектическом единении. В то время как история эстетики признала гармонию мира в качестве характеристики прекрасного. В эпоху Возрождения творцы считали, что в основе ее лежат контрасты. То есть уравновешенная картина мира будет гармоничной.

Эстетическая культура личности

Она демонстрирует степень развитости духовных сил в человеке. В том, чтобы развить ее, заинтересована и сама личность, и социум. Она включает рациональные представления о том, что прекрасно, а что – нет, а также чувство удовлетворения и наслаждения эстетическими сторонами реальности.

Авторству А. П. Чехова принадлежит фраза «в человеке все должно быть прекрасно». Примечательно, что, хотя провозглашается утверждение о разности мнений, объективные понятия и хорошего вкуса, и безвкусицы существуют. В человеческом сознании имеется некий идеал прекрасного. Если у личности имеется вкус, она будет качественно различать прекрасное и безобразное.

В то же время формулы хорошего вкуса не имеется, так как создание критериев происходит при воспитании чувств. Они находятся за пределами эстетических явлений. В то же время фраза «в человеке все должно быть прекрасно» включает чью-то позицию, и здесь всегда есть место относительности.

Деятельность

Сознание в области эстетики весьма тесно переплетается с деятельностью. Последняя бывает практической и духовно-интеллектуальной. К практической относят созерцание, осознание действительности в аспекте эстетики. Ни в каком случае она не будет сводиться исключительно к практике, и в этом проявляется особенность эстетической деятельности. Практическая эстетическая деятельность бывает в сфере быта, производства, религии, профессии, науки.

Высшей формой считается профессионально-художественная практическая деятельность.

Начало созерцательной деятельности лежит в природных объектах. Она проявляет то прекрасное, что есть в окружающей человека действительности.

Эстетическая деятельность в широком смысле считается преобразованием реальности. К примеру, это может быть совершенствование природы – деятельность здесь бывает утилитарной и созерцательной. Вне зависимости от того, сделал ли человек кустарник частью парка или просто запечатлел его на картине, деятельность совершается, и неважно, насколько ярки ее результаты.

Понимание производственной эстетической деятельности не заключается в одном лишь придании красивого облика предметам, связанным с производством. Каждый созданный человеком объект обладает первоначальным эстетическим содержанием. И несмотря на современную тенденцию не добавлять украшения в технику, как это делалось, к примеру, в 18-м веке, все же каждый объект производства обладает изяществом, особой формой.

Иногда достаточно лишь подчеркнуть уже имеющиеся свойства объекта, которые красивы сами по себе. Эстетическая производственная деятельность – это объект дизайна в первую очередь.

Научная деятельность нередко обладает эстетическим значением. К примеру, доказательства могут быть более изящными, математические формулы – более красивыми. Это относится к любой области современной науки. В то же время обнаружить здесь эстетические составляющие может лишь личность, обладающая определенным набором методов трансляции их. Необходимо обладать представлением о красоте в данной области.

Так как изначально человек черпал познания о красоте из трудовой деятельности, труд остается самой доступной сферой для реализации себя в эстетическом плане. К примеру, дизайн отражает то, как человек стремится сделать предмет удобным и прекрасным. Художественное оформление объектов труда человека превратились в объекты прикладного искусства.

Процесс

Прекрасен бывает и непосредственно процесс их изготовления. К примеру, красивыми бывают движения мастера своего дела. Прекрасное в процессе появляется не только из-за того, что человек трудолюбив и хочет работать, а из-за сноровки. Это самоценное занятие, которому личность отдается «из любви к делу».

Прекрасное способно проявиться и в интеллектуальной деятельности. Эстетика мышления – признак его действительности.

Эстетика проявляется и в повседневном поведении личности. Это культура общения. Вежливость также отражает эстетическую составляющую, она есть не из одних моральных соображений. Она превращает взаимодействие людей в нечто прекрасное.

Эстетическими качествами обладает также быт и досуг. Реализуя собственные потребности, организуя свою жизнь, человек также выражает эстетическую мысль. Гармония в данных областях является характеристикой прекрасного. Вовремя проявиться, прилечь или совершить повседневное может являться не менее, а то и более важным для прекрасной жизни, чем посещение театрального представления в стремлении к тому, чтобы жить красиво.

Эстетическое начало в текущий момент времени ярко проявляется и во взаимоотношениях людей с природой. С древних времен прекрасное в ней вызывало множество эмоций у человека. На данный момент взаимодействие с природой включает эстетику и в рассмотрении ее явлений, и в бережном пользовании ей.

Еще одну сферу эстетической деятельности представляет собой творчество. Выделяют профессиональную и любительскую его разновидность. Творчество считается наивысшей формой деятельности в области эстетики.

Отношения в эстетике – это совершенствование окружающей действительности в соответствии с понятии о прекрасном. Культура личности образуется в ходе развития эстетического сознания, творческих способностей. Оценку дает субъект, в ней выражается то, какой у него имеется вкус. Развитие хорошего вкуса происходит в ходе взаимодействия с искусством. Красота представляет собой чувственное выражение, в котором отражены закономерности жизни человека.

Место в общественном сознании

В структуре общественного сознания эстетическому отведено особое место. Оно способствует гармонизации множества явлений в духовности личности, а также социума. Особенность эстетического сознания заключает в том, что оценка отношений личности и действительности происходит с учетом идеала, вкуса и потребности.

Комментарии