Чем причащают младенцев в церкви?

Первое причастие ребенка – большое событие в жизни не только самого малыша, но и его родителей. И, разумеется, это повод для вопросов, сомнений и в некотором смысле, тревоги. Ведь общеизвестным является факт, что причащают в церкви красным вином.

Конечно же, многие родители ощущают волнение в связи с этим, ведь мало кому захочется давать алкоголь, даже в незначительных количествах, собственному ребенку. Особенно сильные сомнения одолевают тех, кто планирует окрестить грудного младенца и, соответственно, принять участие в таинстве причастия.

Нередко родителей одолевают и вопросы, связанные с гигиеничностью процедуры. Таинство причастия не подразумевает применения индивидуальной посуды, даже для самых маленьких. Не менее часто возникают и вопросы о том, обязательно ли участвовать малышам в Евхаристии после обряда крещения? Связаны ли неразрывно между собой эти таинства?

Чем является крещение? Можно ли причащать некрещеных детей?

Крещение – это самый первый, основной и главный обряд в жизни христианина. Только после его прохождения становятся доступны для участия другие таинства и в первую очередь, конечно же, Евхаристия. Соответственно, ответ на вопрос о том, можно ли причащать младенца без крещения, будет отрицательным. Разумеется, взрослые люди, не прошедшие через данный обряд, к причастию не допускаются. Это правило весьма категорично и никаких исключений из него не бывает.

Вопросы о том, можно причащать некрещеных младенцев, часто возникают у людей, мало знающих о христианских традициях, но старающихся посещать храмы. Аргументируются они обычно тезисом о том, что дети безгрешны, соответственно, их вполне можно допускать до церковных таинств. Однако это не так. Для человека, не прошедшего через обряд крещения, вне зависимости от его возраста, в причастии нет ни малейшего смысла. Иными словами, для малыша, над которым не совершался обряд крещения, Евхаристия станет всего лишь проглоченной ложкой вина.

Смысл обряда не только в том, что человек причисляет себя к христианам, но и в его духовном перерождении. Во время этого таинства водой смываются все совершенные ранее грехи. Человек словно умирает для своего прежнего существования и возрождается от Святого Духа для новой, праведной жизни.

В связи с этим у современных родителей, как правило, не воспитывавшихся в христианских традициях, нередко возникает вопрос о целесообразности крещения новорожденных. В православной традиции не существует никаких возрастных ограничений для совершения этого обряда. В крещение же младенцев вкладывается особый смысл – это знак того, что родители станут растить и воспитывать малыша в христианской традиции.

Чем является причастие?

Евхаристия или же причастие – одно из наиболее важных христианских таинств. Заключается оно во вкушении предварительно освященного хлеба и испитии вина. Соответственно, хлеб символизирует собой тело Господне, а вино – кровь Иисуса.

Смысл данного священнодействия заключается в том, что участвующий в нем соединяется с Богом во Христе. Причастие необходимо христианину для спасения души его и обретения вечной жизни в Царствии Небесном.

Установлено же это таинство было вовсе не церковниками, а самим Иисусом во время Тайной Вечери. Об этом рассказано во всех Евангелиях, которые, как известно, были написаны учениками Христа, апостолами. Предысторией же установления данного таинства, согласно Евангелию, написанному Иоанном, являлось чудо умножения хлебов.

В богословии Евхаристии придается и такое значение: человек был изгнан из Рая и стал смертным через пищу, а участвуя в таинстве, он искупает этот первородный грех. Иными словами, через причастие христианин принимает жизнь вечную.

Причастие занимает центральное место среди церковных таинств, поскольку оно выражает единение с Богом и позволяет верующим приобщиться к великой жертве Иисуса.

«Вещества таинства». Чем причащают в церкви?

Для многих современных родителей, не воспитывавшихся в христианских традициях, крайне актуальным является вопрос о том, чем причащают младенцев. Состав того, что находится в чаше для причастия, многих из них волнует намного больше, чем духовный смысл совершаемого таинства.

Традиционно для таинства используются хлеб и вино, так установил сам Иисус во время Тайной Вечери. В ортодоксальных православных храмах в качестве символического тела Господня используется особый хлеб – квасной. Он называется «просфора».

Вино же, символизирующее кровь Господню, в православных церквях разбавляют горячей или теплой водой. Но так поступают не повсеместно. Например, в армянских церквях вино не разбавляется водой.

Какое вино используется при совершении таинства?

Зачастую в вопросах родителей о том, чем причащают младенцев в церкви, присутствует интерес к сорту вина. Это действительно важно, поскольку данный напиток, даже будучи разбавленным, способен вызвать аллергическую реакцию у новорожденного.

Как правило, в большинстве российских церквей для совершения таинства причастия используются крепленые десертные вина из красных сортов винограда, например, «Кагор». Однако использование именно таких вин вовсе не является незыблемым правилом.

В каждой местности существуют собственные традиции того, какое вино будет символизировать во время священнодействия кровь Господню. Например, в греческих церквях нередко причащают прихожан белыми винами или же их смесью с красными, а в Грузии традиционно используется «Зедаше».

Соответственно, тем родителям, которым по каким-либо личным причинам важно знать, чем причащают младенцев в церкви, следует побеседовать со священником, служащем в том храме, где планируется приобщиться с малышом к таинству. Не нужно стесняться задавать вопросы священнослужителям, особенно в том случае, если они продиктованы не праздным любопытством, а опасениями или сомнениями.

Как скоро после крещения причащают детей?

В православии не существует каких-либо правил, прописывающих то, когда и как причащают младенцев после крещения. Нет даже единой традиции, принятой в народе. На Руси крестины проводились как на 8-е сутки после рождения, так и на 40-е. Могли окрестить младенца и в любой другой день.

После совершения обряда крещения человек, вне зависимости от его возраста, допускается к участию в таинстве Евхаристии. Не существует какого-либо расписания, регламентирующего количество причастий или же интервалы между ними. Соответственно, если взрослые люди руководствуются велением души или же наставлениями священников перед участием в Евхаристии, то в вопросах о том, когда и как причащают младенцев, решающее слово остается за их родителями.

Обязательно ли причащать детей? С какого возраста это делать?

Весьма широко распространено заблуждение, касающееся того, что крещеных малышей обязательно нужно причащать. Это вовсе не так. Таинство крещения не накладывает на родителей ребенка обязательства приводить его к Евхаристии. Нет никаких предписаний или постановлений, регламентирующих то, с какого возраста причащают младенцев в церкви. Решение об участии новорожденного в таинстве принимают родители ребенка. Священнослужитель может лишь объяснить им смысл обряда причастия, рассказать о том, почему в нем нужно участвовать. Принудить к Евхаристии церковнослужитель не может.

В дореволюционные времена, когда религия была неотъемлемой частью жизни каждого россиянина, вопросы о том, когда и как причащают младенцев после крещения и нужно ли это делать не были актуальны. Люди приходили на церковную службу, разумеется, у молодых матерей на руках были дети. По окончании молитв все прихожане выстраивались в очередь за причастием. Соответственно, причащал священник и дитя, и его мать, как и других людей, присутствующих в храме.

То есть вопросов о том, с какого возраста причащают младенцев, не возникало, потому что Евхаристия была традиционной, неотъемлемой и естественной частью жизни. Прошедших крещение новорожденных деток причащали вместе с их матерями. Никакого расписания частоты причастий, разумеется, тоже не существовало. Как минимум раз в неделю, по воскресеньям, новорожденные участвовали в Евхаристии, разумеется, если их родители посещали службу.

В современных условиях далеко не все родители могут позволить себе еженедельное посещение воскресной службы. Не все понимают и то, зачем причащать младенцев. Церковнослужители не обязывают родителей новорожденных к участию в таинстве. Даже если малыш находится на руках у отца или матери, то причаститься вполне могут только лишь взрослые. Более того, можно и вовсе не вставать за причастием. Но отказываясь от участия в Евхаристии с ребенком, не следует забывать о том, что привычки человека закладываются в самом раннем его детстве, тогда, когда он только начинает познавать мир.

Есть ли отличия между причастием детей и взрослых?

Часто родители полагают, что не является гигиеничным то, как причащают младенцев после крещения. Грудничка лучше поберечь и привести к Евхаристии в более старшем возрасте. Многих смущает и то, что кровь Христову символизирует алкогольный напиток.

Действительно, никаких особых условий для участия в таинстве новорожденных, как и детей более старшего возраста, не предусмотрено. То есть младенца причастят той же ложечкой и тем же напитком, что и прочих прихожан.

Единственным отличием между участием в Евхаристии для взрослых и малышей является то, что детям не дают тело Господне, поскольку младенцы не смогут скушать символизирующий его хлеб. Просфору дают матери или же отцу малыша, сам ребенок получает только ложечку крови Господней.

Конечно же, в том как причащают младенцев в церкви большую роль играет и место в очереди за телом и кровью Господними. Родителей с малышами на руках всегда допускают к участию в таинстве первыми.

Как часто нужно причащаться?

Единого мнения о том, как часто нужно причащать младенца после крещения, не существует. Решение о том, насколько длительными будут временные интервалы между Евхаристиями принимают родители ребенка. Разумеется, у церковнослужителей есть рекомендации, касающиеся участия детей и их родителей в таинстве.

В вопросе о том, как часто нужно причащать младенца, большинство священников сходятся во мнении, что делать это нужно еженедельно. Взрослым же рекомендуется участвовать в таинстве не реже, чем раз в месяц. Однако человек, принявший крещение, может участвовать в Евхаристии когда угодно, хоть после каждой, посещенной им церковной службы, если испытывает такую душевную потребность.

Разумеется, самым логичным решением в вопросах о том, как причащают младенцев, насколько часто это нужно делать, станет простое следование ребенка за родителями. Это означает, что если мать или отец малыша встают в очередь за Святыми Дарами, то нужно взять ребенка на руки, а не исключать его из участия в таинстве. Так люди вели себя в старину, есть смысл последовать обычаю.

Причащаются ли в Великий пост? Чем время поста является для христианина?

Вопрос о том, как причащают младенцев в Великий пост, возникает у родителей не менее часто, чем прочие. Связано это с нежеланием людей нарушить какое-либо из церковных правил, о которых они попросту не знают.

Чем является Великий пост? Без сомнения, каждому, даже далекому от религии, человеку, известно, что это время отказа от определенных видов пищи и воздержания от увеселений. Однако время поста - это вовсе не период следования своеобразной диете и не так называемые «разгрузочные дни».

Ограничения в пище и образе жизни, практикуемые в течение данного периода, преследуют лишь одну цель – сосредоточение христианина на духовных потребностях и проблемах. Именно мыслям о вечном, о надобностях души, о том, чему не уделяется достаточное внимание в повседневной суете и обыденных заботах должно быть посвящено это время. В пост особенно много внимания верующие люди уделяют молитве и, разумеется, более часто посещают храмы. И, конечно же, таинство причастия в эти дни проводится.

Как причащают младенцев в Великий пост? Традиционно это делается после субботних и воскресных церковных служб. В целом, причастие можно принять не только в выходные, но еще и в пятницу, и в среду. Само таинство, совершаемое в этот период, не имеет никаких отличий от Евхаристии, проводимой в другие даты.

Как подготовиться к причастию?

Помимо вопросов о том, со скольки месяцев можно причащать младенца и как происходит таинство, многих родителей волнует и то, как нужно готовиться к участию в Евхаристии. В православной традиции принято перед причастием молиться, соблюсти пост и исповедаться. Разумеется, это относится к взрослым христианам.

В том, как причащают младенцев, ни о каких постах, исповедях и предварительных молитвах речи быть не может, ведь ребенок не может не кушать, да и разговаривать он еще не в состоянии. Но означает ли это, что готовиться к таинству не нужно? Вовсе нет. К причастию готовятся родители новорожденного, причем как за себя, так и за малыша.

Достаточно много вопросов возникает в связи с необходимостью исповеди. Нередко родители детей не понимают, для чего она нужна, если они не грешили. Действительно, у заботящихся о новорожденных детях времени на прегрешения не остается, но означает ли это то, что их действительно не было? Грехом является не только какое-либо действие, но и помыслы, эмоции. Раздражение, гнев, роптание, уныние – это прегрешения. Исповедь же – это способ покаяния, очищения души. Именно покаяние подготавливает душу христианина к принятию благодати, которую несет в себе таинство причастия. Поэтому исповедь – обязательное условие для допущения к Евхаристии.

Что же касается непосредственных действий, например, того, когда нужно кормить младенцев перед предстоящим причастием, то единого мнения на этот счет нет ни у церкви, ни у родителей. Процесс подготовки новорожденных к таинству индивидуален. Главное, чтобы малышу и его родителям было комфортно во время службы и при принятии Святых Даров.

Нередко молодые родители, акцентируя свое внимание на вопросах том, причащают ли младенцев, когда и как это делают, что входит в процесс подготовки новорожденных к принятию таинства, полностью забывают о том, что в храме присутствуют и другие люди. Если малышу будет жарко или холодно, захочется кушать или пить, потребуется сменить подгузник, ребенок начнет плакать, кричать. Надрывные детские крики – не лучшее звуковое сопровождение для молитвы, практически всех верующих, присутствующих в зале церкви, они отвлекают. Поэтому чрезвычайно важно перед посещением храма с новорожденным на руках определить оптимальный промежуток времени между кормлениями, одеть младенца в соответствии с температурными условиями и взять с собой бутылочку с водой и пустышку.

Поститься же и исповедоваться дети традиционно начинают с семи лет. Однако постепенно приучать малышей к ограничениям нужно начинать в более раннем возрасте. В том случае, если в семье соблюдается пост и родители сами регулярно причащаются, никаких особенных усилий не понадобиться.

О чем нужно помнить при принятии причастия?

Раздумывая над тем, как правильно причастить младенца, многие родители интересуются формальностями, относящимися к самой процедуре. Нужно ли им креститься, если на руках маленький ребенок? Следует ли новорожденного как-то особенно наряжать? Существуют ли какие-либо правила, регламентирующие позу малыша на руках? Вопросов, подобных этим, возникает достаточно много.

Хотя никаких ограничений в вопросах, связанных с тем, можно ли причащать младенца, когда и как это делать, не существует, некоторые церковные традиции все же есть. Как правило, к причастию с малышами на руках, люди выстраиваются после утренних воскресных или субботних служб.

Негласный, но неизменно соблюдающийся порядок принятия таинства таков – сначала причащаются прихожане с новорожденными, потом дети постарше. Вслед за ними таинство принимают мужчины, и лишь после них наступает черед женщин. Это не является незыблемым правилом, но исторически сложился именно такой порядок.

При подходе к священнику новорожденный должен лежать на правой руке матери или же отца. Сначала церковнослужитель причащает малыша, а потом его родителей. Перед тем как направиться к принятию таинства, личико новорожденному нужно открыть, а ручки скрестить на груди. При этом сверху нужно разместить правую.

Конечно же, это можно сделать только, если маленький спит или дремлет. Ребенок, находящийся в бодром состоянии, обязательно станет двигать ручками. Переживать из-за этого не стоит, никаких церковных правил движения детских рук не нарушают. Разумеется, если новорожденный закутан в одеяло или конверт, то нет никакой необходимости раскутывать малыша ради того, чтобы придать его ручкам определенную позу. Такие действия могут привести к переохлаждению. Достаточно будет просто открыть ребеночку лицо.

Просфору младенцам не дают, но его родители причащаются как кровью, так и телом Господними. К этому нужно быть готовыми и не забывать о том, что в таинстве участвует не только малыш, но и те, кто держит его на руках.

Многих родителей волнует вопрос о нательном крестике. Нужно ли надевать его на шею младенцу? Ведь это достаточно опасно, ребенок может задохнуться. В старину их надевали на детей при крещении и не снимали. Однако это действительно потенциально опасно, поэтому нет смысла оставлять малыша с крестиком на шее постоянно, особенно в то время, когда за ним никто не следит. Но перед посещением церкви нательный крестик все же необходимо надеть.

Часто молодые родители считают себя обязанными отстоять с малышом на руках всю службу, даже если ребеночек ворочается, начинает плакать, кричать. При этом родители обычно испытывают стеснение и пытаются как-то незаметно успокоить младенца. Однако подобные действия обычно не имеют успеха. Наоборот, возня родителей с кричащим ребенком на руках еще больше отвлекает от церковной службы и молитв остальных прихожан, находящихся в зале храма.

Между тем, нет никакой необходимости отстаивать всю службу или же занимать себе место «в первых рядах», опасаясь долгого ожидания причастия. Если ребенок беспокойный или же взрослые впервые берут новорожденного на церковную службу и еще не знают, как маленький станет себя вести, встать лучше сзади, в непосредственной близости к выходу.

Если ребеночек начнет плакать или же ему что-то понадобиться всегда можно тихо выйти, а после вернуться на службу. Церковь не требует от родителей с новорожденными на руках непрерывного нахождения в зале во время всего служения. Опасаться же того, что придется слишком долго ждать причастия не нужно. Мать или отца с младенцем всегда пропустят вперед, вне зависимости от того, в какой части зала храма они находятся.

Собираясь с новорожденным на церковное служение, не стоит излишне беспокоиться о соблюдении формальностей. Никаких строгих правил, которыми бы регламентировалось приобщение новорожденных к Святым Дарам, в православной традиции не существует. Единственное условие, которое должно быть обязательно соблюдено, это прохождение малыша через обряд крещения.

Готовясь принять причастие совместно с новорожденным, задумываться следует ни о формальностях, а о духовных проблемах. Нужно отбросить суету и сосредоточиться на главном, например, на любви к своему ребенку и представлении его будущего. Дети очень тонко ощущают душевное состояние своих родителей, особенно матерей. Если в храме мать станет нервничать, суетиться, беспокоиться, это обязательно передастся малышу, и он заплачет.

Кроме этого, молодым родителям нужно помнить о том, что в церкви находятся и другие люди. Следует относиться с уважением к остальным прихожанам и постараться не доставить молящимся неудобств.

Комментарии