Луговые марийцы: происхождение народа, условия жизни и исторические факты

Россия является многонациональной страной, ведь в ней проживает большое количество разных народов. В республике Марий Эл живут луговые марийцы, имеющие свою культуру, язык и традиции, которые уходят корнями в глубину веков. История этого народа очень интересна, а их обычаи и красивые национальные костюмы поражают воображение. Прочитав данную статью, вы узнаете о луговых марийцах много нового.

Происхождение марийцев

Марийский этнос сформировался в IX-XI веках. О происхождении народа ученые и археологи спорят до сих пор. Некоторые считают, что марийцы близки к народу под названием меря. Кто-то пытается доказать его схожесть с представителями мордвы. Достоверно известно, что уже в IX-XI веках этнос делился на горных и луговых мари. Марийцы входят в большую семью финно-угорских народов.

Небольшой экскурс в историю марийского народа

В настоящее время в Марий Эл проживают луговые и горные марийцы. В чем разница между ними? Горные с древних времен живут на правом берегу Волги, и лишь некоторая часть обитает на левом берегу этой реки. Луговые изначально жили вблизи Малой Кокшаги, но позднее расселились и на другие территории. В настоящее время они проживают в Ветлужско-Вятском междуречье.

Выделяют три группы марийцев:

  • Луговые.
  • Горные.
  • Восточные.

Восточными себя называют те, что проживают в Башкирии. Согласно историческим источникам, они переселились туда из-за того, что не хотели принимать православную веру. Восточные и луговые марийцы имеют общий язык, поэтому отлично понимают друг друга.

Горные марийцы с XV века подчинялись русскому царю. Некоторые историки считают, что они присоединились к Русскому государству добровольно, другие же предполагают, что у них не было другого выхода. Луговые долгое время выступали на стороне татар. Присоединение луговых марийцев к русскому государству было очень длительным. Они долго сопротивлялись и пытались сохранить свою независимость. Однако правительству Ивана Грозного удалось подавить движение повстанцев, вследствие чего луговые марийцы вошли в состав Русского государства. Несмотря на то, что их присоединение не было добровольным, а большая часть этого народа испытала страшные потрясения во время Черемисских войн (под таким названием в исторических источниках сохранилась борьба луговых марийцев с Русским государством), они смогли сохранить свою самобытность и традиции.

Образ жизни

Луговые марийцы с древних времен занимались земледелием. Выращивали рожь, овес, гречиху, репу, ячмень. Практически все семьи имели свои огороды, где сажали овощи и плодовые деревья для своих нужд. Большинство представителей марийцев разводили скот: коз, коров, овец, лошадей. В настоящее время очень хорошо развито в республике Марий Эл пчеловодство, а мед, собранный на пасеках марийского края, славится по всей стране. Благодаря тому, что марийцы проживают вблизи рек и крупных водоемов, они всегда имели возможность ловить рыбу. Также пользуется популярностью охота. Многие занимаются лесными промыслами: лесозаготовками, смолокурением.

Жилище марийцев

В XIX веке луговые марийцы проживали в деревянных избах с двускатной крышей. Обязательным атрибутом дома была русская печь. Обстановка в избе была совершенно простая: вдоль стен размещались лавки, на стенах имелись полки для икон и посуды. Спали на кроватях или нарах.

В теплое время года еду часто готовили в летней кухне, которая представляла из себя небольшую постройку с земляным полом. Зажиточные марийцы строили большие двухэтажные кладовые. Внизу хранили продукты питания, а на втором этаже - ценную утварь.

Вера луговых марийцев

Несмотря на то, что марийцы были вынуждены под давлением принять православную веру, они не отреклись от своих традиционных обычаев. С древних времен они посещают священные рощи, которые на марийском языке называются кусото. В рощах проводятся моления и совершаются обряды. Самое большое и красивое дерево играет важнейшую роль, ведь оно считается главным. Луговые марийцы верят в верховного Бога Юмо, а также поклоняются его помощникам. В священной роще нельзя шуметь и петь. Это место очень важно для каждого представителя марийского народа. Во время посещения священной рощи мужчины разжигают костры, устанавливают котлы и варят еду. Главному Богу приносят дары: хлеб, мед, блины.

Обычаи и традиции

С древних времен марийцы объединялись в общины, куда входили жители нескольких селений. За невесту принято было платить выкуп, а ее родители, в свою очередь, давали приданное. Свадьбы были очень шумными и веселыми. Туда могли прийти все желающие, ведь создание новой семьи считалось грандиозным событием. Многие свадебные традиции сохранились у народа и по сей день. Жених с невестой и гости часто облачаются в национальные костюмы, звучат старинные марийские песни.

У луговых марийцев была развита народная медицина. Если кто-то болел, то принято было обращаться к знахарю, который обладал необъяснимой силой. Целители и сейчас очень сильно ценятся, а запись к ним составляется на несколько месяцев вперед. Луговые марийцы верят, что знахари могут излечить любые болезни.

Отражение традиций и обычаев на экране

Огромную известность этот народ приобрел после выхода на экраны фильма «Небесные жены луговых мари». В нем рассказывается о необычных традициях и вере марийцев. На первый взгляд может показаться, что это сказка, ведь сложно поверить, что подобные обычаи сохранились в наше время. Но на самом деле луговые марийцы смогли пронести их сквозь века. И по сей день они посещают священные рощи, верят в чудодейственную силу знахарей и колдунов, надевают на праздники свои традиционные наряды. Фильм «Небесные жены луговых мари» положительно оценили даже на Римском кинофестивале.

Наряды марийских девушек

Костюмы луговых марийцев заслуживают отдельного внимания. Представительницы женского пола предпочитали многослойные наряды, которые сложно было надеть самостоятельно. Важнейшую роль играли украшения из монет. Известно, что раньше их передавали по наследству из поколения в поколение.

Естественно, украшения надевали только по праздничным дням, а в рабочие будни предпочитали скромные костюмы из льняных и конопляных тканей. До XIX века женщины носили головной убор под названием «шурка». Он имел берестяной каркас и напоминал мордовские и удмуртские уборы.

Заключение

История и культура марийского народа очень интересна. В республике Марий Эл существуют музеи, побывав в которых, можно окунуться в прошлое и увидеть особенности быта горных и луговых марийцев. Также там можно полюбоваться невероятно красивыми костюмами, расшитыми монетами, бисером и украшениями.

Комментарии