Бессмертие души: идеи, учения, высказывания известных людей
Каждый человек, без всякого сомнения, хоть раз в своей жизни непременно задавался вопросом о том, что ждет его после смерти. Разъяснить это пытаются многочисленные учения и религии, содержащие в себе описание потусторонних миров.
Бессмертие души – это прекрасная мечта всех людей. Однако на сегодняшний день пока еще ни один мыслитель не доказал наверняка, что это возможно. Тем не менее существуют различные учения о бессмертии человеческой души. Согласно их убеждениям, каждое «Я» способно жить вечно и осознанно. Но в то же время не стоит забывать о том, что каждое учение является лишь видением проблемы, но вовсе не истиной.
Учение Сократа
Труды этого древнегреческого мыслителя ознаменовали собой настоящий переворот в философии, повернувшись от рассмотрения мира и природы к изучению человека. Первым среди греков Сократ заговорил о том, что люди состоят не только из тела, но и из души. Она является божественным началом человека и управляет его действиями.
У Сократа существовали свои доказательства бессмертия души. Ведь без нее, при наличии одного лишь тела, человек, по мнению античного мыслителя, и вовсе был бы лишен разума. Благодаря душе люди способны приобщиться к божественным знаниям.
Разум позволяет человеку познать окружающий мир, обладать членораздельной речью, творить добрые и злые дела. То есть душа осуществляет руководство телом человека. Однако при этом сама она управляется разумом.
Сократовская вера в бессмертие души подтверждена его последними беседами с друзьями. Подобные разговоры были тесно связаны с идеей о существовании единого божественного Разума. Он и сотворил мир на основании порядка и гармонии. Этот Разум, по утверждениям Сократа, является вечным от своего начала. Он и выступил той силой, которая наделила человека мыслящей душой, речью и бессмертием. Именно поэтому нам крайне важны знания не только о мире и природе, но и о собственной душе. Постигнув разумом собственное бессмертие, человек способен начать жить с соблюдением праведных законов и никогда не испытывать страха смерти. Помимо этого, он получит уверенность в своем будущем, представляющем собой загробное счастье.
В учении Сократа существует одна фраза, которая известна многим из нас и выражает основную идею трудов о бессмертии души античного мыслителя. Звучит она так: «Человек, познай самого себя!».
Учение Платона
Этот древнегреческий мыслитель был последователем Платона. При этом он стал первым философом, сочинения которого сохранились полностью, а не в кратких отрывках, которые цитируются в трудах других ученых.
В философии Платона одно из основных мест занимает идея бессмертия души Эта субстанция, по мнению античного мыслителя, правит всем, что находится на море и на земле, при помощи своих движений, которыми являются забота, усмотрение и желания. Платон утверждал, что Земля, Солнце и все прочее представляют собой лишь формы души. Сама же она первична, когда материальные тела являются производными. Их мыслитель рассматривает как вторичные объекты.
Платон пытается решить проблему соотношения материального и духовного. При этом он делает вывод о наличии в душах божественного, которое скрывается за объектами окружающего мира.
Платон верил в бессмертие души человека и в то, что она существовала всегда. Подобную идею он изложил в своих диалогах, некоторые из которых представляют собой притчи. Важное место в этих произведениях отводится вопросам загробного существования. О бессмертии души Платон поднял вопрос в своем прекрасном диалоге «Федон».
Характер аргументации
Тема бессмертия души является плавным продолжением всех философских идей Платона. Причем аргументы в ее пользу являются весьма разнообразными.
По мнению Платона, жизнь настоящего философа – это отрешение от всего чувственного и убежденная проповедь духовного мира как самого прекрасного, истинного и лучшего. Именно поэтому мыслитель не мог себе представить того, чтобы жизнь души прерывалась в момент смерти тела. Платон проповедовал отрешение от плоти или умирание ради получения сверхчувственного блага. Смерть он считал окончательным избавлением от всех зол и началом той новой жизни, которая ведет в идеальный мир. Причем в него Платон верил больше, чем в земную действительность.
Бессмертие души для древнегреческого мыслителя являлось нравственным требованием. При этом к метафизическим доказательствам он добавлял веру в загробное возмездие и в торжество правды. Увидеть это можно в таких его произведениях, как «Государство», «Горгия» и «Федон». В них мыслитель дает описание загробного суда над душой. Делает он это с использованием поэтических образов.
Аргументы о бессмертии души у Платона заключались в признании им ее предсуществования. Этот факт мыслитель доказывал исходя из рассмотрения природы тех знаний, которыми обладает человек. Согласно учению Платона, любое знание является лишь припоминанием. В противном случае оно просто немыслимо. Знание при этом является универсальным. Такие общие понятия, как сходство и несходство, различия и тождество, величины, множества и т.д., вовсе не даются человеку его опытом. Они предоставляются его душой. С их использованием становится возможным получать новые знания.
Тело и душа у Платона имеют четкое отделение друг от друга. При этом душа господствует над телом. Аргументы в пользу ее бессмертия Платон черпает из орфико-культовых и пифагорейских источников. Среди них:
- душа является однородной субстанцией, что можно приравнять к непреходящему бытию идей;
- наличие самодвижения души;
- познание подобного подобным, то есть душа, принимающая чистое бытие, обладает тем же источником.
Аргументированное доказательство бессмертия души в «Федоне» представлено диалектическим выводом о том, что эта субстанция, признаком которой является жизнь, никак не может быть причастна к ее явной противоположности – смерти. Свою мысль Платон подытоживает следующим предложением:
«...божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому... в высшей степени подобна наша душа».
Предсмертная беседа Сократа
Мнение о бессмертности души не является для Платона постулатом. Он пытается доказать свою мысль, предлагая несколько доказательств в ее пользу. Познакомиться с ними можно в диалоге «Федон». Здесь говорится о том, как друзья Сократа, пришедшие к нему в темницу накануне казни, ведут с ним последнюю беседу. Они интересуются у узника, почему тот слишком спокоен перед смертью. Сократ же при этом разъясняет то, что философу, вся жизнь которого является стремлением к умиранию, не стоит отказываться от него. Истинным является знание о неизменном и вечном. Таковым и является понимание идеальных сущностей, а также тех идей, которым душа родственна по своей природе. При этом Сократ говорит о том, что смерть является не чем иным, как отделением души от тела, которое из-за своих чувственных органов мешает человеку познать истину. Именно смерть и позволит сделать это.
Ученики остались недовольны этими словами. Они выразили свои сомнения по поводу бессмертия души. Сократ же предложил им четыре доказательства в пользу своей правоты.
Возникновение мертвого из живого
Как Платон доказывал бессмертие души? Аргументы в пользу этой идеи можно найти в первом разъяснении Сократа. Он рассказал своим ученикам о том, что все в этом мире возникает из противоположного. А именно белое - из черного, горькое - из сладкого, движение - из покоя, и наоборот. То есть все подлежит изменению, превращаясь в свою противоположность. Человек же, зная, что после жизни к нему придет смерть, может сделать на основании вышесказанного и обратный вывод. Ведь если мертвое возникает из живого, то может быть и наоборот. По утверждению Сократа, существенных изменений в этом мире не происходит. До своего рождения все души находятся в Аиде.
Доказательство от анамнесиса
В учении о бессмертии души Платона говорится о том, что знание - это припоминание. В сознании человека присутствуют универсальные понятия, что является подтверждением того, что абсолютные сущности вечны. И если душа уже знакома с ними, то и она была перед тем как оказалась в теле. Ведь до своего рождения человек никак не смог бы иначе получить знания о вечном и бессмертном. Это же доказывает и существование души после смерти. Подтверждение этому можно увидеть в следующих словах Сократа:
«Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти, из мертвого состояния. Но в таком случае она непременно должна существовать и после смерти, ведь ей предстоит родиться снова».
Простота души
Для того чтобы еще более убедить своих учеников, Сократ попытался представить им еще одно доказательство своей правоты. Он указал на то, что в этом мире существуют различные вещи, как простые, так и сложные. Однако изменению подлежат далеко не все из них. Касаться данный процесс может только сложных вещей. Лишь они могут распадаться и разделяться на некоторые составляющие, уменьшаясь или умножаясь при этом. Простые же вещи всегда остаются в одном и том же состоянии.
При этом Сократ утверждал, что сложным является все материальное. Простым же можно считать все то, что человек не может видеть. Душа и относится к безвидным сущностям. А они не способны распадаться и уничтожаться, что подтверждает их вечное существование.
Душа есть ее идея
Какие еще аргументы приводил Сократ в пользу своей правоты? Одним из доказательств бессмертия души в его разговоре с учениками стало рассуждение о сущности этой субстанции, ведь душа олицетворяет собой жизнь. Там, где есть одно понятие, непременно присутствует и другое. Не зря слова «одушевленное» и «живое» являются синонимами.
Однако при этом душа безвидна и нематериальна. То есть по своей сути она тоже является идеей. А может ли то, что неразрывно связано с жизнью, олицетворять собой смерть? И если мы утверждаем, что все в этом мире исходит из своей противоположности, то это вовсе не относится к идеям. Таким образом, душа, которая является идеей жизни и души, непременно будет вечной.
Почему это непременно произойдет? Да потому, что душа имеет такое отношение к жизни, как огонь к теплу. Представить себе холодное пламя просто невозможно. Так и душа. Представить ее без жизни также нельзя. К тому же любая вещь исключает из себя все то, что является для нее противоположным. Это же можно сказать и о душе. Она обязательно исключит из себя смерть.
Подтверждение идеи в других диалогах
Вера в бессмертие души была высказана Платоном и в других произведениях. Ими стали диалоги «Горгий» и «Государство».
В первом из них свои доказательства мыслитель аргументирует с использованием понятия о движении. Ведь выходить из состояния покоя любую вещь заставляет какой-либо другой объект. Тем не менее есть то, что движется благодаря самому себе. И если это происходит, то подобный процесс является бесконечным. Что же в человеке можно считать источником движения? Тело или душу? Ответ на этот вопрос однозначен. Душа приводит в движение тело, являясь таким же источником для самой себя. Именно поэтому она и является вечной.
В своем диалоге «Государство» мыслитель говорит о том, что смертным можно считать лишь те вещи, которые гибнут от тех или иных зол. Это может быть деление или уменьшение, пожар или любые другие внешние воздействия. Вещь при этом способна исчезнуть навсегда. Что же касается души, то на нее не смогут повлиять никакие изменения или зло. Душа не испортится и не исчезнет. Не изменит она, по утверждению Платона, и свою сущность. И это является еще одним доказательством того, что душа является бессмертной.
Труды Аристотеля
В каких учениях обосновывается бессмертие души? Занимался решением этого вопроса и последователь Платона – Аристотель. В своих трудах он внес дополнения в идеалистическое представление своего учителя о душе. В его интерпретации она была представлена формой живого органического тела.
Аристотель утверждал, что проходя путь своего развития, душа пребывает на различных этапах. Именно поэтому и существует несколько ее видов. В их числе душа:
- растительная;
- животная;
- разумная, то есть ум.
Но на любом этапе причина движения души заключена в ней самой. И в этом заключается, например, отличие камня, который не способен перемещаться сам по себе, от животного и растения.
Рассуждая о душе, Аристотель выделяет ее разумный вид. Он утверждает, что такая ее форма вовсе не является энтелехией тела. Разумная душа даже не связана с ним. Ее существование отделено от тела точно так же, как вечное несовместимо с происходящим. При этом душа повелевает телом. Сравнить это можно с движением руки, управляющей орудием.
Аристотель признает душу некой сущностью, которая является формой тела, одаренного жизнью. Она является его подлинной сутью. Так, если бы в качестве живого существа рассматривался глаз, то его душой можно было бы считать зрение.
По мнению Аристотеля, животная и растительная души смертны. Распадаются они вместе с телом, в котором они находятся. А вот разумная душа божественна. Именно поэтому она является вечной.
Так, в своем труде «О душе» этот ученик Платона утверждает, что
«ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела».
То есть существовать эта высшая субстанция может и вне человека.
Рассуждая о душе и тех объектах, в которых она находится, Аристотель пишет о том, что творческий ум не только независим и свободен от реальных объектов, но и первичен по отношению к ним. Это и позволят ему создавать предметы, мысля их.
Мнение Канта
В каких учениях обосновывается бессмертие души? Поднималась эта проблема и в трудах немецкого философа Иммануила Канта, которые были созданы на грани двух эпох развития человечества – Просвещения и романтизма.
Этот ученый не видел познавательной ценности в применяемых до него понятиях «простой» и «сложный». Рассуждая о бессмертии души, Кант не мог согласиться с тем, что только на основании одних лишь абстрактных понятий предыдущими авторами был сделан вывод о бытии, который мог быть ошибочным. Для немецкого философа что-либо способно обрести реальность только после того как за ним встанет нечто наглядное. Именно поэтому, по мнению Канта, теоретически доказать бессмертие души невозможно. Однако он все же признает существование этого. В своем труде «Критика чистого разума», изданном в 1788 г., он говорит о бессмертии души как о концептуальном постулате, без которого теряет смысл само стремление человеческой души к высшему благу. Он говорит о том, что данный процесс направлен в бесконечность.
Квант при этом рассуждает об опасности отвержения бессмертия. Он утверждает, что без этого способно разрушиться основание этики благоразумия. Таким же образом им обосновывается и существование Бога, а также свобода воли. Хотя, по мнению философа, человек по-настоящему не способен познать ни того, ни другого.
Учение Больцано
Продолжала рассматриваться тема бессмертия души и в 19 в. В данный период ее осветил чешский математик и философ Бернард Больцано. Этот еретик и священник, создатель теории множеств, высказал свои убеждения по поводу платоновского аргумента о делимости. В его трудах говорится:
«если мы отчетливо видим, что наша душа есть простая субстанция, то у нас не должно быть сомнений и в том, что она будет существовать вечно».
При этом Больцано указывал на то, что простые структуры никогда не прекращают своего существования. Они могут лишь быть полностью уничтоженными. Но и все то, что человек воспринимает как исчезновение, является лишь изменением системы связей, имеющих место в границах одного субстанционного множества, которое остается неизменным.
Другими словами, по мнению Больцано, утверждение о бессмертии души может быть обосновано исходя из координат разума. Доказать же это эмпирически просто невозможно.
Древнеиндийская религия
Бессмертие души и Бог – это два неразрывно связанных между собой понятия. Проследить это можно в древнеиндийской вере, которая свидетельствовала о наличии неразрушимой духовной субстанции, проходящей через все формы существования. В основе учений этого религиозного направления лежит представление о том, что Бог всемогущ и един.
В священной книге брахманов Упанишады повествуется о различных высших силах. Однако по своей иерархии эти божества находятся ниже Атмана, которой является собственно личностью, а также Брахмана, то есть вселенской души. При прохождении человеком истинного познания обе эти субстанции сливаются, образуя единое целое. Это и позволяет возникать «изначальному Я». Подобный процесс описывается в Упанишадах так:
«Не умирает живая душа. Эта тончайшая субстанция пронизывает Вселенную. Это – Истина, это – я, это – ты».
Учение Шопенгауэра
Этот философ, ученик Канта, высоко оценил идеи древнеиндийской религии. Артур Шопенгауэр отнес мир явлений, воспринимаемый чувствами, к такому понятию, как «представление». Недоступную же представлению абстрактную «вещь в себе» Канта он изложил в качестве неподвластного разуму стремления к существованию.
Шопенгауэр утверждает о том, что
"животные в сущности и в главном вполне такие же существа, что и мы",
и что
"различие состоит лишь в неповторимости интеллекта, а не в субстанции, которая есть воля".
Христианство
Разграничение тела и души можно увидеть и в Ветхом Завете. Причем эта идея была взята христианством под влиянием учения Платона в 3 в. до н.э.
Из текста Священного писания может быть сделан вывод о том, что души людей вечны. Причем касается это как праведников, так и грешников. Человек, согласно христианскому учению, состоит из тела и души. Причем каждый из этих элементов не может являться всем человеком. Душа после смерти исходит из тела. Далее она находится в ожидании Второго пришествия Христа. После него она вновь вернется в тело. Это даст человеку возможность либо бессмертно жить во Христе, либо обрести вечность, которая лишена причастия просвещающей энергии Божией.
Подобные взгляды являются явным противопоставлением тем, которые были выдвинуты философами. Ведь по православному писанию душа вовсе не является вновь созданной и рожденной. При этом она никогда не существовала в виде идеи о неизменном мире. Душа, согласно христианской религии, бессмертна потому, что это является ее природным свойством, а также потому, что так желает сам Бог.