Григорович Дмитрий Павлович: биография, интересные факты
Григорович Дмитрий Павлович (1883-1938) вошел в историю как талантливый, образованный авиаконструктор и инженер. Его умом были сконструированы первые отечественные самолеты, однако и его не пощадила суровая репрессионная машина...
Биография Дмитрия Павловича Григоровича
Дмитрий Павлович появился на свет 25 января 1883 года. Родился в интеллигентной семье. Его род может похвастаться известными писателями по мужской линии. Отец работал на сахарном заводе, после начал служить в военном ведомстве. Ядвига Константиновна - мать будущего инженера - была дочерью земского врача. После выпуска из училища Дмитрий поступил в Киевский политехнический институт. В 1911 году уехал в Петербург, где начал заниматься журналистикой, издавая журнал технической направленности «Вестник воздухоплавания». Окончил два этих учебных заведения с отличием и отправился за получением опыта в Европу.
Любовь к конструированию
Двадцатый век стал переломным периодом в истории мира. Научно-технический рывок дал толчок развитию новых отраслей. Молодые интеллигентные люди начала двадцатого столетия увлекалась авиацией, это хобби появилось и у Григоровича Дмитрия Павловича. По воспоминаниям первой жены, в 1909 году Дмитрий окончил Киевский политехнический институт, затем начал увлекаться авиацией, заманив и ее в эту сферу. Именно тогда он загорелся идеей создания аэроплана собственной конструкции. Недалеко от своего института он арендует небольшое помещение и переделывает его в мастерскую.
Изобретения Григоровича Дмитрия Павловича
Интересные факты:
- Первый летательный аппарат Дмитрий создал из бамбука. По словам жены, их комната и мастерская была завалена бамбуком, моторами и прочими деталями. Название самолет не имел.
- В 1909 году был сконструирован маленький спортивный биплан Г-1 мощностью 25 лошадиных сил. Успешный тест прошел 10 января 1910 года в Киеве.
- Молодой инженер мечтал создать гидросамолет. Это желание имело логическое обоснование. Россия была богата водными ресурсами и нуждалась в самолете, который смог бы приземляться на воде. В 1913 г. была спроектирована первая в мире "летающая лодка М-1"
- Спустя небольшой промежуток времени была создана улучшенная версия " М-1", а затем "М-2" и "М-4"
- В 1915 году была спроектирована и собрана "летающая лодка М-5", которая во многом превосходила зарубежные аналоги.
- В самые горячие годы первой мировой войны молодой конструктор Григорович Дмитрий Павлович создал первый в мире гидросамолет-истребитель "М-11", кабина которого была оббита броней.
СССР перенимает опыт у западных стран
В конце 20-х годов советское правительство свертывает новую экономическую политику и встает на рельсы индустриализации. Сложная экономическая и техническая ситуация вынудила Сталина прибегнуть к разным, даже не к самым гуманным средствам.
В январе 1928-го Революционный военный совет СССР ознакомился с докладом начальника ВВС Петра Баранова о состоянии авиации. После ознакомления с ним Реввоенсовет постановил, что техническое состояние авиации находится на достойном уровне, за исключением истребительной ее части. Противоречила поставленным задачам и морская разведывательная авиация, что не удовлетворяло руководство.
Советское правительство приняло решение о создании конструкторского бюро по американскому образцу. США своих инженеров размещало в гостиницы повышенного комфорта, где создавались наилучшие условия для их жизни и работы. Однако вместе с таким уровнем жизни вводилась и строжайшая дисциплина с временной изоляцией от внешнего мира. Американцы заключили, что только в таких условиях секретные разработки и проектирования наиболее эффективны и защищены от вражеской контрразведки.
Арест и заключение под стражу
Казалось бы, за что может попасть за решетку гениальный инженер, подаривший не только своей родной стране, но и миру блестящие модели самолетов? За что арестовали Григоровича Дмитрия Павловича?
В Советском Союзе американским опытом воспользовались лишь частично. Разница заключалась в условиях жизни инженеров. Вместо комфортабельных номеров ученые получали тюремные камеры. Объяснялось это желанием властей организовать самую жесткую и строгую дисциплину. Юридически это было оформлено, как тюремное заключение по статье.
Прибывая в заключении, конструкторы спроектировали различные версии будущего истребителя. Самолету дали шифр ВТ-13 (внутренняя тюрьма – 13-й вариант). Над всеми инженерами, которых собрали в конструкторском бюро, главенствовал ОГПУ. После первых значительных результатов заключенным позволили увидеться с родственниками.
Спустя пару месяцев арестантам организовали приятную неожиданность. Их привезли в мастерскую завода под номером 39. Внутри ангара оказались относительно комфортные кровати и большой стол со стопкой газет и журналов, которые инженеры могли почитать. Им позволили разместиться по своему усмотрению и предоставили некоторую свободу. Арестованным давали большие порции на обед, через время им предоставили парикмахера, стали возить на автобусах в баню.
В таких условиях трудились великие инженеры сталинской эпохи, что, по мнению руководства, дало феноменальный результат. В 1991 году Григоровича Дмитрия Павловича реабилитировали.