Иудейская пасха - Песах. История и традиции праздника
Иудейский праздник Песах схож с православной Пасхой. Празднования также длятся неделю. Как вычисляется иудейская Пасха? Наступает она на четырнадцатый день священного месяца нисана, который соответствует марту-апрелю в григорианском календаре. Этот праздник считается самым главным и святым для иудеев, он знаменует начало зарождения еврейского народа. Как появился этот праздник? Какие традиции ему соответствуют? Как правильно соблюдать ритуалы и праздновать Песах?
Дата Песаха в 2019 году
Приближается период празднования главного торжества израильтян. В 2019 году иудейская Пасха выпадает на период с 19 по 27 апреля. Основной считается ночь с 19 на 20 апреля, далее - шесть дней праздничных будней и последний, седьмой день, выходной.
История праздника
Согласно традиционным верованиям, Песах отмечается в знак исхода иудеев из плена египетского. Подробное повествование о мытарствах еврейского народа излагается во второй книге Моисея – «Книге Исхода». Это второй из пяти томов Торы.
Само слово «песах» переводится как «перепрыгнуть». По другой версии - «проходи дальше». Что за праздник Песах? История иудейского народа начинается со времен Иакова. Он поселился с семьей на земле фараонов и жил богато и счастливо. Но годы шли, сменялись правители Египта, писались новые законы и устанавливались новые правила. Людей, прибывших из других стран, стали притеснять. Постепенно род Иакова из мирных поселенцев превратился в рабов.
Тем временем Моисею явились чудеса Господни. И приказал Бог ему следовать в земли египетские и освободить еврейский народ. Чудеса он посылал в знак своего намерения и благословения. Моисей предстал перед фараоном, но тот отказался отпустить иудеев. Тогда Господь наслал на него десять казней. Страшные бедствия захватили Египет: по стране пронесся мор и убил стада скота, пропал весь урожай.
Несмотря на грозящий голод и разруху, фараон не соглашался отпускать рабов. И пришло время самой страшной десятой казни. Господь проклял народ на земле египтян и сказал, что в одну ночь будут убиты все первенцы в каждом доме. Моисею же Бог дал предостережение. Для защиты иудеев и их детей на каждом доме, где они жили, необходимо было нанести метку. Вечером, перед наступлением кровавой ночи, евреи зарезали ягненка и его кровью на каждой двери нарисовали охранный знак. Ангел смерти увидел отметину и обошел еврейские семьи стороной. И в ночь на четырнадцатый день месяца нисана Ангел убил всех первенцев египтян, а еврейские первенцы остались невредимы. Именно этот знак и называется «Песах» (с иврита - «проходи мимо»). Только после этого фараон отпустил народ иудейский с Моисеем. Так четырнадцатый день нисана ознаменовался освобождением еврейского народа из под гнета египтян. И все дети иудеев были спасены.
Значение праздника для иудеев
Темой Исхода пронизана вся религия евреев. Следующие за ним события связаны с приходом на Израильскую землю и созданием отдельного государства. В древние времена праздник знаменовался гуляниями, богослужениями и торжественной трапезой с ритуальным умерщвлением ягненка.
Время празднования исхода евреев с египетской земли совпало с праздником прихода весны. Поэтому у торжества есть ряд схожих названий. Песах – основное наименование, смысл ритуального действа в чествовании еврейского народа в знак освобождения и получения независимости.
Второй вариант – Хаг а-Мацот, от слова «маца». Такое название у праздника появилось в связи с тем, что, уходя из Египта, измученные иудеи так спешили, что не успели взять с собой практически ничего. Еды у них тоже не было, хлеб приходилось готовить на ходу из того, что имелось в наличии. Так появилась маца – бездрожжевой хлеб. С ней связаны интересные ритуалы современного празднования Песаха.
Еще один вариант – Хаг а-Авив, в переводе - праздник весны. Это традиционный весенний праздник у многих народов, и иудеев в том числе. Знаменует начало посева, радость и новое рождение природы.
Четвертый вариант – Хаг а Херут, праздник свободы. Значение относится также к исходу иудеев. Песах по еврейским верованиям празднуется как время освобождения и справедливости. Существует целый свод законов празднования Песаха, название его – Псахим.
Подготовка к празднованию
Предшествует торжеству генеральная уборка. Особенность ее в том, что хозяину или хозяйке дома необходимо вынести и уничтожить то, что способно бродить (квасное). В эту категорию попадают все хлебобулочные изделия, крупы и злаковые, соусы и много чего еще. Эти продукты можно съесть до праздника или отнести в дом людей другой веры на хранение. Квасные изделия называются хамец.
Желательно, чтобы в процессе подготовки к празднику принимало участие все еврейское семейство. Так уборка проходит более тщательно, ведь запрещено нахождение даже крошки хамеца в жилище. Всю имеющуюся посуду промывают горячей водой, очищая от остатков пищи. Перед первым днем иудейского праздника Песаха традиционно хозяин дома со свечой в руке обходит все комнаты. В руках у него должны быть перо и ложка. Этот процесс символизирует розыски хамеца в доме. Найденное необходимо немедленно уничтожить.
Каббалистическое учение говорит о том, что брожение теста символизирует гордость в человеке - то, о чем он думает, когда его кто-то задел, обидел. Уничтожение хамеца направляет верующих на усмирение гордыни. Песах возрождает божественное в душе. Поэтому необходимо вымести из нее все лишнее, забродившее.
Ритуалы
Единственный хлеб, который разрешен в иудейскую Пасху, это маца. Она символизирует ту спешку, с которой евреи вырвались на свободу из рабства. Маца – это лепешка из не успевшего подойти теста. Готовность мацы достигается в период не более восемнадцати минут. К празднику готовят специальную лепешку, она называется шмура.
Для первого вечера празднования Песаха изготавливают три мацы и выкладывают одну на другую. К первому ужину готовятся все члены семьи. На стол накрывают самую лучшую скатерть и ставят красивую посуду. Если есть приборы из серебра, то разрешается использовать их. Особо верующие семьи держат отдельный набор посуды для торжества. На стол подают горькую зелень в знак горечи, перенесенной народом Израиля, и вино. Напитки для празднества должны быть приготовлены только евреем, иначе сок или вино будут считаться некошерными.
Существует отдельный свод правил иудейского праздника Песаха – Агада. Перед началом празднования хозяйка дома зажигает свечи, их должно быть не менее двух. Если Песах выпал на ночь с пятницы на субботу, то свечи используют те же, что для Шаббата. Зажигают их за восемнадцать минут до того, как солнце сядет за горизонт. На свечи читаются молитвы и благословения.
Когда Песах наступает в субботу, свечи ставят максимум через пятьдесят минут после захода солнца. В другие дни недели их вносят непосредственно перед началом празднования, но от огня, который был разожжен до захода солнца. Такие тонкости связаны с верованием, что в Священную Субботу нельзя прикасаться к тому, что дает огонь. А в праздники нельзя создавать пламя, но есть разрешение передавать его от одного человека к другому, зажигая свечу от другой свечи, например. Таким путем праздник отделяется от будней, освящается пламенем.
Седер Песах
В первый вечер праздника евреи собираются за богатым столом. Этот вечер называется Седер. Его суть сводится к тому, что евреи вспоминают исход из Египта (поминать в иудаизме запрещено, поэтому каждый Седер еврейские семьи заново проживают освобождение). Первым делом на стол ставится специальное блюдо. На нем в строго определенном порядке расположена кошерная пища. Каждый приготовленный продукт несет свой смысл и символику. Даже его место на блюде выбрано не просто так. Существует определенный порядок действий (само слово Седер переводится как «порядок») в процессе празднования первого вечера Песаха. Он состоит из нескольких этапов:
1. Кадеш. На этом этапе произносится молитва из трех благословений. Ее название – Кидуш. Этим действием дается благословение на празднование. Выпивают первый бокал вина. Рекомендуется для этих целей начинать с небольшой емкости, дабы выпить все целиком без остановки.
2. Урхац. Омовение рук. В процессе ритуала глава семьи восседает в начале праздничного стола. Предметы для совершения процедуры ему преподносят остальные члены семьи.
3. Карпас. Этим словом называют блюдо, состоящее из овощей. Для его приготовления используют картофель, сельдерей. Оно является символом тяжелого труда, который выполняли иудеи на египетской земле. Карпас перед тем как съесть обмакивают в воду с растворенной солью, символом слез, читают молитву-благословение.
4. Яхац. Приготовленную для торжественной трапезы среднюю мацу ломают на несколько кусочков. Самый крупный ломтик заворачивают в салфетку и прячут в доме. Тот из детей, кто найдет этот кусочек, получит подарок. Название этого ломтика мацы – афикоман. Оставшиеся кусочки прячут между двумя другими мацами.
5. Магид. На этом этапе пересказывают легенды по Агаде, истории об исходе евреев и о том, как зародился Песах. Изначально воспроизводят на иврите и в случае необходимости позже переводят для гостей. Далее младший ребенок задает главе семьи четыре вопроса о том, как отличается ночь Песаха от других, есть ли чего стыдиться евреям, почему иврит и историю израильтян забывают и об уважении к иудеям. Суть вопросов сводится к тому, что народ был рабом, а теперь освободился и может помнить свою историю и жить открыто, с гордо поднятой головой. Диалог строится в каждой семье, эта традиция уникальна и является центральной в ритуале Седера. После этой речи опустошают второй бокал вина.
6. Маца. Над второй мацой совершают молитву. Верхнюю разламывают на количество кусков, равное количеству присутствующих на торжестве. Съесть этот кусочек нужно в расслабленной позе, полулежа на подушках, как символ обретенной свободы и независимости.
7. Марор. Следующее блюдо, за которое принимаются празднующие, символизирует всю горечь иудеев в рабстве. Марор представляет собой горскую зелень или смесь с хреном, ее макают в харосет (своеобразный соус). Можно сочетать продукты, например, сделать бутерброд из мацы и марора. Он называется корех.
8. Шульхан-орех. Этап, на котором начинается пир. Можно есть все то, чем богаты хозяева стола. Подают суп, печеное мясо или рыбу.
9. Цафун. Процесс съедения нашедшегося кусочка мацы. Его делят на всех присутствующих и соединяют с той мацой, которая есть на столе. Это финальный прием пищи, после него трапезничать запрещено.
10. Барех. Заключительный момент. Читают молитву и опорожняют третий бокал вина.
Перед тем как выпить четвертый бокал, открывают дверь и «впускают» пророка Илию. Он оповестил иудеев о наступлении избавления от рабства и считается предвестником прихода Спасителя. Его бокал остается на столе нетронутым. Все присутствующие же допивают четвертый бокал вина, сопровождая это действо молитвами. В завершении праздничного вечера поют песни на тему иудейской Пасхи. Все участники трапезы общаются на богословские темы и о традициях празднования. Старшие делятся житейскими мудростями (ниже на фото - Песах в иудейской семье).
Что должно присутствовать на праздничном столе?
Перед началом вечера Седер иудеи определяют, какое место за столом достанется каждому из гостей. Подобным образом распределяются блюда, которые будут подавать к столу.
Единственным возможным хлебом, как уже упоминалось, является маца. Из бездрожжевой муки евреи делают пироги, клецки для супа, бутерброды, добавляют в салат и делают блинчики. Вкус пресной мацы возвращают иудеям память предков, символизирует лишения и горе, которые довелось перенести этому народу. Из ягненка на косточке готовят специальное блюдо – зроа. Вместо агнца можно использовать курицу. Это блюдо символизирует принесенного в жертву Спасителю барашка, кровью которого наносили знаки песах на двери еврейских домов.
Бейца – яйцо, сваренное вкрутую. В иудаизме оно означает возрождение и счастливую жизнь. Марор – горькая зелень (латук, хрен, базилик). Карпас – грубые овощи (часто вареный картофель) как символ непосильного труда рабов на египетской земле. Соус харосет – олицетворение жидкой смеси для постройки пирамид в Древнем Египте. Его использовали рабы-иудеи. В состав входят: яблоки, вино, приправы и грецкий орех. Существует масса рецептов по его приготовлению. На столе, как правило, дополнительно присутствуют орешки, фрукты.
Из напитков используется кошерное домашнее вино или виноградный сок. Отдельно взятый фужер олицетворяет четыре обязательства, которые Господь озвучил иудеям на исходе: «И выведу вас из-под ига египтян...», «И избавлю вас...», «И спасу вас...», «И приму вас...».
В первые сутки празднования евреям запрещено работать. Принято посещать синагогу, молиться, следовать традициям. Священнослужители благословляют народ на Песах.
Праздничные будни
В последующие шесть дней иудейская Пасха продолжается. Застолий, подобных Седеру, больше не будет. Благочестивые евреи работают меньше, когда празднуется Песах, или не работают вовсе. Ошибочно думать, что весь период празднования наполнен молитвами и поглощением пищи. На второй день принято посещать родственников, совместно с ними отдыхать и расслабляться. В Песах нельзя ни о ком забывать. Одиноких людей приглашают к столу соседи или знакомые. Израиль наполняется единым духом, общностью. Иудеи много общаются между собой, навещают родственников, с которыми долго не виделись.
Седьмой день
В этот день отмечают переход евреями во главе с Моисеем Красного моря. Попросив на морском берегу Господа о помощи, предводитель иудеев получил ее. Море разверзлось на две половины и перед присутствующими открылась дорога по его дну. На седьмой день праздника иудейской Пасхи планируют гуляния. Народ танцует, поет на улицах. А ночью устраивают представление с имитацией прохода сквозь морскую пучину.
Песах и Пасха
Несмотря на явное сходство в названии, эти два праздника имеют совершенно разные корни. Песах хронологически свершился раньше Пасхи, поэтому традиционно проходит в более ранние даты. В отличие от иудеев, которые в Песах отмечают освобождение от рабства, Пасха – это Воскресение Христа. Между собой праздники не связаны никак, хотя название у них схожи.
На Пасху принято накрывать богатый стол с использованием традиционных блюд (крашеные яйца, куличи, пасха). Но духовное наполнение торжеств совершенно разное, и отношения друг к другу они не имеют. Католическая и иудейская Пасха также сильно отличаются, хотя даты празднования часто совпадают. Католики, как и христиане, отмечают Воскресение Господне.
Интересные факты
Песах стал первым праздником, который начали отмечать евреи. Все иудейские торжества начинаются вечером, поэтому в дни их проведения закрываются раньше все учреждения, и евреи отправляются праздновать. Песах - не исключение. На время празднования хлеб пропадает не только в домах, но и на прилавках, чтобы исключить соблазн. Так как исчисление даты начала празднества происходит по еврейскому календарю, дата его начала каждый год меняется.
Маца как символ праздника иудейской Пасхи имеет несколько названий. В Торе она носит название «бедного хлеба» или «несчастного хлеба». Хоть состав ее не отличается разнообразием, на Песах печется специальная маца. Это не калорийный продукт, всего лишь 111 калорий в одном кусочке. В повседневности в мацу добавляют яблочный сок, ягоды, яйца и прочее. В Седер такой хлеб есть запрещено, разрешен исключительно бездрожжевой и без добавок. В 1838 г. А.Зингер изобрел устройство по производству мацы, но правоверные евреи стараются готовить ее дома. Этот хлеб нельзя есть целый месяц до наступления Песаха, чтобы потом лучше чувствовать его вкус. За день до прихода праздника мужчины-первенцы в семье должны соблюдать пост.
Три мацы на столе в вечер Седера – олицетворение коэнов, простых евреев и левитов. Через месяц после проведения Песаха те евреи, кто не смог отпраздновать по какой-то причине отмечают Песах-Шени. В этот день можно приготовить ягненка или курицу, а мацу можно есть, не уничтожая хамец.
В заключение
Что за праздник Песах? Он пробуждает в людях стремление к единению. Молитвы и богословские беседы стимулируют отказ от критики в отношении других. Во время празднований запрещено испытывать зависть и осуждать ближнего. Одинокого окружат заботой, голодного накормят. Основная мысль всего празднования - думать не только о себе, но и об окружающих, бескорыстно помогать.
Спасение народа иудейского путем перехода по пустыне, историческими сведениями не подтверждено. Из этого специалисты делают вывод, что исход, вероятно, произошел раньше, и его не смогли зафиксировать. Каббала трактует суть Песаха иначе. В метафорическом смысле иудеи избавились от гнета тиранов, и это способствовало установлению Израиля как отдельного государства. И все же празднования в честь освобождения евреев от рабства проводятся повсеместно, радость от обретения свободы до сих пор не утихает в крови иудеев. Говорят, что трапеза Седер – удивительное явление. Ведь на протяжении сотен веков ежегодно в каждой еврейской семье повторяется один и тот же сценарий проведения праздничного ужина. Сегодня в Израиле на Песах закрывают школы и детские сады, дети весь день находятся вместе с родителями. Израильтяне говорят, что в этот период трудно выйти на улицу, настолько там многолюдно.
Праздник иудеев Песах – древний, один из самых почитаемых. Десять заповедей Моисея, который бродил с евреями по пустыне сорок лет, легли в основу общепризнанных моральных ценностей.