Святитель Николай Велимирович Сербский - биография, деятельность и интересные факты
Балканы, конец 19 столетия. Именно с этим местом связано имя Николая Велимировича. Небольшая бедная страна, изнуренная жестокими войнами. Недавно освободившаяся от турецкого ига Сербия стремится в Европу. Перед крестьянской Сербией остро встает вопрос ликвидации неграмотности и дальнейшего неуклонного движения в ногу со временем.
Валево и Лелич
В ста километрах к юго-западу от сербской столицы Белград лежит местечко Валево – вчера еще центр мелкого ремесленного производства. Сегодня оно уже может похвастаться первыми промышленными предприятиями, железнодорожной веткой, линией электропередач. В городе открывается гимназия, впервые устраиваются театральные представления. Деревня Лелич - неподалеку от Валево на склоне горы Повлен. В самый бурный период сербской истории, непосредственно перед первым и вторым сербскими восстаниями, сюда из боснийской Сребреницы переселяется в начале 19 столетия Антоний Йованович. Во время борьбы за независимость он выделяется своей любовью к Отчизне и Богу. По окончании второго сербского восстания его избирают старейшиной. У Антония было два сына – Сима и Велимир. От них и пошли две ветви единого рода – Симовичи и Велимировичи.
Детство Николы Велимировича
Никола Велимирович – епископ в будущем – родился 23 декабря 1880 года. Начальную школу маленький Никола окончил в Леличе. Настоятель местного монастыря учил его любви к Отечеству и рассказывал о славном и нелегком сербском прошлом. Учителя Николы настаивали, чтобы после окончания начальной школы он продолжил обучение в гимназии. По окончании 6 классов гимназии Никола пытается поступить в военную академию, но безуспешно. В результате он становится семинаристом в Белграде.
Трудные годы учебы
Он живет в тяжелейших материальных условиях, однако оканчивает семинарию в числе лучших учеников. Некоторым подспорьем служит ему участие в распространении «Христианского вестника» и покровительство протоирея Алексы Илича, вокруг которого собирается своеобразный кружок. Алекса со своими последователями критикуют негативные явления высшей иерархии и ищут решения церковных проблем. Никола пишет и публикует свои первые тексты в «Христианском вестнике», исполненные юношеского жара и бескомпромиссности.
Работа учителем
Согласно порядкам того времени по окончании семинарии Николай Велимирович должен был сперва поработать учителем. Он получает распределение в родные места, в село Драчич. В Драчич молодой учитель привез с собой не только диплом об окончании семинарии, но и такую тяжелую болезнь как туберкулез кожи, заработанную в пору полуголодной жизни по сырым и темным углам съемного жилья. Врачи рекомендуют ему поехать на море. Пребывание в монастыре Савина нашло отражение в одной из его ранних работ.
Обучение за границей
А вскоре Николаю Велимировичу было суждено проститься с милой Сербией. Какое-то время он еще учительствовал в Лесковицах, когда неожиданно приходит известие о назначении ему стипендии для учебы за границей. Он отправляется учиться в Швейцарию. Приличная стипендия позволяла ему совершать поездки за пределы страны. Он слушал лекции лучших профессоров теологии в различных университетах Германии. Сдав в Берне последние экзамены, Никола защитил там докторскую диссертацию.
В 1908 году Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину. Среди сербов произошло великое возмущение, но в тот раз войны удалось избежать. В ту пору Николай Велимирович был уже в Англии. Он оканчивает философский факультет в Оксфорде, а докторскую диссертацию защищает уже в Женеве на французском языке.
Возвращение на родину
И вот возвращение в Белград. Два диплома, две докторских степени. Между тем его ждал не самый теплый прием. Чиновники от просвещения и метрополии не только не спешат распахнуть перед ним все двери, но и не признают его дипломов, заставляя дважды доктора оканчивать 7 и 8 класс гимназии и сдавать выпускные экзамены.
В этот период Николай Велимирович Сербский в третий раз оказывается на грани жизни и смерти. Первый раз это произошло, когда его еще младенцем пытались похитить разбойники. Второй раз уже в школьные годы его чудом спас старшеклассник, когда он уже захлебывался в реке. И вот когда по прибытии в Белград он схоронил брата, умершего от дизентерии, то в результате заразился сам. После трех дней нахождения в больнице врач заявил, что состояние его таково, что остается уповать только на Бога. Доктор Николай Велимирович отнесся к этому совершенно спокойно. После шестинедельной жестокой болезни он полностью поправился.
Пострижение в монахи
Прямо из больницы он отправился в митрополию и заявил, что хочет исполнить свой обет – принять постриг. Митрополит Димитрий отправил доктора Велимировича в ближайший монастырь, где после двухнедельного послушания он был пострижен 17 декабря 1909 года. Он получил монашеское имя Николай.
Великий дар проповедника
По Белграду давно шла молва, что доктор Велимирович обладает великим даром проповедника. Когда в столичной прессе появились сообщения о предстоящей проповеди иеромонаха Николая, все высшее общество поспешило занять места еще с раннего утра. В День святого архидиакона Стефана в храме собралась вся белградская элита. Люди внимали каждому слову проповедника, не скрывая своего восхищения. Для многих слово Божие впервые прозвучало тогда во всем своем небесном величии.
После такого успеха митрополит Димитрий направил иеромонаха на учебу в Россию. Уже после первых академических дискуссий со студентами и профессорами молодой сербский ученый и богослов стал известен и в Петербурге. Благодаря местному митрополиту Николай получает возможность путешествовать по России. Знакомство с великой страной, ее народом и святынями дало ему неизмеримо больше, чем пребывание в стенах академии. Под влиянием Достоевского и других русских религиозных мыслителей отец Николай начинает развивать идею всечеловека в противовес сверхчеловеку Ницше. Иеромонах Николай назначается младшим преподавателем Святославкой духовной семинарии.
Теперь из-под пера иеромонаха выходят большие по объему труды, которые сначала печатаются в журналах, а затем издаются отдельными книгами. Николай продолжает изучать философию, богословие, искусство. Выступает с проповедями. Много пишет и активно участвует в деле народного объединения. В 1912 году выходят его книги «Ницше и Достоевский» и «Подгорные проповеди». Наконец-то появился проповедник, которого ждал 20 век.
Участие в Первой Балканской войне
Зимой 1912 года начинается Первая Балканская война. Сербия вместе с другими православными странами выступает за окончательное освобождение полуострова от турецкого ига. Хотя он и не подлежал мобилизации, святитель Николай Велимирович Сербский вместе с армией отправляется на фронт. Он не только ободряет и утешает народ, но сам лично в качестве добровольца-санитара оказывает помощь больным и раненым. В 1913 году после победоносных и успешных для Сербии войн святой Архиерейский Собор, его участники единодушно предлагают возвести отца Николая на пустующий престол епископа. К всеобщему удивлению Николай заявляет, что не может принять этот выбор как в силу своего понимания всей ответственности епископского служения, так и из-за нездоровой обстановки, сложившейся вокруг.
1914 год – выходит новая книга его Проповедей, относящихся ко времени Балканских войн – «Превыше греха и смерти». Книга появилась в продаже непосредственно накануне Первой мировой войны. Европейская цивилизация вступает в период тяжелого кризиса, а перед Сербией встает вопрос о выживании. В первый же день мобилизации иеромонах святитель Николай Сербский Велимирович, работы которого известны уже во всем мире, прибывает в Белград и предоставляет себя в полное распоряжение военного командования. По окончании военных действий отец Николай возвращается в монастырь.
Участие в пропаганде в пользу Сербии
Небывалые успехи в начале войны привлекли к маленькой балканской стране внимание всей Европы. Когда на помощь Австро-Венгрии пришла Германия, для Сербии настали черные дни. Реальной помощи от армии Франции не было. В апреле 1915 года глава сербского правительства посылает отца Николая в Англию с целью пропаганды в пользу Сербии и сербской борьбы. После Англии он отправляется в Америку, где поражает публику своими правдивыми проповедями. Летом 1915 года Николай возвращается в Лондон. Огромные английские соборы не могли вместить всех желающих услышать его выступления. Войти можно было только по заранее приобретенному билету. В знак признания его совокупных трудов на английской земле архиепископ награждает его специальной грамотой и наперстным крестом.
Владыка Жичской и Охридской епархий
В марте 1919 года Святой Архиерейский Собор сербской православной церкви избрал Николая епископом Жичской епархии, а позже в этом же сане он был отправлен в Охрид. Владыка Николай не был обделен чувством юмора и умел использовать это качество как при общении с людьми, так и в некоторых своих проповедях, чтобы добиться большей убедительности и силы воздействия. Однако для современников он был прежде всего исключительной и таинственной личностью. Народ в Охриде его очень любил и уважал. В период его пребывания в Южной Сербии, нынешней Македонии, одну за другой выпускает Николай Велимирович книги: «Мысли о добре и зле», «Охридский пролог», «Миссионерские письма», «Религия интеллигенции», сборник песнопений «Духовная лира», «Война и Библия», «Царский завет». В Охриде владыка много делал для восстановления старинных монастырей. Тогда же он начал строительство церкви в родном Леличе.
По возвращении в Жичскую епархию владыка Николай тотчас приступил к восстановлению старых и строительству новых храмов и монастырей. У него появился еще один титул – владыка-восстановитель.
Участие во Второй мировой войне
Когда немцы в 1941 году оккупировали Югославию, владыка Николай был заключен под домашний арест в монастырь. Его постоянно возили на допросы. Горе, обрушившееся на сербский народ, оставило в сердце владыки незаживающую рану. Резко ухудшилось здоровье, но на допросах он всегда стоял, хотя немецкие офицеры предлагали ему сесть. В монастыре владыку навещают священники и монахи, что вызывает подозрение у немцев, и они усиливают караулы. Когда сестры выходят и заходят в кельи с зажженными свечами, часовые решают, что речь идет о тайной сигнализации. Однако обыск в монастыре не дает никаких результатов. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы иеромонах Василий не привез наградной лист, полученный владыкой еще в 1935 году от самого Гитлера за восстановленное немецкое военное кладбище времен Первой мировой войны. Тогда допрашивавший владыку генерал распорядился отпустить его.
Заключение под стражу и концлагерь
На рассвете 3 декабря 1943 года немецкие солдаты вошли в монастырь прямо во время богослужения и забрали владыку Николая Сербского. Там владыку ожидал настоящий тюремный режим – без права посещений, без разрешения покидать подворье, превращенное в место заключения. Только в воскресенье и по большим праздникам узника допускали в монастырский храм и позволяли служить литургию.
В сентябре 1944 года немцы отправили владыку в концлагерь Дахау в товарном вагоне. Велики были страдания сербского народа во время Второй мировой войны – массовые казни, огромные жертвы, понесенные в борьбе с оккупантами, а высший иерарх сербской церкви томился в концлагере. Больной и измученный, он делил участь прочих узников. Вскоре его перевели в тюремный лазарет. Но все же многочисленные ходатайства увенчались успехом – владыка покидает лагерь и под конвоем направляется на лечение в Баварию, а затем в Вену.
Долгие годы эмиграции
Говоря о жизнеописании святителя Николая Сербского, нельзя не остановиться на трудных последних годах жизни. После разгрома фашистов владыка Николай выбирает тернистый путь эмиграции. В 1946 году с сильно подорванным здоровьем он прибывает в Америку, все дальше от родной Сербии. В первый же год святителю Николаю присуждается степень доктора богословия Колумбийского университета. Не только православные христиане, но и другие конфессии в Америке считают владыку Николая апостолом и миссионером Нового Света. Он продолжает литературную и проповедническую деятельность.
Позже Николай удаляется в русский монастырь Святого Тихона. Там он преподает в духовной семинарии, потом становится ее ректором. Поддерживает связь с соотечественниками на родине – пишет письма, ободряет, поучает, посылает помощь. Своему племяннику он пишет: «Я не могу жить и молчать. На родине мне этого не позволят, а для тюрьмы я уже слишком стар». Многие в Сербии его уже позабыли, но коммунисты продолжают именовать его изменником и врагом народа. Гражданства социалистической Югославии он был лишен с первых же дней.
Книги святителя Николая Сербского читают тайком. Владыка пишет и проповедует до последнего часа своей земной жизни. В воскресенье утром 18 марта 1956 года в монастыре Святого Тихона во время молитвы перед Божественной литургией святитель Николай Велимирович мирно отошел к Господу. Весь мир простился с великой личностью.