Церковь Успения на Волотовом поле: история постройки, фото
Фрески Церкви Успения на Волотовом поле включены в список памятников архитектуры всемирного наследия. К сожалению, до наших дней дошли только копии, блестяще выполненные художниками Н. И. Толмачевской и Е. П. Сачавец-Федорович в двадцатых годах прошлого века. По яркости и сочности красок можно судить о гармонии, которая прослеживалась во всем внутреннем убранстве храма.
Памятник истории был варварски разрушен во время Великой Отечественной Войны. Фашисты сбросили на храм рекордное количество боеприпасов, разрушив его до основания. Пострадал от бомбежек и сам город. С начала июля 1941 года до конца августа авианалеты на Новгород носили ежедневный характер. Город с древнейшей историей целенаправленно разрушался фашистами.
История образования города,где располагалась церковь Успения на Волотовом поле
Бескрайнее озеро, полное рыбы, густые леса с разнообразной дичью надежно укрывали финно-угров от враждующих скандинавов. Они прятались от варваров на берегу единственной реки, вытекающей из Ильменя. Беспокойное озеро не давало шансов переправится на ладьях, поэтому люди жили спокойно. Мужчины охотились, рыбачили, а женщины с ребятишками собирали ягоды и грибы. В обилии и разнообразии питания племена росли и строились.
В шестом веке со стороны Смоленска пришли к реке славяне-кривичи. В восьмом - словены. Племена отлично уживались на берегах богатого рыбой озера Ильмень, пока скандинавы не нашли способ укрепить ладьи и переплыть неспокойный водоем. После нападения, жители будущей Новгородской земли стали платить варварам дань.
Колыбель Новгородского княжества
Чтобы сохранить благополучие, новгородцы были вынуждены начать торговлю, по примеру скандинавских купцов. Решение было принято на совете племен, ставшем прообразом знаменитого вече. Племена, покупавшие мир с варварами, стали расселяться вокруг озера. Иго должно быть сброшено, а удобнее всего победить врага рассредоточившись на своей земле.
Расселение помогло в освоении рек и прокладыванию Балтийско-Волжского торгового пути. Во-первых на берегах удобно строить корабли, во-вторых, чем больше рек освоено, тем лучше новгородцы владеют ситуацией, имея множество путей отступления или нападения.
Вторым решением межплеменного совета стало создание прообраза современного налогообложения и создание общей армии. Так, к концу девятого века на территории современной Новгородской области зарождались основы государственного строя.
Следующий шаг вожди объединенных племен сделали против своих врагов. Подкупили и переманили на свою сторону скандинавского князя с дружиной, которому в родных краях не хватало власти. Этот шаг положил начало династии Рюриковичей, сыгравшей в истории Руси важную роль. Князь исполнял обязанности суда и следил за равноправием.
От язычества к христианству
В десятом веке окрепшие новгородцы предприняли военный поход на Византию. Был проложен знаменитый торговый путь "из варяг в греки", завоеван Смоленск и Киев. Славяне объединились со своими восточными братьями и создали единое государство со столицей в Киеве. К середине десятого века в Новгород на смену кровавым языческим богам пришло христианство.
Новая религия насаждалась огнем и мечом. Киевский князь Владимир непременно желал окрестить русский север, богатый природными ресурсами. К концу десятого века желаемое было достигнуто и в Новгороде вырос многоглавый деревянный Софийский собор.
Инок Моисей
Епископский престол Новгородского княжества часто менял владельцев. Решение строить церковь Успения на Волотовом поле принимал архиепископ Моисей, ставший двадцать девятым церковным чиновником с конца десятого века.
Митрофан, будущий владыка, родился в Новгороде в богатой семье. Воспитывался в вере и страхе Божьем. В юношестве решил посвятить свою жизнь служению Христу и тайком от родных ушел в Тверскую область, в Отрочь монастырь. Богобоязненного послушника постригли в монашество с именем Моисей.
Инока нашла там безутешная мать и умоляла перейти в служение поближе к дому. Будущий владыка внял слезам женщины и перевелся в Колмов монастырь, расположившийся неподалеку от родного дома.
Архиепископ Новгородский
За высоту духовной жизни, смирение и кротость, Моисея скоро рукоположили в сан иеромонаха, а затем и в архимандрита, назначив настоятелем Юрьева монастыря в Новгороде. В начале четырнадцатого века митрополит Петр провел хиротонию и возвел святителя в сан архиепископа с назначением на должность Новгородского и Псковского владыки.
На годы жизни Моисея выпало немало испытаний. Многочисленные деревянные храмы погибали в страшных пожарах, на Новгород делали набеги ордынцы, страдал народ. А душа монаха искала покоя и уединения. Архиепископ Моисей имел тягу к строительству церквей и храмов, помогал монастырям.
При его правлении церковное хозяйство росло и крепло. Поэтому благодарные жители в середине четырнадцатого века уговорили его занять владычную палату еще раз. Смиренный монах не мог отказать горожанам. Приняв свое назначение как волю Божью, Моисей начал строительство Церкви Успения на Волотовом поле.
Уникальная роспись
В первой летописи Новгородского княжества описан указ владыки о строительстве каменного храма. Строители без промедления взялись за дело. Не прошло и десятка лет как Церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде начали расписывать внутри. Художник остался неизвестен, что неудивительно. Многие иконописцы обладали завидным смирением и считали себя лишь кистью, с помощью которой сам Господь воплощает святые образы.
Некоторые источники содержат так называемую "летопись" художников, но чести быть в нее занесенным удостаивались лишь те, кто писал иконы и украшал храмы во славу Божию, то есть бесплатно. В список также попадали имена благотворителей, за которых предстояло молиться во время Литургии. Сведений о мастерах, расписавших церковь, не сохранилось. Во время бомбежек фрески были почти полностью уничтожены.
План церкви Успения
На Волотовом поле раньше стоял монастырь, для которого и строился храм. Обитель не оставила каких-либо значительных следов в православной истории, кроме изучаемого строения. Монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины Второй, а все храмы обители переведены в статус приходских.
В начале двадцатого века власти намеревались создать музей на базе церкви Успения на Волотовом поле. Фото в архивах сохранили внутреннее убранство и архитектуру памятника в черно-белом цвете.
Также ученые составили план здания. Церковь Успения на Волотовом поле состоит из трех помещений: притвора, основного придела и алтаря. Это четырехстолпный, одноапсидный храм, характерный для каменного зодчества четырнадцатого века. Грубый прямоугольник стен смягчен плавными линиями крыши.
Впоследствии к храму пристроили еще два притвора. Над северным выстроили колокольню. Над входом в храм с запада были обустроены хоры из дерева. Церковь Успения на Волотовом поле в девятнадцатом веке потеряла колокольню. Доподлинно неизвестна причина такого архитектурного решения, возможно высокая башня обветшала. Взамен старой, над западным притвором выстроили новую двухъярусную колокольню, но былое очарование храму вернуть не удалось, сооружение было довольно неуклюжее. Общий внешний вид церкви огрубел, но внутренней красоте перестройки не помешали.
Фрески
Ценность росписей храма настолько высока, что даже советские богоборцы предприняли ряд шагов к сохранению памятника древней архитектуры. После снятия копий в церкви Успения на Волотовом поле, фрески реставрировались специально собранной группой ученых и художников.
Общая площадь расписанных стен и потолков занимала около трехсот пятидесяти квадратных метров. Реставраторы насчитали в храме более двухсот отдельных фигур и библейских сцен. Живопись занимала девять регистров, самые нижние из них покрылись слоем сажи. Оконные проемы и деревянные алтарные балки покрывал затейливый растительный орнамент.
Нижний регистр состоял из фигур среднего человеческого роста, около метра и семидесяти сантиметров, но чем выше устремлялись глаза прихожанина, тем крупнее были образы. Высота библейских пророков, выписанных в барабане купола, достигала двух с половиной метров. Ученые пришли к неутешительным выводам, осмотрев и проведя анализ росписи церкви Успения на Волотовом поле. История могла бы закончиться хорошо, если бы не пришла на Новгородскую землю война.
Восстановление храма
Летом 2001 года Министерство культуры Германии и России договорились о начале восстановления уникального памятника каменного зодчества, разрушенного в ходе боевых действий в 1941 году. Соответствующее соглашение было подписано Михаилом Швыдким. В Великий Новгород приехала группа реставраторов, немецкая сторона выделила безвозмездную денежную помощь в размере более миллиона долларов.
Работа закипела. Как феникс из пепла восстала обновленная церковь Успения на Волотовом поле. Отзывы и советы мастеров и ученых из Германии помогли российским реставраторам и художникам подобрать нужные материалы и воссоздать уникальные фрески.
Возрождение святых образов
Специалисты отмечают, что выстроить храм заново не было так сложно, как собрать фрески. В мастерские привозили огромные грузовики с битым камнем, который предстояло перебрать руками, откладывая все, что имеет отношение к внутренней росписи.
К 2003 году реставраторы смогли отыскать почти два миллиона кусочков. К конце первого десятилетия нового века удалось вернуть в храм «мученика Прокопия с орнаментом», двух неизвестных мучениц и «Сон Иакова», а в 2010 году свои места на стенах заняли «Архангел Михаил» и «Пророк Захария». Кропотливая работа ученых и мастеров двигается тяжело и медленно, но результат стоит потраченных усилий.