Понятие организации. Цель и задачи организации

В статье рассмотрим основные задачи организации. Ведь современное общество взаимодействует со множеством различных организаций. Это взаимодействие происходит ежедневно и определяет социальный, общественный, финансовый фон жизни человека.

Понятие организации - что это такое?

Организация определяется как группа людей, осуществляющих взаимодействие друг с другом для достижения общих целей, с помощью финансовых, правовых и иных условий. Цели пред ними устанавливает руководитель и обеспечивает их материальными, трудовыми, информационными ресурсами. Такой подход является эффективным методом координирования работ в компании для быстрого достижения определенных желаний. Чем она больше, тем выше цели и задачи организации.

Отличительные признаки

Каждая организация имеет свои отличительные признаки:

  1. Поставленные цели. Публично обозначенные цели определяют смысл существования, задают конкретное направление действиям участникам, связывают и сближают их. Но в то же время имеются предприятия, где целью выступает общее существование.
  2. Отчужденность, заключающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличием границ, отделяющих предприятие от внешнего окружения. Граница может быть материальной (стена, забор) и нематериальной (запрет, ограничения, уставы и пр.). Таким примером может быть замкнутый кругооборот средств финансовой организации, когда все затраты на производство полностью окупаются в результате продажи продукции.
  3. Распределение труда между работниками.
  4. Наличие экономических, технологических, управленческих информационных, социальных связей между ее отдельными компонентами, для обеспечения взаимной поддержки.
  5. Самостоятельное регулирование внутренних вопросов с учетом поставленных конкретных задач как внешних, так и внутренних. Такие задачи определяет внутренний центр, который координирует все виды деятельности, людей, причем их может быть несколько, но всегда есть главный.
  6. Организация отличается культурными ценностями, традициями, вероисповеданием, нормами поведения, символикой. Которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.

Задачи и функции организации имеют важное значение.

В чем состоят основные цели?

В каждой организации есть цель, в более крупных их может быть много. Это конкретный результат, строго определенный по времени, и являющийся необходимым для исполнения, определенный в первоначальной миссии.

Ключевой целью организации является собственное производство. Если у организации эта цель утрачивается или сознательно подавляется, то ее существование становится под вопросом. Если организация теряет внутреннюю ориентацию на выживание, сохранить ее могут только достаточно мощные внешние силы. В таком случае на восстановление потратятся большие усилия.

Преобразование ресурсов

Целью многих организаций является преобразование некоторых ресурсов для достижения результата. К ресурсам, которые так необходимы для организации, можно отнести: трудовые, финансовые, технологические, информационные.

Достижение целей всегда сопровождается ограничениями, которые задаются либо самой организацией, либо извне.

Внутренние и внешние ограничения

К внутренним ограничениям можно отнести: принцип фирмы, коэффициент издержек, производство, финансирование, уровень маркетинга, управленческий потенциал и прочее.

К ограничениям внешним относят: законодательное право, скачок инфляции, рынок конкурентов, изменения экономической конъюнктуры рынка, финансовый вопрос сотрудничества с постоянными партнерами и дебиторами и другими.

При этом устанавливая свои цели, организация в первую очередь определяет для себя важные четыре сферы:

  • доход организации;
  • сотрудничество с клиентами;
  • материальное обеспечение сотрудников;
  • социальная защита.

В крупных компаниях, имеются несколько различных структур и не один уровень управления, из чего составляется иерархия целей, которая представляет собой разделение целей высшего уровня в цели более низкого уровня. Особенность такого построения вызвана тем, что:

  • для высокого уровня иерархии определяются цели с более широким характером и большим временным интервалом;
  • цели же низкого уровня являются основой для реализации целей более высокого уровня.

В организациях проводят анализ существующих целей, используя для этого специальную модель. При построении этой модели их формулировка включает в себя: содержание миссии (что достигаем?), объем цели (каким должен быть масштаб?), время достижения (какой срок выполнения?).

Задачи организации

Основным направлением разделения труда в компании является определение проблем. Они предписываются не конкретному работнику, а непосредственно его должности, отделу или филиалам, которые решаются в определенном формате в оговоренный срок.

Задачи организации связаны в основном с планированием текущей работы и носят более оперативный характер. Разделяют их по выполняемой работе с людьми, с техникой, с информацией. Также к их общей характеристики относится: периодичность и время на выполнение.

Задачи деятельности организации тесно связаны со спецификой работ.

Чем занимается управляющий состав?

Основной задачей управления организации является успешное функционирование хозяйствующего субъекта. Причем прибыль не основная причина для существования предприятия. Доход гарантирует дальнейшее функционирование фирмы, так как получаемая прибыль позволяет преодолевать риски, возникающие с реализацией товара на рынке. При постоянном увеличении числа конкурентов, при изменениях условий финансирования, нестабильной хозяйственной конъюнктуры в отрасли, целью менеджмента становится преодоление всевозможных рисков.

Основные задачи организации управления заключаются в следующем:

  • подбор квалификационных работников;
  • материальное стимулирование работы сотрудников, создание комфортных условий для труда;
  • контроль выполняемой работой всеми подразделениями;
  • выход на новые рынки;
  • постановка целей для развития кампании;
  • выделение приоритетных целей;
  • своевременное решения возникающих проблем;
  • осуществление контроля за поставленными проблемами.

Структура

Задачи управления организации мы рассмотрели. На любом предприятии существует структура. Она выявляет связи и отношение между подразделениями различного уровня. Экономисты выделяют следующие виды связей:

  1. Вертикальные (руководитель – подчиненный).
  2. Горизонтальные – равноправные звенья управления, которые способствуют лучшему взаимодействию подразделений.
  3. Линейно-функциональные, когда функционал готовит информацию для руководителя, который берет всю ответственность на себя.
  4. Дивизионные - это структуры с самостоятельными собственными службами (к примеру, дочерние предприятие, которые оформлены как самостоятельное юридическое лицо).
  5. Матричные, при которых деятельность осуществляется сразу в нескольких направлениях. Данную конфигурацию можно использовать в проектной организации.
  6. Комбинированные группируют подразделения по различным признакам и критериям. Это дает возможность создавать систему, соответствующей стратегии, совмещать принцип единого руководства со специализацией. Но гибкая конфигурация не всегда получается, это приводит к частому взаимодействию по вертикали.

Выводы

В обязательном порядке должны быть разработаны задачи структуры организации, положение о подразделениях, регламент, должные инструкции, штатное расписание, регламент управления, бюджет. Для этого требуется исследовать специфику связей, экономическое и социальное положение компании. Лучшим управлением организации считается понимание основный черт и принципа функционирования, соответствия внешним обязательствам, успешное взаимодействие с различными структурами общества, как с коммерческими, так и некоммерческими.

Комментарии