Эпистема - это... Понятие, основные принципы теории, формирование и развитие
«Эпистема» — это философский термин, производный от древнегреческого слова ἐπιστήμη (epistēmē), которое может относиться к знаниям, науке или пониманию. Он происходит от глагола ἐπίστασθαι, что означает «знать, понимать или быть знакомым». Далее это слово будет сокращаться до буквы Э.
По Платону
Платон противопоставляет эпистему понятию «докса», которое обозначает общее убеждение или мнение. Эпистема также отличается от слова «техне», которое переводится как "ремесло" или "прикладная практика". Слово «эпистемология» происходит от эпистемы. Если говорить простыми словами, эпистема — это своего рода гиперболизация понятия "парадигма".
По Фуко
Французский философ Мишель Фуко использовал термин épistémè в специальном значении в своей работе «Порядок вещей» для обозначения исторического — но не временного — априорного суждения, которое обосновывает знание и его дискурсы и, таким образом, является условием их возникновения в определенной эпохе.
Утверждение Фуко об "épistémè", как отмечает Жан Пиаже, было схоже с понятием парадигмы Томаса Куна. Тем не менее есть решающие различия.
Парадигма Куна
В то время как парадигма Куна представляет собой всеобъемлющую "коллекцию" убеждений и предположений, которые приводят к организации научных мировоззрений и практик, эпистема Фуко не ограничивается только наукой. Она включает в себя более широкий круг рассуждений (вся наука сама подпадает под систему эпохи).
Смена парадигмы Куна является следствием ряда сознательных решений, принятых учеными для решения забытого набора вопросов. Эпистема Фуко же является чем-то вроде «гносеологического бессознательного» эпохи. Суть знаний об определенной эпистеме основана на наборе изначальных, фундаментальных допущений, которые настолько фундаментальны для Э., что они эмпирически «невидимы» для ее составляющих (таких как люди, организации или системы). То есть их не может познать обычный человек. Как утверждал М. Фуко, формирование эпистемы классической рациональности — сложный и многогранный процесс.
Более того, концепция Куна соответствует тому, что Фуко называет темой или теорией науки. Но Фуко проанализировал, как противоположные теории и темы могут сосуществовать в науке. Кун не ищет условий возможности противостояния дискурсам в науке, но просто ищет инвариантную доминантную парадигму, управляющую научными исследованиями. Эпистема же стоит над любыми дискурсами и парадигмами и, по сути дела, определяет их.
Пределы дискурса
Фуко пытается продемонстрировать конститутивные пределы дискурса и, в частности, правила, обеспечивающие его продуктивность. Фуко утверждал, что, хотя идеология может проникать в науку и формировать ее, она не должна этого делать.
На представления Куна и Фуко, возможно, повлияло представление французского философа науки Гастона Башлара о «эпистемологическом разрыве», как, впрочем, и некоторые идеи Альтюссера.
Эпистема и докса
Начиная с Платона, идея эпистемы сопоставлялась с идеей доксы. Этот контраст был одним из ключевых средств, с помощью которых Платон создал свою мощную критику риторики. Для Платона эпистема была выражением или утверждением, выражающим суть любого учения, т. е., была как бы его сердцевиной. Докса же имела гораздо более узкое значение.
Мир, приверженный идеалу эпистемы, — это мир ясной и твердой истины, абсолютной уверенности и стабильного знания. Единственная возможность для риторики в таком мире состоит в том, чтобы, так сказать, «сделать правду более эффективной». Предполагается, что между открытием истины и ее распространением существует определенная пропасть.
Можно утверждать, что мы даже не были бы людьми без нашего владения эпистемой. Проблема скорее заключается в том, что от имени эпистемы мы утверждаем: то знание, которым мы обладаем — единственно верное. Так нас заставляет говорить принятая в данный момент Э. Она имеет важное значение для нашей самоидентификации как людей, так же как и "техне". Действительно, наша способность объединять оба эти понятия отличает нас от других существ и от людей, живших в прошлом, а также от различных видов искусственного интеллекта. У животных есть техне, а у машин есть эпистемы, но только у нас, людей, есть и то, и другое.
Археология знаний Мишеля Фуко
Археологический метод Фуко пытается раскрыть позитивное бессознательное знания. Термин, которому посвящена статья, если говорить шире, обозначает набор «правил формирования», которые составляют разнообразные и гетерогенные дискурсы данного периода и ускользают от сознания сторонников этих различных дискурсов. Это основа всякого знания и общепринятого мнения. Позитивное бессознательное знания также отражено в термине «эпистема». Это условие возможности дискурса в данном периоде, априорный набор правил формирования, которые позволяют дискурсам и точкам зрения появляться на свет.
Критический этос
Отстаивание Фуко критического этоса через нашу историческую онтологию основывается на стремлении Канта и его заинтересованности исследовать пределы нашего разума. Однако проблема Фуко не в том, чтобы понять, какие гносеологические пределы мы должны соблюдать, чтобы не превышать их. Скорее, его забота об ограничениях связана с анализом того, что дано нам как универсальное, необходимое, обязательное знание. Ведь на самом деле представления об обязательном и необходимом знании меняются от эпохи к эпохе в зависимости от Э.
Критический проект Фуко, как он сам объясняет, не является трансцендентным в кантовском смысле, а носит исключительно исторический, генеалогический и археологический характер. Обдумывая его методологические подходы, а также чем его цели отличаются от целей Канта, Фуко утверждает, что его версия критики не стремится сделать метафизику наукой.
Принципы и правила
В своих работах философ Мишель Фуко обрисовывает то, что его археология стремится раскрыть. Это исторические принципы или априорные правила. Учитывая данную историзацию априори, требования к знаниям являются частичными, исторически ограниченными. Поэтому они всегда открыты для пересмотра. Из множества дискурсивных событий, которые анализирует философ, археология знаний изучает исторические закономерности и понятия об истинности. Такова суть эпистемы в философии.
Задача генеалогии, по крайней мере, одна из них, состоит в том, чтобы проследить различные непредвиденные обстоятельства, которые сформировали нас как людей и наши представления о мире. В целом критический философский дух Фуко стремится придать широкий и новый импульс свободе мышления. И у него это получается весьма удачно, ведь он считается одним из главных философов постмодерна. Эпистема — это самый важный термин в философии постмодернизма. Понимание ее очень интересно и познавательно, но разобраться достаточно сложно.