Иероглифы майя, история племени, значение и расшифровка

Если о древнеегипетском письме сегодня наслышаны многие, то иероглифы майя для обывателей нашего времени – гораздо менее известная тема. Ориентирующиеся в этой сфере признают, что письмо древних американских племен ни в чем не уступает по интересности древнеегипетскому, заслуживает не меньшего внимания. Как известно из истории, первое время ученые, занимавшиеся исследованием письменности американских древних людей, шли по тому же ложному пути, что и ученые, поначалу изучавшие письмо древних египтян. Но обо всем подробнее.

Общая информация

Как известно многим, первое время люди не могли понять древнеегипетскую письменность потому, что пытались каждый символ трактовать как слово или понятие. Такую же ошибку поначалу сделали исследователи символов, использовавшихся для письма майя. Древнеегипетские секреты смог раскрыть Шампольон в начале девятнадцатого столетия. Тайны письменности майя и сегодня открыты не все, а читать иероглифы, использовавшиеся этим племенем, научились лишь несколько десятков лет тому назад.

Ученые отметили немало общего с письменностью Древнего Египта. Удивителен тот факт, что люди были близки к пониманию иероглифов майя еще в шестнадцатом столетии, когда де Ланда сопоставил испанские звуки и символы письменности американских племен, соответствующие друг другу. Еще четыре столетия спустя ученые, вплотную занявшись этим вопросом, поняли, что средневековый монах был полностью прав в своих наблюдениях.

Сравнительно недавно ученые сопоставили египетские письмена и источники, сохранившиеся со времен майя. Выявили сходные принципы. Иероглифы – это логограммы, которые созданы для шифровки слов. Также майя использовали фонограммы, которыми обозначали звуки. Племена того времени пользовались детерминативами, которые записывались и проговаривались. Нередко письменность включала фонетические комплименты, а для записи слов использовали блоки в форме прямоугольника, что полностью соответствует принятым в Древнем Египте правилам. Правда, отличительной особенностью письменности майя было наличие сравнительно большого промежутка между блоками, предназначенного для отделения слов друг от друга.

Общее и не только

Изучая далее иероглифы майя, ученые определили ключевые отличия такой письменности от принятой древними египтянами. Например, американские племена читали слева направо. Тексты писали сверху вниз. Других направлений не было. Кроме того, применяли «семантический индикатор». Были изобретены методы отражения принадлежности слова к логограммам, специфическим образом обозначались фонограммы. Отдельные методы обозначения разработали для детерминатива. Чтобы формулировать абстрактные идеи, американские индейцы пользовались метафорами. Если сравнивать письменность майя и древнеегипетскую, можно заметить, что значимость метафоры для первых намного существеннее.

Нюансы лингвистической практики

Ученые, занимавшиеся иероглифами майя, определили важность осторожной работы с символами. Как показали практические занятия, нельзя все слова, все ассоциации воспринимать буквально. Иногда присущие языку метафоры полностью абстрактны, иногда говорят о реальных связях между объектами. Так, ягуар отображал власть, при этом имелось и реальное соответствие: царь имел право носить шкуру этого животного, а его трон изготавливали в форме тела ягуара. Это животное было жертвенным для посвященных правителю священных обрядов. А вот для отображения человека были цветы, кукуруза. Как и эти растения, простые люди существовали, дабы умереть, но одновременно в себе имели семена возрождения. Сотворение мира ассоциировали с водяной лилией, которая появилась в первобытную эпоху и появляется в водоеме, словно была чудом.

В работах лингвистов и филологов особенное значение уделяется тому, что майя – это не единая культура, как это свойственно ацтекам. Соответственно, было несколько языков. Говоря на одном из наречий, человек мог не понимать другого представителя племени, пользовавшегося иным типом говора. Все языки, распространенные в той среде, были необычными. Мыслительные шаблоны, присущие тем временам и той местности, очень далеки от свойственных современному человеку. Именно по этой причине символы инков, майя и ацтеков так проблематично расшифровывать. Если человек рос вне этой культуры, полное понимание практически недостижимо.

О времени

Известно, что все племена майя много размышляли о времени. С тех пор до наших дней дошло немало письменных источников, книг, созданных представителями племен. Они написаны на разных языках этой народности. Внушительный процент всех материалов рассказывает о календаре, посвящен генеалогическим особенностям. Символика, связанная с календарем, числами, распространилась по всему первобытному американскому обществу. Ученые определили довольно узкий список символов, которым свойственно частое повторение.

Исторический контекст

Чтобы детальнее сориентироваться в символах индейцев майя, нужно знать историю этой народности. Сегодня известно, что этот стиль написания один из самых древних, а также один из наиболее прогрессивных для своего времени. Кнорозов, видный исследователь вопроса, назвал этот строй логографически-слоговым. Люди, создавшие эту систему письменности, являлись обитателями конфедерации населенных пунктов. Государство сформировалось приблизительно в седьмом столетии до начала текущей эры. Оно располагалось в Центральной Америке там, где сегодня – Гватемала.

Известно, что в седьмом или восьмом столетии индейцы сменили место обитания, причем причин тому не удалось установить. Американские аборигены выбрали новым местом жительства земли к северу от прежних – полуостров Юкатан. Здесь государство активно развивалось с десятого до пятнадцатого столетия. На Юкатан в 1527-ом прибыли испанские граждане, увидевшие слабых аборигенов, государственность которых сильно пострадала от многочисленных внутренних конфликтов. Как следствие, местных жителей вскоре завоевали.

Самые древние письменные памятники этой цивилизации ориентировочно датированы четвертым столетием до начала текущей эры. Есть и некоторое количество источников, даты, создание которых определить не удается. Ученые, занимающиеся символами майя и их значением, предполагают, что такие недатированные источники созданы в последних столетиях до начала текущей эры. Преимущественно известные нам артефакты – это нанесенные на камень надписи – на храмовые стены, алтари и стелы.

До пришествия испанцев аборигены имели большое разнообразие рукописей, сложенных гармоникой, записанных разноцветными красками на выделанной коже оленей или коре. Визуально некоторые материалы были похожи на привычную нам бумагу. Испанские завоеватели сожгли их, посчитав языческими. Особенно много древнейших источников было уничтожено в 1561 на аутодафе по инициативе да Ланда. Сегодня ученым доступны три древние рукописи. Данные им названия обозначают, где хранятся артефакты: в Дрездене, Мадриде и Париже.

Тайное и явное

Современные ученые пытаются изучить иероглифы майя и их значение, в то время как простые люди знают об этом крайне мало – разве что название племени да сам факт наличия у тех людей письменности. Сходная ситуация была и в прошлом. У самих майя умели писать и читать жрецы, чиновники, управлявшие государством. Обычный человек не обладал такими навыками, грамота собственной народности была для него неизвестна, а символика больше использовалась для эстетики и имела магическое значение.

Когда государственность племен разрушилась, жречество пропало, потеряли возможность читать и понимать древнюю письменность. Визуальный осмотр памятников позволяет заметить обилие календарных символов, цифр. Преимущественно это хронологические записи с датами. Предполагают, что базой письменности выступало учение, указывающее на наличие неких временных циклов. По прохождении одного начинается новый цикл, при котором события повторяются. Как следствие, зная прошлое, майя считали, что можно предсказывать будущее. Один из исследователей культуры древних племен – Томпсон – говорит о том, что американские аборигены были очарованы ритмом времени. Он же охарактеризовал письменность того времени как симфонию времени.

Разбирая иероглифы майя и их значение, ученые установили, что строчки почти всегда горизонтальны, сформированы стилизованными символами. Такие блоки находятся симметрично между собой. Всего насчитано около трех сотен иероглифов. Текст часто идет в комплекте с пиктографией. Эти изображения поясняют смысл зафиксированного словами.

Сравнения и история

Учеными не раз проводились сравнения символов майя и ацтеков. Ацтекское письмо во многом схоже с додинастической древнеегипетской письменностью. Особенно выражено это сходство в аспекте соотношения пиктограмм и иероглифов. При этом иероглифы в основном использовались, чтобы фиксировать числа, имена. Это скорее дополнение к пиктографии. А вот письменность майя гораздо больше походит на древнеегипетскую эпоху Древнего царства. Пиктография здесь – пояснение иероглифов, в то время как текст, записанный ими – это центр и суть документа.

О работе де Ланда

Этот человек, сыгравший важную роль в истории и племен майя, и возможности сохранения (а также разрушения) культурных памятников американских аборигенов, в 1566 закончил работу над сочинением, посвященным Юкатану. В нем он указал на применение местными жителями буквенно-звуковых и слоговых знаков. Он же создал азбуку. Он отметил громоздкость символов, указал на наличие нескольких способов записи.

В его работе можно видеть описание записи слова Le, переводящегося как «петля». Слушая местную речь, испанский монах различил два звука, которые при записи обозначались тремя символами. Кроме «л» и «е» майя писали дополнительную «е», которую крепили к согласной. Как посчитал средневековый монах, местные жители писали хаотично, по наитию, лишь чудом не путаясь в изображаемом ими тексте.

Достояние общественности

Посвященные расшифровке письмен майя работы де Ланда стали известны широкой публике лишь в девятнадцатом столетии, когда их издали официально. С этого момента начинается массовая заинтересованность древней письменностью. Предпринято гигантское количество попыток выявления правил и прочтений. Арифметические вычисления, попытки сличения, сопоставление пиктограммы, иероглифов – все эти манипуляции дали возможность выявления цифровых символов, а также иероглифов, которыми обозначали дни, месяцы.

Лингвистам и филологам, исследователям стало понятно, как отображались в истории племен циклы истории, стороны света, планеты, божества. Определили иероглифы, которыми шифровали жертвенных животных. Обнаружили некоторые другие изобразительные иероглифы. Удалось определить смысл около сотни из известных знаков майя, то есть около трети всего объема. При этом ученые определяли смысловую нагрузку, но не могли правильно оценить фонетику. В качестве исключения – несколько слов, проработанных Томасом, де Рони.

В середине двадцатого столетия новый шаг в работе сделал Юрий Кнорозов. Письмена майя, как сформулировал этот ученый, неправильно и медленно расшифровывались из-за оценки письменности в качестве логографической, без применения разработанного де Ланда алфавита. Кнорозов предложил расценивать письменность как логограммы фонетические, идеографические, компонуемые со слоговыми символами. Соответственно, как определил Кнорозов, нужно сначала расшифровать фонетическое наполнение знаков.

База понимания

Во многом именно Кнорозов – тот, кто расшифровал иероглифы майя. Его работы основаны на старинных текстах, записанных латиницей, но на языке майя. Например, с середины шестнадцатого столетия сохранился труд «Чалам Балам». Он был создан в период, когда испанцы завоевывали американских аборигенов. Такие тексты позволили определить, что язык был сингармоничным, словарные корни состояли из одного слога. Кнорозов определил соответствие знаков и их значений посредством сличения с пиктограммами и алфавитными символами. При этом Кнорозов не только использовал труды де Ланда, но и проверил свои предположения методикой перекрестного чтения. Этот комплексный метод позволил определить фонетическое значение разнообразных символов. Как следствие, определили, что преимущественно письмо тех времен – слоговое.

Кнорозов – это тот, кто расшифровал письмена майя, а также сформулировал значения, проведя параллели с ассиро-вавилонской письменностью. Он выявил, что каждый слоговый иероглиф мог означать гласную, сочетание гласной и согласной, сочетание согласной и гласной, а также комбинацию из трех звуков: двух согласных, между которыми есть гласная. При этом чаще всего иероглиф обозначал комбинацию согласной и гласной.

Такие символы майя использовали, чтобы обозначать последние для конкретного слова согласные. Сингармонизм, свойственный языку, допускал использование слогового символа, гласный которого не проговаривался вслух. Так, чтобы записать слово «собака», пользовались двумя слоговыми иероглифами. Само слово латиницей можно записать как tzul. Чтобы его написать, первым иероглифом брали tzu, вторым – l (и).

О примерах больше

Кнорозов, то есть тот, кто расшифровал письмена майя, определил, что базой слоговой системы стали символы, соответствовавшие акрофоническому принципу. При этом изначально существовали некие логограммы, которые и стали базой для последующего развития языка. Символ «Ва», который визуально похож на топор, сформировался на базе логограммы baat, которая обозначает изготовленный из камня топор. Чтобы появился знак «ро», сперва люди создали логограмму pot, которая использовалась для обозначения головы. Базой для знака el была логограмма, обозначавшая огонь – она читалась как el. Трансформация логограммы в слоговое письмо, как считал Кнорозов, во многом объяснялась тем фактом, что корни в языке преимущественно состояли из одного слога.

Все ли известно?

Труды Кнорозова, посвященные расшифровке иероглифов майя, особенно внимательно на международном уровне изучались и обсуждались в 1956. Именно тогда в датской столице организовали международное мероприятие, объединившее американистов всего мира. Это было уже 43-ий по счету такой конгресс. Все участники признали, что сделан большой шаг вперед в исследовании письменности майя, однако предстоит открыть еще очень и очень много, чтобы расшифровать язык полностью.

В шестидесятых годах этой проблемой занялся сибирский блок АНСССР. Математический институт использовал для работы над иероглифами возможности вычислительных машин. Практически сразу в СМИ появилась информация о том, что порядка 40% текстов американских индейцев получилось расшифровать достаточно точно.

Это любопытно

В начале тридцатых годов прошлого столетия ученые, занимавшиеся письменами майя, наладили тесный контакт с астрономами. Это позволило определить лунную последовательность. В некоторой степени это было триумфом, по своему масштабу хоть и не сравнимым с последующим прорывом Кнорозова, но все же достаточно важным для своего времени. Правда, так сложилось, что после определения лунной последовательности на некоторое время научная сфера была в затишье, не удалось обнаружить ничего нового. Именно тогда прозвучали впервые предположения о том, что тексты американских индейцев содержали лишь культовые заклинания, календарную информацию и астрономические магические наблюдения.

Некоторые ученые, занимавшиеся письменами майя, предположили, что иероглифическая система не связана с календарем. Они определили, что есть лишь ограниченное разнообразие вариантов записывания и прочтения, понимания текстов. При этом учитывалось наличие пиктограмм. В общем случае простейшая письменность – это изображение объектов, на которые ссылается автор, но такого подхода хватает лишь для очень примитивного письма, ведь картинками невозможно изобразить все, что нужно записать. Как следствие, любая более или менее прогрессивная система письменности – не просто сочетание пиктограмм, но явление, которое развивается семантически, фонетически одновременно.

О лингвистике и языках

Идеографическая чистая письменность в истории человечества практически не используется, так как всякий символ становится слишком нагружен смыслом, а значит, однозначное прочтение не представляется возможным. Из истории известно, что как символы майя, так и все прочие варианты записывания текстов – это развивающиеся системы, пользуясь которыми люди стремились исключить двузначность прочтения. Соответственно, идеографию подменяло стремление сблизить фонетику и написание. Кстати говоря, типичный пример из нашего времени – ребусы, шарады, где идеография является методом передачи фонетики. В детстве для человека любые подобные загадки – настоящая радость, но для древних людей указанные принципы составления текстов были единственными доступными.

Как показали исследования символов майя и других древних вариантов письменности, применение методик, сходных с современными шарадами, все равно не позволяло полностью исключить многозначность. Логограмма – это максимум прогресса символов «шарады». Это одновременно носитель семантики, фонетики – сложный символ. Любой язык стремится к упрощению. Как следствие, фонетическое звучание, записанное корректно, становится все более значимым. Появляется азбука слогов. Разнообразие присущих наречию фонем строго ограничено, поэтому ограничивается и число азбучных символов. Верх развития письменности – появление алфавита вместо азбуки слогов. Этот шаг упрощения письменности – заключительный.

Символизм и ненаучный подход

Для многих наших современников священные письмена майя – это не более, чем набор красивых символов, которые могут использоваться в магических целях. Некоторые прибегают к ним, чтобы призывать удачу, другие – чтобы обращаться к высшим силам. В последние годы довольно популярно делать татуировки, вписывая в них красивые символы. Как правило, значение для таких целей практически не важно, а выбор больше основывается на красоте написания, нежели реальном смысле того или иного символа.

Довольно важное место в символике майя уделяется «Имокс». Это символ, отображающий дракона, крупного крокодила. Он означает нижний мир, в котором появляются рептилии, а также желания, неуверенность, эмоции. Этот символ связывают с оккультным, тайнами. Он же обозначает изобилие, подсознание, силу магии. «Имокс» связывают со снами, кошмарными сновидениями, одержимостью.

Символом удачи майя некоторые считают «Кхат». Он обозначает зерно, зрелый колос, наполненный зернами мешок. Это знак плодородия, урожайности. Его связывают с плодовитостью, возможностью обильно производить потомство. Этот символ сопряжен со способностью что-то создавать. Он обозначает желания, а также отражает неизбежность воплощения такового в реальность.

Не менее интересен символ «Ик», ассоциируемый с ветром. Он обозначает нечто зловещее, ярость, гневливость. Все эти негативные и сопряженные с опасностью силы – символ недоразвитости энергии, невозможности контролировать потенциал. Соответственно, знак одновременно негативный и позитивный, говорящий об изменениях. Им шифруют мистическое дыхание, возможность трансформировать энергию из одной разновидности в другую.

Комментарии