Высший орган исполнительной власти
Государственный строй в России претерпел изменения в конце прошлого столетия. Эти перемены вызвали необходимость в пересмотре содержания трех сфер: функций, выполняемых государством, деятельности систем, ответственных за выполнение их, а также принципов, в соответствии с которыми осуществляется функционирование этих систем. В связи с этим, изменения претерпела вся структура органов власти. Значительные перемены произошли и в самом механизме госуправления.
Законодательная власть в России на федеральном уровне осуществляется Парламентом – Федеральным Собранием.
Правительство является коллегиальным представительством. Этот высший орган исполнительной власти включает в себя Председателя, федеральных министров, заместителей Председателя.
Первый представляет Правительство, как внутри, так и за пределами государства, проводит заседания, обладает правом на решающий голос, подписывает правительственные акты. Кроме того, он представляет Президенту предложения о системе федеральных представительств исполнительной власти, назначении или освобождении своих заместителей от должности (или федеральных министров), а также об их поощрении либо наложении взысканий (дисциплинарных в том числе) на них. Председатель Правительства осуществляет между заместителями распределение обязанностей, а также систематически предоставляет сведения Президенту о работе Правительства.
Заместители, которые входят в высший орган исполнительной власти, принимают участие в заседаниях, обладая правом на решающий голос, участвуют в разработке и воплощении правительственной политики. Их деятельность также включает в себя подготовку распоряжений и постановлений, обеспечение их выполнения, координацию работы федеральных представительств, формирование поручений для них, а также контроль над их деятельностью. Заместители также осуществляют предварительное рассмотрение проектов, предложений, распоряжений и постановлений, которые вносятся в Правительство.
Федеральные министры, составляющие высший орган исполнительной власти, принимают участие в правительственных заседаниях, обладают правом на решающий голос. Они наделены управленческими полномочиями в соответствующих федеральных представительствах. Министры, составляющие высший орган исполнительной власти, участвуют в работе по подготовке распоряжений и постановлений, обеспечивают их выполнение, а также принимают участие в разработке и воплощении правительственной политики.
Члены Правительства не могут:
- Входить в состав Совета Федерации, быть депутатами Госдумы, представительных органов субъектов, выборных представительств местного самоуправления.
- Заниматься предпринимательством (через представителей или лично), в том числе принимать участие в руководстве хозяйствующим субъектом вне зависимости от его организационно-правового состава.
- Занимать прочие должности в госорганах, общественных объединениях, представительствах местного самоуправления.
- Заниматься прочей деятельностью и получать за нее оплату, за исключением творческой работы (педагогической и прочей).
- Являться представителями или поверенными в делах третьих лиц в государственных органах.
- Получать гонорары за выступления либо публикации, связанные с деятельностью Правительства.
- Применять сведения, средства информативного, финансового, а также материального или технического обеспечения, предусматривающие только служебное использование, в неслужебных целях.
- Принимать за осуществление своих полномочий подарки, ссуды, денежное и прочее вознаграждение, услуги, оплату отдыха и развлечений в том числе, не предусмотренные в Федеральном законе.
- Принимать специальные и почетные звания, награды и прочие знаки отличия от иных государств без согласия Президента.