Ценовая дискриминация: виды, степени, примеры
Предприятие-монополист может использовать свое положение для проведения удобной для себя ценовой политики. Такая возможность появляется исключительно в условиях несовершенной конкуренции. В статье разберемся, что же это за "удобная" ценовая политика и как ее применяют.
Возможности в условиях несовершенной конкуренции
Предприятие становится монополистом, если единственное на данной территории выпускает уникальный товар, не имеющий заменителей. Пользуясь своим положением на рынке, такая компания может провести ценовую дискриминацию. Нужно учесть один нюанс. В данном контексте этот термин используется как исключительно технический и не обладает негативным характером. Понятие discriminatio в переводе с латыни означает "различие".
Практика ценовой дискриминации
Для начала давайте раскроем понятие. Ценовая дискриминация – это установление различных цен на разные единицы одной и той же продукции для одного либо разных потребителей.
Обратите внимание, что стоимость товаров не отражает разницу в расходах на их транспортировку покупателю или оказание других услуг. Следовательно, не всегда одинаковая цена указывает на отсутствие такой политики у компании. Соответственно, не во всех случаях различие в стоимости прямо свидетельствует о ее наличии. К примеру, ценовой дискриминацией нельзя считать поставку одних и тех же товаров в различные регионы, разного качества, в разные сезоны. Вместе с тем бывает и обратная ситуация. Поставку потребителям, находящимся в разных регионах, одной и той же продукции по одинаковой цене можно считать ценовой дискриминацией.
Ключевые условия
Ценовая дискриминация возможна при наличии следующих факторов:
- эластичность спроса на продукцию по стоимости у разных потребителей существенно отличается;
- покупателей можно легко идентифицировать;
- дальнейшая перепродажа продукции невозможна.
Как показывает практика, более благоприятные условия для реализации дискриминационной ценовой политики создаются на рынках услуг или товаров. При этом необходимо соблюдение одного важного условия. Рынки должны находиться на большом расстоянии друг от друга или отделяться тарифными барьерами.
Особенности реализации дискриминационной политики
Чтобы предприятие-монополист могло осуществлять ценовую дискриминацию, на рынке должны быть созданы определенные условия. В частности:
- Потребителей необходимо разделить по группам. Покупатели, спрос которых неэластичен, будут приобретать продукцию по высокой стоимости, а те, спрос которых является гибким, - по низкой.
- Блага не должны перепродаваться покупателями либо продавцами одного рынка потребителям или продавцам другого. Дело в том, что свободное перемещение благ из дешевых сегментов в дорогие приводит к уравниванию стоимости. При установлении единой цены на продукцию дискриминация становится невозможной.
- Приобретатели (для монополии) либо продавцы (при монопонии) должны быть идентифицируемыми (одинаковыми). В противном случае разделить рынок будет невозможно.
Ценовая дискриминация может осуществляться на базе дифференциации рынка по отраслевой принадлежности, формам собственности предприятий-производителей или потребителей. Разделение проводится и в зависимости от того, чем является приобретаемое благо – средством потребления или производства.
Классификация
Термин "ценовая дискриминация" ввел в экономическую науку английский экономист А. Пигу. Однако само явление уже было известно и ранее. Пигу предложил разделять ценовую дискриминацию на виды или степени. Всего их существует три. Рассмотрим по отдельности.
Межличностное и персональное разделение стоимости спроса
При такой дифференциации возникает дискриминация 1 степени. Она наблюдается в тех случаях, когда для каждой единицы конкретного блага определена цена, равная стоимости спроса. Соответственно, продажа продукции для всех приобретателей осуществляется по разной стоимости. Этот вид дифференциации именуется совершенной ценовой дискриминацией.
Оптимальный объем выпуска продукции монопольного предприятия находится в точке L, когда кривые предельной выручки (МС) и максимальных затрат (MR) пересекаются. Он составляет Q'2 при стоимости Р2. Излишки потребителей равны площади Р2*AL, а продавцов – площади CP2*LE2.
Предприятие-монополист присваивает потребительские излишки P*AL, которые при совершенной конкуренции и объеме Q2 были бы освоены покупателями.
Необходимо сказать, что вторая степень дискриминации в чистом виде невозможна. Это связано с тем, что предприятие-монополист не может располагать полной информацией о функциях спроса всего количества потенциальных покупателей. Некоторое приближение к чистой дискриминации может иметь место при небольшом числе потребителей, если каждая единица товара производится на заказ конкретным лицам.
Второй вид дискриминации
Он возникает, когда стоимость продукции одинакова для всех потребителей, но дифференцируется в зависимости от объема покупок. Связь между совокупной выручкой производителя (затратами покупателя) носит нелинейный характер. Соответственно, цены также называют нелинейными или многоставочным тарифом.
Если возникает такой вид дискриминации, производится группировка благ в конкретные партии. На каждую из них предприятие устанавливает разные цены. На практике такая дискриминация выражается в виде скидок и наценок на стоимость.
Пример графика
Предположим, что монопольное предприятие разделило выпуск благ на 3 партии. Каждая из них реализуется по различным ценам. Допустим, что первое количество единиц товара Q1 продается по стоимости Р1, следующее - Q2-Q1 – по стоимости Р2, третье - Q3-Q2 – Р3.
В результате совокупная выручка компании от продажи Q1 единиц товара будет равна площади (S) фигуры OP1AQ1, от продажи Q2 – S OP1AKBQ2, а для Q3 – S заштрихованной фигуры. Выручка от продажи третьей партии по одинаковой стоимости Р3 равняется площади OP3CQ3. При этом потребительский излишек (фигура Р3Р1AKBL) присвоен предприятием, исходя из дискриминации 2 степени.
S незаштрихованных треугольников, расположенных под кривой спроса, является той долей потребительского излишка, которая монополистом присвоена не была.
Нередко дискриминация 2-й степени выражается в виде дисконта или скидок. К примеру, это могут быть:
- Сниженная стоимость в зависимости от объема поставок.
- Кумулятивные скидки – сезонные билеты на поезда дальнего следования.
- Дискриминация цен во времени – разная стоимость утренних, вечерних, дневных сеансов в кинотеатре.
- Абонементная плата с пропорциональной оплатой всего объема приобретенного блага.
Дискриминация третьей степени
Она предполагает, что различным приобретателям благо продается по разной стоимости, но при этом каждая единица продукции, покупаемая конкретным субъектом, оплачивается им в одинаковом размере.
Если при дифференциации первых двух видов имело место распределение товаров по группам, то здесь разделяются сами приобретатели. Дифференциация осуществляется на группы либо по рынкам, для которых формируются свои цены на реализацию.
Если рассматривать дискриминацию на двух рынках, то в обоих трафиках имеется общая вертикальная ось. Предельные издержки (МС) являются постоянными. На каждом рынке предприятие-монополист максимизирует прибыль при равенстве MR = МС и устанавливает повышенную стоимость, при которой эластичность спроса на блага снижается.
Значение дифференциации
Очень часто ценовую дискриминацию применяют западные предприятия. Во многих случаях она реализуется регулярно. Компании-монополисты систематизируют с помощью дифференциации потребителей по их предпочтениям, месту проживания, возрасту, доходам, особенностям трудовой деятельности и пр. Соответственно, компании реализуют свою продукцию целенаправленно на основании имеющихся данных.
Обычно дискриминацию применяют в ходе конкуренции для привлечения дополнительного количества клиентов.
Выводы
Эксперты и ведущие экономисты дают неоднозначную оценку последствиям ценовой дискриминации. Любая дифференциация имеет и положительные, и отрицательные стороны.
Благоприятные последствия состоят в том, что дискриминация позволяет расширить пределы объемов продаж за рамки, контролируемые предприятием-монополистом в обычных условиях. Если бы дифференциация отсутствовала вовсе, то отдельные виды услуг вообще не предоставлялись бы.
В числе отрицательных последствий можно назвать неоптимальное, нерациональное с экономической точки зрения межтерриториальное и межотраслевое перераспределение ресурсов.