«Дневник баскетболиста»: отзывы, сюжет

В 1995 году ныне покойный режиссер Скотт Кэлверт снял инди-фильм о наркотиках в жесткой, шокирующей форме. В основу картины «Дневник баскетболиста» положен автобиографический роман Джима Кэрролла. Хотя экранизация состоялась в 90-е, сюжет переносит зрителя в начало 60-х – в период времени, когда зародилась молодежная субкультура и сразу пошла вразнос. В этом отношении кинематографисты отмечают сходство драмы с «Красивым мальчиком» Феликса ван Грутингена.

Критика

Джим Дэннис Кэрролл заслуженно считается культовым писателем Нью-Йорка. Его автобиографические роман, написанный в 1978 году, хотели экранизировать многие. Но такая честь выпала практически дебютанту Скотту Кэлверту, ранее снимавшему видеоклипы.

Сразу после премьеры «Дневник баскетболиста» отзывы получил противоречивые. Отдельные рецензенты называли сюжет фильма - «жидкий чай». При этом довольно скромная по производственному бюджету лента (2 381 087 $) неплохо прошла в прокате. Также «Дневник баскетболиста» в отзывах критики сравнивали с такими культовыми лентами, как «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Реквием по мечте» и «На игле». При этом эксперты кино акцентируют внимание на том, что работа Кэлверта в разы реалистичнее демонстрирует последствия пагубной привязанности.

Оценка профессионалов

На агрегаторах профессиональных рецензий Rotten Tomatoes и Metacritic рейтинг одобрения достиг 46%, по версии IMDb он составил 7.30. Большинство авторов-контрибуторов подчеркивало, что картина убедительна, порой безжалостна, но при этом не вызывает чувство физического отвращения, в отличие от других фильмов о героях-наркоманах. Но главное – этот фильм эмоционально и волнующе рассказывает историю подростка из католического колледжа святого Вита.

Сюжет

Отзывы на «Дневник баскетболиста» подчеркивают удачную структуру повествования, которое ведется от лица центрального персонажа - 16-летнего подростка Джима, увлекающегося баскетболом и сочинительством стихов. Юноша ведет откровенный дневник, в котором фиксирует свое увлечение наркотическими препаратами и последствия этого поступка.

Он и его друзья становятся настоящими наркоманами, готовыми на преступление ради получения очередной дозы. Постепенно деградируя, мальчишка попадает в тюрьму, но ему удается вырваться из оков страшной зависимости, а его друзья так и остаются умирать на улице.

Неудивительно, что зрители в своих отзывах к фильму «Дневник баскетболиста» (1995) были более благосклонны к работе Скотта Кэлверта. Ведь лента без лишней эмпатии демонстрирует, какая участь ожидает наркоманов.

Антигерой с пагубными пристрастиями

Наркотики постепенно уничтожают все доброе, светлое в жизни ключевого персонажа: увлечение спортом, любовь, литературные эксперименты, уроки и прогулки в Центральном парке. Остаются незаживающие язвы и бродяжничество по мрачным трущобам. Одной из сильнейших сцен драмы, по отзывам о «Дневнике баскетболиста» (1995), называют эпизод, в котором Ди Каприо - Кэрролл, не может сдержать слез у закрытой отвергнувшей его матерью двери родного дома, а после он остается один в темноте.

Актерский талант Леонардо Ди Каприо и Лоррейн Бракко заставляет зрителя поверить в искренность всего происходящего на экране. Тяжелое, ужасное зрелище, которое Кевин Смит назвал одним из лучших фильмов середины 90-х. История, бесспорно, морализаторская со всеми обличающими пороки акцентами, но в ней все равно чувствуется притягательная сила молодости, несущейся по склону без тормозов.

Однако рецензенты в отзывах на «Дневник баскетболиста» утверждают, что примерно так же, двусмысленно, воспринимаются и другие экранизации произведений о наркоманах, вплоть до легендарного «Реквиема по мечте». Возможно, по этой причине картина запрещена к распространению в некоторых государствах, в Беларуси, например.

Исполнитель главной роли

Образ главного героя, спортсмена, начинающего поэта, чистого нью-йоркского юноши, впоследствии пристрастившегося к героину, изначально должен был воплотить на экране Ривер Феникс («Дурацкое пари», «На холостом ходу», «Останься со мной»). Но актер в реальности был одержим героиновым демоном и умер от передозировки перед началом съемочного процесса.

Практически все отзывы о фильме «Дневник баскетболиста» муссируют этот факт. Тогда роль предложили молодому Ди Каприо, уже сыгравшего проклятого поэта Рембо и получившего номинацию на «Оскар» в 1994 году за участие в создании ленты «Что гложет Гилберта Грейпа?». Лучшей кандидатуры и придумать сложно. Леонардо Ди Каприо показательно органичен в образе Джима Кэрролла.

Даже сейчас в интервью СМИ он заявляет, что каждый раз, когда ему предлагают новую роль, актер вспоминает Ривера Феникса, скончавшегося в возрасте 23 лет от передозировки наркотиков. При этом позиция исполнителя по отношению к пагубному пристрастию неординарна. Ди Каприо утверждает, что никогда никого не стал бы отговаривать от употребления наркотиков. Он убежден, если много раз говорить человеку «нет» - это только подтолкнет его ближе.

Актерский ансамбль

Все исполнители, привлеченные к производству фильма, составили потрясающий актерский ансамбль, продемонстрировав настоящий профессионализм. В отзывах к «Дневнику баскетболиста» похвалы удостоен практически каждый актер. Образ несчастной, исстрадавшейся матери прекрасно удался Лоррейн Бракко («Подмена», «Славные парни»).

Приятеля главного героя Микки, деградирующего вместе с Джимом, играет в то время восходящая, а сейчас полноправная голливудская звезда Марк Уолберг («Стрелок», «Отступники»). Джульетт Льюис («Мыс страха», «От заката до рассвета») до проекта Скотта Кэлверта не играла порочных и отталкивающих героинь, но была убедительна в образе бруклинской проститутки-наркоманки.

Кстати, впоследствии Майкл Империоли, воплотивший на экране второго друга Джима по имени Бобби, Лоррейн Бракко и Винсент Пасторе встретились на съемочной площадке культового сериала современности - «Клан Сопрано». А автор романа Джим Кэрролл засветился в эпизодической роли наркомана Фрэнки Пайнуотера, который показывает подросткам ритуал употребления героина.

Комментарии
жесть блин ору