Рынок и государство: функции и взаимодействие

Рынок и государство в России и других державах нашей планеты – это два связанных явления, объекта, понятия, внимательно изучаемые наукой. Насколько важна центральная власть для рынка и экономики, сформированной по ее правилам? Споры на эту тему были актуальны десятилетия тому назад, их же будут обсуждать и десятилетия спустя. Рассмотрим некоторые особенности вопроса.

Исторический контекст

Про рынок капитала и государство начали активно говорить уже в период промышленного капитализма. В ту эпоху в научном сообществе, в социуме доминировали идеи либеральности, считалось, что государство – институт, который не имеет права участвовать в экономике. Рыночная невидимая рука – вот то, что самостоятельно разберется с любыми сложностями. В XIX веке актуальность приобрела иная идея, предлагающая рассматривать державу в качестве своеобразного ночного охранника, обязанного сторожить собственность, дабы никто на нее не мог посягнуть. Этот подход отражает идею либерализма экономики и державы, свободного рынка.

Если обратиться к той эпохе, можно заметить, что понимание державы в качестве ночного охранника всегда дополнялось восприятием этого института в качестве арбитра. Государство контролировало и продолжает это делать, дабы все участники рынка придерживались оговоренных заранее правил, закрепленных законодательством. Первая и основная задача державы – отслеживать, чтобы конкуренты честно соперничали между собой. Не менее важный аспект – реализация процедуры банкротства. Государство обязано принуждать тех, кто регулярно нарушает долговые обстоятельства, исполнять их.

Деньги, рынок и страна

В XIX столетии правовое государство и рынок регулировали различные аспекты финансовых вопросов. В частности, государство полностью отвечало за аспекты эмиссии денежных знаков. В тот момент отличительной особенностью госполитики было стремление поддержать национального производителя товаров. При этом функциональность державы сильно ограничивалась, это был скорее вспомогательный институт. В XX столетии ситуация сильно изменилась, что заметно как по практическим мерам той эпохи, так и по теоретическим работам известных авторов. В нашей стране после 1917 года начали строить социализм, держава стала собственником производственных основных ресурсов. Она же организовывала хозяйствование, производство. Госплан пришел на место регулированию обстановки рынком. За период 1928-91 гг. удалось исполнить в полной мере лишь план, принятый на 1966-70 гг.

В 20-30-е годы прошлого столетия рынок и функции государства в экономике несколько изменились на фоне экономического кризиса. До этого момента державы нашей планеты просто не знали сходной по масштабу проблемы. Стихия рынка, полностью выйдя из-под контроля, уничтожила неисчислимо много фирм, заводов. Миллионы людей стали банкротами. Элита той эпохи, наблюдая экономику СССР, видела в этой стране угрозу всему миру, опасаясь, что сходные движения в других местностях также станут причиной переворота. Все это привело к новому формату оценки госроли в народном хозяйствовании.

Развитие вопроса

В 1936 г. за авторством Кейнса вышел труд, посвященный государству и денежному рынку, проблемам заинтересованности и занятости. Автор составил теорию, в центре которой стояла идея капиталистических условий, благодаря которым можно скомбинировать общественный прогресс и эффективность экономики, справедливо распределяя между всеми членами сообщества имеющиеся богатства. Анализ ситуации перепроизводства и кризисов, следовавших за этим, позволил Кейнсу вывести формулу, за счет которой можно исключить разрыв между производственными и потребительскими способностями. Для этого, по мнению автора, держава должна стать участником хозяйствования, сформировать дополнительный спрос на продукт, не пользующийся популярностью у населения, тем самым гарантируя достаточный уровень потребления. Кейнс посчитал, что держава должна национализировать некий процент капиталов, сформировать госпредприятия. Используя налогообложение, власти могут социально обеспечивать тех, кто находится за гранью бедности, дабы улучшить уровень жизни общества в целом. Подводя итоги, он сформулировал необходимость наличия у государства рычагов, благодаря которым власти смогут участвовать в рынке.

Ушло некоторое время, чтобы теории Кейнса нашли себе место в реальности. Рынок и государство в рыночной экономике начали взаимодействовать именно описанным им способом после Второй мировой. Именно так строили социальные государства в европейских землях, в североамериканском регионе. В 40-60-е годы имели место несколько волн национализации, по итогам которых государство стало важным участником рынка. Так, во Франции властям принадлежали 34,5 % предприятий, в Великобритании – каждое пятое, а у итальянцев половина богатств была под управлением державы. Австрия как держава владела электрическими, угольными предприятиями, рудниками.

Все взаимно связано

Известные в истории провалы рынка и государства, спровоцировавшие немало масштабных кризисов, позволили накопить значительный опыт. Когда началось активное построение социалистических держав, одновременно переформулировали ключевые цели регулирования рынка державой. Определили четыре ключевых аспекта, которые в экономике условно обозначили «магическим четырехугольником». Первое предполагает обеспечение стабильного роста экономики, вторым углом назвали отсутствие проблем с занятостью, третьим – стабильный уровень стоимости, стойкость денег. Четвертый аспект рыночной системы – внешнеэкономическая стабильность. Некоторые экономисты предлагают включить в эту систему пятую опорную точку – справедливость формирования, деления доходов. Этот аспект включает собственность. Современные экономисты зачастую включают в эту систему еще один пункт, исключительно важный для любой страны, общества и каждого отдельно взятого человека. Речь идет о необходимости охранять природу, которая нас окружает.

О методиках

Чтобы роль государства в условиях рынка реализовывалась полноценно, держава должна располагать ресурсами, средствами, методами их применения в реальности. Госвмешательство важно в первую очередь для капиталоемких областей рынка, которым присуща продолжительная окупаемость. Чтобы развить транспорт, построить предприятия ядерной энергетики, чтобы инициировать прогресс высоких технологий, необходимо вкладывать деньги из бюджета. Кроме того, такие отрасли нуждаются в долговременном кредитовании. Государство может разработать налоговые льготы для тех, кто вкладывает свои капиталы в перспективные сферы, ключевые производственные области, направления, чье развитие наиболее значимо.

Еще одна важная роль государства в условиях рынка – сформировать такие условия, в которых кредитование возможно при наименьшем проценте. Это реализуется через понижение учетной ставки и процента, установленного кредитной организацией клиенту, желающему получить деньги в пользование. Центробанк государства отвечает за формирование минимальной кредитной ставки по тем средствам, которые он дает в долг коммерческой структуре. Частный банк, получивший такие деньги, направляет их заинтересованным предпринимателям, желающим развивать некоторое производство, на заранее оговоренных условиях. Процент, который просит коммерческая структура, не может превышать учетную ставку для такого типа сотрудничества. Для предпринимателя это выгодно, значит, человек с удовольствием направит финансы на развитие производственных мощностей. Вырастет количество рабочих мест для населения, производство в целом станет активнее. Все это ведет за собой рост экономики державы в общем.

Вчера, сегодня, завтра

Среди функций государства в рынке особенно значимым выглядит индикативное планирование. Планы, прогнозы в разных державах начали составлять достаточно давно. Поначалу это были программы с конкретными целями, разработанные, чтобы решить текущую проблему, свойственную конкретной стране. Например, такой была программа приватизации. Сходный пример – национализация. Среди ранних программ можно отметить американскую, посвященную освоению берегов Теннеси. Из числа наиболее продолжительных и больших заслуживает внимание итальянская, посвященная освоению южных земель. Из отраслевых, реализованных с наилучшим результатами, нужно отметить воплощенную французской промышленностью в области атомной энергетики. Из международных наиболее крупным таким проектом было создание туннеля, объединившего две державы под Ла-Маншем. Все такие программы получают средства на реализацию из государственного бюджета. Допускается привлечение частных капиталов со стороны лиц, в будущем заинтересованных получать доход через результаты проекта.

Традиционно взаимодействие рынка и государства реализуется в более краткосрочной перспективе. Планирование рынка державой можно видеть, проанализировав японскую экономику, европейские практики, индийские системы развития или экономику Филиппин. Каждый год держава формирует конкретный план, направленный на решение некоторой проблемы. Он может иметь целью развить сельскохозяйственные отрасли, исключить разорение особенно нестабильной общественной прослойки, предупредить урбанизацию или расширить рынок реализации некоторого продукта. Краткосрочные программы разрабатывают относительно технического прогресса, рынка горючего. Они являются инструментами создания стойких, надежных, крупных хозяйств, которые смогут успешно выживать в непростом мире.

Среди любых программ приоритет традиционно принадлежит научным исследованиям.

Средние сроки и не только

Среднесрочное взаимодействие рынка и государства в аспектах планирования повсеместно практикуется приблизительно с 60-х годов прошлого столетия. Такие планы свойственны современной французской экономике, к ним прибегают в Германии и ряде иных прогрессивных держав. Французский пример многими почитается за самый яркий, характерный. Национальный план впервые приняли на период 1947-52 годов. Его составили, дабы Америка помогла европейским державам. План назвали именем Маршалла. Этот документ содержал определенные обязательные условия, которые должны были исполнить промышленники. Директива сразу включала ограничения по секторам промышленности. Она распространялась на энергетическую сферу, добычу угля, черную металлургию, изготовление агрегатов для сельского хозяйства, транспорт внутри страны и цемент. До 1997-го включительно сформировали 11 планов со средней перспективой исполнения. Большинство из них рассчитывались на пятилетний срок. Французские власти и ведущие экономисты отказались от директивных и командных планов, вместо них приняв индикативные, то есть прогнозы.

Сотрудничество рынка и государства в экономике в рамках описанного примера предполагало заранее определение количественных показателей, которые бы говорили о стабильном развитии экономики. Такие параметры выбирали, исходя из нюансов ближайшего будущего, а также текущих возможностей хозяйственного сектора. По итогам очередного плана государство оценивало расхождения индикаторов и достигнутого реально. Индикаторы использовали для формулировки нормы. Если перемены были слабее нормальных, это указывало на нужду в принятии оздоравливающих мер. Такие прогнозы используются и по сей день. Эти планы не являются доминантами, они не подчиняют себе рынок, лишь выступают рекомендациями. Это сформулировано с учетом вероятности возникновения непредвиденных ситуаций. Так, невозможно предугадать развитие финансов, рынка на мировом уровне, а значит, нельзя заранее определить директиву для всей страны без учета этого аспекта. Индикативное планирование ограниченно влияет на реальные рыночные процессы.

Особенности

Взаимодействие рынка и государства в экономике многогранно. Возможно административное влияние на экономику со стороны властей некоторой державы. Такое чаще практикуется, дабы на законодательном уровне обязать всех защищать окружающую среду. Для этого принимают нормативные акты, посвященные ее охране.

В развивающихся державах широко распространена практика определения максимальной стоимости товаров, жизненно значимых для населения. Как считают опытные экономисты, подобная мера сравнительно малоэффективна и к прогрессу не ведет. В большинстве случаев она себя не оправдывает.

Старое уступает место новому

Довольно любопытно анализировать рынок и государство при учете исторических перипетий. Политэкономия прежнего времени центрировалась вокруг изготовления материального благосостояния. Для новой политэкономии центром стало нематериальное богатство. Старая посвящала вся силы и время экономическим процессам, новая больше специализируется на политических. Госполитика и в прежние времена была значима для политэкономии, но лишь в последние десятилетия это стало действительно масштабным, изменились подходы к теме.

Политэкономия: что и о чем?

Политэкономия как наука зародилась в эпоху становления капитализма. Сегодня смешанная экономика, рынок, государство исследуются специалистами в этой сфере с разных аспектов явления. Первоначально ситуация была несколько иная. Политэкономия в период своего зарождения была наукой, которая концентрировалась на области обращения, а вовсе не изготовления. Торговля постепенно развивалась на мировом уровне, с вовлечением различных держав, и значимость купеческого слоя становилась существеннее. Политэкономия, появившаяся поначалу, была отражением интересов именно этого слоя населения. Первым направлением политэкономии считают меркантилизм. Еще в 1615 году увидел свет трактат, посвященный политэкономии – именно тогда наука обрела свое наименование. Концепции постепенно развивавшейся политэкономии стали отражениями желаний, стремлений третьего сословия, сражавшегося против абсолютистской системы.

В XIX столетии сложившаяся за века либеральная доктрина поделилась на две реки: одна посвятила себя предпринимательской свободе и отсутствию госвмешательства, вторая стала реформисткой. Она сохранила базовые ценности либералов, но предложила рассматривать государство в качестве активного участника рынка. Ведущими экономистами в этом направлении считаются Милль, Бентам. Постепенно ученые перешли к вопросам рынка и государства в командной экономике.

Неоинституционализм

Экономическая научная мысль двигалась в этом направлении, переосмысливая рынок и государство как взаимосвязанные явления. Неоинституционализм критически воспринимает роль державы в рыночной системе, почитая этот механизм за ослабляющий рынок. В 1960 г. увидела свет теорема Коуза, которая доказывает невозможность вмешательства госвластей в развитие экономического сектора. Государство включает различные институты, и некоторые из них, по мнению экономистов, достаточно не эффективны. Это приводит к присвоению общественных доходов, формированию категорий граждан со специфическими интересами. Такие лица желают менять игру под себя, ищут политическую ренту.

Изменение строго институционального строя, появление новых блоков, которые сопровождают отношения рынка и государства, вынуждают делать большие вложения. Проблема этого вопроса в том, что институты, сформированные давно, требуют очень больших вложений и с трудом меняются. Люди, участвующие в процессе, тратят слишком большие ресурсы, обесценивают текущий капитал институционального развития. Это назвали зависимостью от развития, которое имело место применительно к конкретной стране ранее.

Менять или не менять?

Для экономистов нашей страны наиболее важными выглядят, несомненно, отношения рынка и государства в пределах России. Эта проблема имеет определенные специфические особенности. Чтобы в державе появилась полноценная рыночная экономика, сначала нужно сформировать условия, которые бы соответствовали социальному хозяйствованию рынка – например, такие, как в Германии. Основы для такой работы заложены специалистами по теории порядка. Именно ее применение на практике рассматривается многими современными учеными как возможности для нашей державы сделать шаг вперед.

Социальное рыночное хозяйствование предполагает свободу личности, справедливость общества и дееспособность экономики. Милитаризация экономики – уже пройденный этап развития Германии, и экономисты этой страны могут достаточно обоснованно говорить о его негативном влиянии, особенно в сопровождении угнетения свобод граждан. В свое время экономисты этой державы боролись с непростыми ситуациями вмешательства властей во все области при одновременной невозможности установить всеобъемлющий порядок. Это привело к формированию ордолиберализма как экономического направления. Основоположником такого направления почитают Ойкена, в 1940-м издавшего труд, посвященный нацэкономике. В нем указана взаимная зависимость политического, экономического порядка, соблюдения законов и социальной жизни. В 1952-м, уже после смерти автора, свет увидел еще один труд, в котором обозначена способность державы организовать рынок через политику порядка, причем основным инструментом выступает свободная конкуренция.

Комментарии