Типологии социальных групп: определение, понятие и виды

Все мы живем в обществе, или, говоря научным языком, в социуме. Еще до создания науки социологии можно было условно разделить людей на группы. Сейчас их очень много, причем один человек может относиться сразу к нескольким. Все зависит от того, какой признак объединяет людей. Рассмотрим понятие и типологию социальных групп, разберем на примерах.

Понятие

Социальная группа - это совокупность индивидов общества, объединенных каким-либо социально значимым признаком. Таким признаком может выступать половая принадлежность, возраст, национальность, профессия и прочее.

Социальная группа является своеобразным посредником между отдельным человеком и всем обществом. Оказываясь членом такой группы, индивид проходит определенную социализацию. В социальной среде с помощью внутреннего взаимодействия в группе формируются нормы коллективного поведения, а также характерные черты.

Типологии социальных групп

Общностей в социуме существует огромное множество. Ведь признаков для разделения индивидов может быть очень и очень много. Далее приведена самая распространенная типология социальных групп в социологии:

  1. Классы и слои по социальному статусу (крестьяне, рабочие, предприниматели, государственные служащие, интеллигенция, буржуазия).

  2. Общности по этнической принадлежности (нации, народности, племена и прочие).

  3. Социокультурные общности (поклонники различных субкультур, любители рок-музыки, клубы, созданные фанатами, коллекционеры).

  4. Индивиды, объединенные по территориальному фактору (жители поселков, городов, других различных населенных пунктов, страны, континента, части света).

  5. Религиозные (христиане, мусульмане, буддисты и другие, а также различные секты и группы людей, которых объединяют какие-то обряды).

  6. По признаку профессии (врачи, учителя, водители, юристы программисты и другие группы профессий и специальностей).

  7. Социально-демографические (молодежь, пенсионеры).

  8. Политические объединения (участники партий или политических движений, либералы, консерваторы, и прочие).

  9. Семейно-бытовые группы (семья, быт, различные их виды и формы).

Это самая простая классификация, которая приводится в пример даже в школьной программе на предмете обществознания.

Характерные особенности и признаки

Если описывать социальные группы (понятие и типологию) кратко, то все они должны иметь следующие признаки:

  1. Определенный способ взаимодействия между индивидами. Например, студенты определенной группы в вузе могут обсуждать лабораторные работы, лекции, быть все вместе задействованы во время семинара.

  2. Каждый член группы осознает свою принадлежность к ней (сборная по фигурному катанию какой-то страны должна обладать чувством верности и долга перед своим государством, отстаивать честь страны на различных соревнованиях и чемпионатах).

  3. Сложившееся осознание единства (труппа актеров театра воспринимается как единое целое и ими самими, и зрителями, и критиками, и работниками этого театра).

Разнообразие социума

Было бы нецелесообразно описывать в статье только один, самый распространенный вид типологии социальных групп. Ведь классификаций существует очень много.

Например, рассмотрим разграничение социальных групп по Ч. Кули. По его классификации они могут быть первичными и вторичными. Что это значит? Рассмотрим детальнее:

  1. Первичные. В таких группах между ее членами установлены тесные, непосредственные связи и сотрудничество. Можно сказать, что связь в таком случае установлена на неком психологическом уровне, все индивиды этой группы могут сказать про нее "мы". К таким можно отнести семью, соседство, детей в детском саду или взрослое поколение какой-то семьи.

  2. Вторичные. Во вторичных группах практически отсутствует эмоциональная составляющая связи между индивидами. Каждая вторичная объединена стремлением к определенной цели. Поэтому на первый план выходят способности каждого индивида выполнять конкретные функции, а не личностные качества.

Другая типология социальных групп и общностей формируется исходя из способа организации и регулирования взаимодействия между индивидами:

  1. Формальные - это общности, обладающие юридическим статусом. Взаимодействие внутри такой группы регулируется сводом правил, законами. У них есть цель, иерархическая структура, и все действия осуществляются согласно установленному административному порядку (юридические организации, предприятия).

  2. Неформальные. Эти группы не обладают юридическим статусом и лишены официальной регламентации. Возникают они стихийно и существуют на основе каких-то общих интересов (неформальные молодежные группировки, поклонники рок-музыки и другие). Иногда в таких общностях присутствует лидер.

Если рассматривать типологию социальных групп кратко со стороны отношения индивида к ней, то свою принадлежность можно выражать по-разному. Рассмотрим подробнее:

  1. Ингруппа - человек осознает свою принадлежность, воспринимает общность как свою и называет "моя" (моя семья, мой коллектив и прочее).

  2. Аутгруппа - все наоборот. Индивид не относится к этой общности и воспринимает ее как "чужую" (другая семья, другая нация). Причем взгляды на эти другие, не свои, общности по отношению могут колебаться от индифферентных до враждебно-агрессивных.

Далее разберем типологию социальных групп и общностей по степени объективности их существования:

  1. Номинальная - совокупность людей, выделенная искусственно по какому-либо признаку. Реальных отношений и взаимодействий между этими людьми нет, объединяются они обычно для проведения каких-то научных, практических или социально-значимых задач (например, избиратели, люди, обладающие высшим образованием, покупатели определенной марки мыла и другие).

  2. Реальная - общность индивидов, между которыми есть реальные связи и взаимодействия, а сама группа может иметь отношения с другими. Все участники такой совокупности людей четко идентифицируют себя с ней (семья, класс и прочее).

Наконец, мы подобрались к понятию и типологии социальных групп, которые стоит рассмотреть подробнее. Итак, большие и малые общности.

Большие социальные группы

Большая социальная группа - это объединение участников, которые не имеют непосредственного взаимодействия между собой, но связаны психологическими механизмами групповой коммуникации. У больших социальных групп есть определенные признаки:

  1. Структурная и функциональная организация.

  2. Жизнедеятельность таких общностей регулируется групповым сознанием, обычаями и традициями.

  3. Установленные психический склад и групповая психология.

  4. Могут оказывать влияние на формирование типа личности.

  5. Внутри группы действует набор социальных норм. Они регулируют взаимодействие.

Типология больших социальных групп тоже имеет место. Существует несколько классификаций.

По характеру связей внутри и между большими социальными группами:

  1. Объективные - индивиды объединены связями, не зависящими от их сознания и воли.

  2. Субъективно-психологические - люди в такие макрогруппы объединяются сознательно.

По продолжительности существования:

  1. Длительно существующие (нации).

  2. Временно существующие (люди в лекционной аудитории).

По степени организации:

  1. Организованные (политические партии).

  2. Неорганизованные (толпа митингующих).

По возникновению:

  1. Возникшие стихийным образом (толпа в метро).

  2. Организованная по плану, сознательным образом (партии, ассоциации).

По степени контактирования людей внутри общности:

  1. Условные - группы, объединяемые общим признаком (пол, профессия и прочее). В таких общностях контакты внутри между индивидами отсутствуют.

  2. Реальные большие - в таких группах контакты между людьми есть, достаточно тесные. Но часто их объединяет какая-то конкретная цель (митинги, собрания).

В зависимости от степени трудности вступления в конкретную общность, принятия решения будущего участника о вхождении и выхода из общности:

  1. Открытые.

  2. Закрытые.

Социальная психология групп, типология групп, что касается именно больших совокупностей, включает набор определенных элементов в зависимости от сфер психики: жизненные ценности, цели и соц. установки, общественное сознание, менталитет, общественное мнение, общественные обычаи, стереотипы поведения, мотивы деятельности, общие потребности и интересы. И многое другое.

Малые социальные группы

Малая социальная группа - это тесно взаимосвязанное объединение людей, которые объединены совместной деятельностью, имеют одни и те же цели и интересы. Именно наличие непосредственного взаимодействия друг с другом является группообразующим фактором для такого типа общности.Такие группы еще носят название контактных.

Малые соц. группы обладают следующими характерными признаками:

  1. Число членов общности - небольшое, обычно не более 15.

  2. Тесное общение между индивидами группы.

  3. Интересы, цели, деятельность - все это общее и совместное, то, что объединяет участников такой общности.

  4. Они четко локализуются в определенном месте пространства и устойчивы во времени.

  5. Четкое разделение труда, функций и групповых ролей между участниками общности, координация их деятельности.

  6. Их ментально объединяют нормы поведения, установки, ценности, жизненные ориентиры и принципы.

  7. Определенная структура организации и управления.

  8. С точки зрения индивидов, не входящих в данную малую совокупность - четкая идентификация общности.

Типология малых групп в социальной психологии не слишком отличается от типологии больших. Здесь нужно понимать, что именно является определяющим признаком. Кратко типологию социальных групп можно представить следующим образом.

В зависимости от типа организации (определения выше):

  1. Формальные.

  2. Неформальные.

По характеру преимущественной направленности активности групп:

  1. Internal - активность общности направлена внутрь, на ее участников (детские клубы, психотерапевтические группы).

  2. External - характер активности общности направлен вовне (объединения волонтеров, масонские движения.

Так же как и большие, по времени существования:

  1. Временные - объединение участников ограничено по времени (участники конференции).

  2. Стабильные - относительное постоянство которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, студенты одной группы).

Так же как и в больших соц. общностях:

  1. Открытые.

  2. Закрытые.

Мы рассмотрели типологию групп в социальной работе. Для различных социологических исследований пользуются этими классификациями и разделением внутри них. Это касается больших и малых групп. Далее приведены виды малых социальных общностей по уровню общего сознания и их определения.

Виды и определения малых социальных групп

В данном случае они следующие:

  • Группа - конгломерат. Члены ее между собой не знакомы, но оказались в одно и то же время на одной территории. Можно сказать, что они еще не осознали, что цель их деятельности - общая и единая.
  • Номинальная группа. Это совокупность людей, которые собрались вместе и получили общее наименование.
  • Группа - ассоциация. Этих людей объединяет только общая цель и совместная деятельность. Признаки психологической связи отсутствуют.
  • Группа - кооперация. Общность людей, активно взаимодействующих между собой. Их связывает цель - добиться определенного результата в своей деятельности. Отличительными особенностями является групповой опыт и подготовленность.
  • Группа - автономия. Это целостная и обособленная совокупность людей, которые работают на достижение общей цели. Для них важно удовлетворение не только результатом, но и удовольствие от активности внутри общности.
  • Группа - корпорация. То же самое, что и кооперация, но отличие заключается в наличии организационного и психологического единства. Для такой группы характерны гиперавтономность, замкнутость, закрытость и изоляция от других общностей.
  • Коллектив. Группа, обладающая высоким уровнем социального развития и принципами высокого гуманизма. Участники коллектива добиваются совместной общей цели путем гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей.
  • Гомфотерный («сбитый») коллектив. То же самое, что и коллектив, только ко всем прочим признакам и качествам прибавляется психофизиологическая совместимость. Примером может служить экипаж космического корабля.

Профессиональной социальной группы. Пример

Рассмотрим юристов как социально-профессиональную группу и типологию юристов. Что под этим стоит понимать?

Юрист - это лицо, сведущее в области юриспруденции, которое обладает профессиональными знаниями и навыками в сфере права и умеет применять их на практике.

Признаки социально-профессиональной группы юристов:

  1. Юрист - это человек, обладающий дипломом об образовании в юриспруденции (квалификация - специалист), либо реально работающий в юридической практике.

  2. Юристы относятся к интеллигенции. Это деятельность, где высокая квалификация специалиста первична.

  3. Они имеют такие признаки, как совпадение интересов, целей и единство действий, которыми обладает вся социально-профессиональная общность юристов, а также отдельные элементы профессиональной группы.

  4. Воплощают связь государства и права.

  5. Их труд обладает особым содержанием (толкуют юридические действия, составляют юридические документы).

Есть интересная типология юристов (названия условны):

  1. Энтузиаст - умело сочетает дух и букву закона, стремится к совершенству.

  2. Службист - тот же энтузиаст, но без стремления к изменению закона и практики.

  3. Прагматик - понимающий закон, но стремится прежде всего к "прохождению" дела.

  4. Флюгер - может допустить отступление от законных оснований под давлением руководителей.

  5. Педант - строго руководствуется буквой закона.

  6. Антипедант - руководствуется духом закона, но допускает отступление от его буквы.

  7. Бюрократ - якобы "не замечает" буквы закона, делает все для своего удобства и спокойствия.

  8. Карьерист - может поступиться буквой закона ради продвижения по службе;

  9. Циник - показывает пренебрежительное отношение к духу и букве закона, нарушает нормы морали и профессиональной этики в грубой форме.

  10. Лжеюрист - пользуется служебным положением, может использовать закон в личных целях.

Мы разобрали социальную группу (понятие, виды, типологию) юристов. Также можно взять в качестве примера абсолютно разные общности людей.

Лидерство в социальных группах

В любом объединении (в том числе и социальном) всегда есть явный или неявный лидер. Далее описаны понятие и типология лидерства в социальной группе.

Разберемся в термине. Лидер - это участник общности, выдвигающийся на основании взаимодействия индивидов внутри группы. Он обладает более высоким уровнем вовлеченности, участия, принятия решения в рамках определенной достигаемой задачи.

Кратко опишем типологии лидерства.

По содержанию лидерской деятельности:

  1. Деловое лидерство (решает организационные задачи, обладает деловым авторитетом).

  2. Эмоциональное лидерство (вызывает доверие, внушает уверенность, создает атмосферу психологического комфорта).

  3. "Информационное" лидерство (эрудит, обладает повышенным уровнем знаний, может оказать помощь в поиске нужной информации).

По исполняемым ролям:

  1. Организатор (групповая интеграция).

  2. Инициатор (выдвижение новых идей и решений).

  3. Генератор эмоционального настроя (формирует настроение группы).

  4. Эталон (пример, кумир).

  5. Мастер (специалист в определенном виде деятельности).

  6. Эрудит (обладатель обширных знаний).

Это основные классификации. Их существует еще несколько. Главное - социальная группа должна пройти следующие стадии формирования лидера: 1) выявление; 2) его развитие; 3) учет интересов группы; 4) неформальное лидерство; 5) устранение деструктивного лидера.

Заключение

В статье рассмотрены различные типологии социальных групп. Почему так важно иметь понятие о них, уметь различать, если человек - не социолог? Мы все являемся частичками общества, и каждый из нас принадлежит к той или иной социальной группе. Типологии разнообразны, каждый тип имеет свои характеристики, признаки, условия принадлежности. Это интересно и касается каждого из нас.

Комментарии