Педагогическое эссе: подбор материала, стиль изложения

Эссе — это небольшой очерк, размышление на какую-либо тему. При создании педагогического эссе воспитателю предоставляется свобода, в рамках которой он может высказать аргументированную позицию. Акцент делается не только на факты, но и на чувства зрителя.

Что такое эссе?

Эссе для педагога дошкольного или школьного образования — портфолио, в котором рассказывается о его опыте, планах и обучении. Несмотря на свободу написания педагогического эссе, в каждом образовательном учреждении существует стандарт, которого следует придерживаться. Предварительно необходимо прочитать Федеральный государственный образовательный стандарт и правила образовательного учреждения.

Эссе раскрывает индивидуальную позицию автора. Педагог показывает свои чувства и переживания. Портфолио составляется с учетом видения мира и себя. Зачастую педагоги рассказывают о борьбе со стереотипами, которые мешают качественному образованию. Рассказ на публику о себе заставляет автора копнуть глубже и разобраться в какой-либо серьезной проблеме. Поверхностное отношение к работе не сможет зацепить слушателей.

Педагогическое эссе воспитателя должно соответствовать современным стандартам образования. Директор, методист и старший воспитатель могут проводить консультации, которые помогут написать эссе, в соответствии со стандартами и уровнем ДОУ.

Как подготовиться к эссе

Эссе на педагогическую тему требует тщательной подготовки. Предварительно следует сформулировать цели и задачи, найти источники информации, составить план, выписать основный тезисы и определить срок окончания работы.

Цель написания творческой работы - то, что необходимо достигнуть по окончании деятельности. От цели следует отталкиваться при написании. Если автор понимает, чего он хочет достигнуть, то работа будет максимально понятной для судей. Как правило, цель заключается в следующем: доказать свою правоту или затронуть важную проблему и найти пути решения.

Цель должна перетекать в задачи, которые решает автор. Современные педагоги работают в условиях высокой конкуренции. По уровню их квалификации оценивают деятельность всего образовательного учреждения. Воспитатели и учителя находятся в постоянном поиске новых знаний. Педагогическое эссе позволяет оценить свою деятельность и определить, в каком направлении следует двигаться.

Четкий план изложения позволяет сократить время на дальнейшую переработку материала. В пунктах эссе должны соблюдаться последовательность и логика, а цели и задачи должны быть раскрыты.

Подбор материала

В основе эссе лежат собственные мысли педагога, но они не могут быть абстрактными. При написании потребуется дополнительная литература. Источниками становятся учебные пособия, книги, статьи, интернет-ресурсы, справочники.

Допустимо использовать художественную литературу, личная история из жизни или история, случившаяся со знакомыми, затронет чувства зрителей. Где искать нужную информацию — зависит от темы эссе. Консервативные методы обучения расписаны в учебных пособиях и книгах, современные методы воспитания в статьях и интернет-ресурсах.

Просматривая материал, следует в тезисной форме выписать то, что понадобится при написании. Можно добавлять понятия, противоречия, цитаты, примеры, имена авторитетных людей, события — все то, что поможет быстро найти информацию.

Работа над черновиком

Педагогическая деятельность эссе раскрывается в творческом подходе к написанию. Для этого необходимо начинать работу с черновика. Черновик, в отличие от чистовика, позволяет вносить пометки и поправки в процессе перечитывания написанного текста.

Работа сразу на результат не приведет ни к чему хорошему. Печатание на компьютере позволяет править текст сколько угодно раз, спорные моменты можно выделять цветом, чтобы вернуться при повторном перечитывании.

При работе на бумаге следует оставлять поля для исправлений. Это позволит откорректировать текст и довести его до качественного состояния.

Написание эссе

При написании педагогического эссе учителя или воспитателя, следует уделять внимание вступлению. Оно должно зацепить судей для высокой оценки эссе. Вступление следует сделать живым, четким, структурированным и оригинальным.

С самого начала следует проговорить цель работы. Можно вставить афоризм, цитату, рассказать о личном опыте или провести аналогию из художественной литературы.

После вступления следует основная часть, которая подчиняется следующим законам:

  • изложение материала;
  • каждая часть должна последовательно соединена с предыдущей;
  • идеи и взгляды педагога;
  • содержать примеры из собственной жизни или из литературы;
  • включать высказывания известных педагогов;
  • рассказывать о каких-либо жизненных обстоятельствах;
  • показывать взгляд педагога на проблему;
  • раскрывать основную идею эссе.

Можно выстраивать каждую часть выступления в едином ключе. Например, периодически приводить цитату или рассказывать пример из жизни.

Отличным примером является эссе «Мое педагогическое кредо» Дж. Дьюи. В ней выделены наиболее важные моменты эссе педагога, в нем рассматривается, для чего нужна школа. Постоянные повторы в тексте дополняют и усиливают сказанное.

При подготовке следует ознакомиться с эссе Я. Корчака «Право ребенка на уважение». В его основе лежит изменение отношений между ребенком и взрослым. Корчак призывает уважительно относиться к детям, давать им право на собственное мнение. На протяжении всего эссе постоянно звучит местоимение «мы». Таким образом автор противопоставляет взрослых ребенку. Интересным приемом считается построение диалога и реконструкция детских реплик.

Эссе Н.А. Бердяева больше похоже на размышление. Привлечение автобиографических фактов делает эссе особо ценным для педагога.

Заключение педагогического эссе должно содержать итоги, выводы на основании высказываний в основной части. Заключение должно перекликаться со вступлением и убедить читателя в своей правоте. Финал формирует определенное настроение и впечатление от прочитанного.

Психологические типы

Людей, которые занимаются написанием эссе, можно условно разделить на 2 типа:

  • тех, кто пишет понемногу, но постоянно;
  • тех, кто вынашивает идею и выдает всю информацию за один вечер.

Люди первого типа долго и кропотливо выискивают информацию, проверяют ее, сравнивают с другими источниками. При этом они могут придерживаться единого стиля изложения каждой части.

Люди второго типа читают различные книги, общаются с другими людьми, наблюдают за детьми, проводят социальные эксперименты. На основе накопленного опыта эссе может родиться за один день. В дальнейшем его ждет только правка. В любом случае на качество написания эссе не влияет психотип автора.

Логика

Несмотря на вольный стиль при написании эссе, в работе должна прослеживаться четкая логика. Текст должен обладать внутренним единством, высказывания автора не должны противоречить друг другу.

При написании эссе «Моя педагогическая философия» не следует глубоко уходить в исследования великих педагогов. Акцент следует сделать на внутреннее восприятие профессии, достижения и планы, а события из жизни и высказывания учеников сделают текст живым.

Аргументы должны строиться в следующей последовательности:

  • утверждение;
  • пояснение;
  • пример из жизни;
  • вывод;
  • заключение.

Нельзя перепрыгивать с одной темы на другую, между отдельными блоками должны быть плавные переходы. Автор может затронуть глобальные проблемы образования, но текст должен иметь связь с остальной частью выступления.

Правила написания эссе

Эссе не имеет строгих правил написания, но оно обязательно должно иметь заголовок, — на этом правила заканчиваются.

Внутренняя структура содержит принципы написания текстов, но может меняться. Выводы, при необходимости, делают в середине текста. Факты должны подтверждать проблему, которая озвучена в эссе.

Педагогическое эссе — это обращение к читателю, который заинтересован в теме, обладает определенный уровень подготовки. Таким образом, автор может сосредоточиться на раскрытии темы, а не вводить читателя в суть профессии.

Стиль изложения

Изложение мысли должно быть изящным и понятным окружающим. Не стоит использовать сложные предложения. Лучше всего чередовать простые и распространенные предложения, тогда текст станет динамичным и будет понятен читателю.

При написании эссе следует соблюдать ясность мыслей и точность высказываний. Хорошее оформление написанного подразумевает простоту, четкость и аккуратность.

Хорошее эссе наполнено эмоциями и вызывает чувства у комиссии и слушателей. Умелое использование знаков препинания оказывает нужный эффект на читателя.

При написании следует избегать общих фраз, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Слова должны быть простыми и понятными окружающим. Сложные и замысловатые фразы уместны в том случае, если они относятся к профессиональной аудитории.

Юмор следует использовать аккуратно, а сарказм может раздражать читателя - стиль изложения получится слишком агрессивным.

Ошибки при написании эссе

Наиболее часто при написании эссе допускают следующие ошибки:

  1. Страх, что автора не поймут, заставляет убрать из текста часть информации. По этой причине эссе теряет индивидуальный стиль, становится штампом, как у большинства.
  2. Малое количество деталей. Утверждения автора недостаточно раскрыты, мало приведено фактов и ситуаций из жизни.
  3. Непонимание сути заявленной темы.
  4. Цитирование без указания авторства и присваивание чужого мнения себе.

Эссе позволяет проявить свободу творчества, оно лишено жестких рамок. Автор делится своими размышлениями, опытом, взглядом на профессию. Такой формат позволяет реализовать способности творческого человека, сгенерировать интересные идеи.

Проверка эссе

Проверка эссе не должна проходить за день до сдачи. Следует прочитать весь текст, при необходимости сделать поправки. Проверить, что вступление и заключение взаимосвязаны, а в конце сделаны выводы, о которых говорилось во вступлении.

При написании следует понимать, что эссе — это не сочинение. Здесь ценится краткость, авторская точка зрения и жизненная позиция. Важно произвести впечатление на читателя.

Проверка должна проходить на следующий день после написания, так больше шансов найти собственные огрехи. Проверка другим человеком позволит выявить смысловые и стилистические ошибки.

Комментарии