Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами. Статья 5, пункт 3 Конституции РФ. Конституционные принципы российского федерализма
Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами – важный аспект нормального развития правового государства. Этот принцип закреплен в Конституции России. Он отражает возможность регионов получать правомочия в некоторых сферах деятельности.
Юридические способы закрепления полномочий между Федерацией и субъектами
По нормам Конституции, Российская Федерация состоит из краев, республик, областей, округов и областей автономного типа, городов с федеральным значением. Каждый субъект равноправный.
Российской Федерацией и регионами разработаны три юридических способа закрепления полномочий:
- Закрытые.
- Списочные.
- Остаточные.
Конституция в статьях 71-й, 72-й определяет, что список предметов федерального и совместного ведения может изменяться только при условии соблюдении порядка внесения корректив по аналогии с поправками в Конституцию. Весь перечень полномочий, закрепленных в указанных статьях, закрытый. Расширенному толкованию он не подлежит.
В статье 73-й рассматриваемого акта закреплено, что все сферы деятельности регионов, не находящиеся в исключительном ведении Федерации или совместно с субъектами, считаются прерогативой этих областей.
Нормативно-правовое регулирование в сфере определения предметов ведения в стране осуществляется через издание и корректировку федеральных конституционных законов и федеральных актов, действующих на всей территории нашего государства.
Предметы ведения государства
В основе разделения полномочий между РФ и ее субъектами лежит грамотное распределение сфер правового регулирования. В исключительном ведении Российской Федерации находятся шесть групп полномочий:
- Учредительные и государственные (устройство структуры страны).
- Правоохранительные и законодательные.
- Военные.
- Социально-экономические.
- Внешнеэкономические и внешнеполитические.
- Конкретизация статуса гражданской личности.
Каждая из указанных групп содержит ряд конкретных полномочий государства, которые не могут передаваться с федерального уровня на региональный.
Предметы исключительного ведения государства
Предметы ведения, не относящиеся к полномочиям субъектов Российской Федерации, состоят в следующем: принятие Конституции и внесение в нее изменений, определение границ территории страны и распределение федеративных субъектов, установление ветвей власти (исполнительной, законодательной, судебной), определение порядка организации работы органов, формирование метрической системы и исчисления времени, картография и геодезия, наименование территорий и объектов, бухгалтерский и статистический официальный учет.
Правоохранительные и законодательные полномочия Федерации заключаются в следующем: принятие законов федерального уровня и внесение в них изменений, защита и регулирование свобод и прав гражданина и человека, а также меньшинств по национальному признаку, прокуратура, судоустройство, законодательство всех сфер (уголовно-процессуальное, уголовное, уголовно-исполнительное, гражданское, арбитражное), регулирование с правовой позиции собственности интеллектуального типа, коллизионное федеральное право.
Военные полномочия России заключаются в следующем: безопасность, оборона, производство оборонной техники и оборудования, установление порядка покупки и продажи оружия (техники, боеприпасов), производство веществ ядовитого и наркотического характера, определение порядка использования указанных веществ, фиксация статуса границы государства с моря и воздуха и их защита.
Социально-экономические полномочия Федерации заключаются в следующем: управление государственной федеральной собственностью, определение основ политики федерального уровня, разработка программ в сфере национального развития страны (в экономической, государственной, экологической, культурной, социальной, национальной областях), установление правовой базы рыночных отношений, регулирование финансовой сферы (кредитное, валютное, таможенное, эмиссионное, ценовое); управление экономическими федеральными службами, банками, бюджетом страны (включая сборы и налоги), федеральными фондами развития регионов, энергетическими государственными системами, энергетикой ядерного типа, транспортом, связью и информацией, путями сообщения, космической деятельностью.
Внешнеэкономические и внешнеполитические полномочия страны заключаются в следующем: управление политикой, отношениями международного характера, вопросами мира и войны, взаимоотношениями внешнеэкономического типа.
Что касается конкретизации статуса гражданской личности, полномочия Федерации заключаются в следующем: присвоение почетных званий, выдача государственных наград, гражданство, помилование и амнистия.
Предметы совместного ведения субъектов и Федерации
Согласно нормам первой части статьи 72-й российской Конституции, к предметам общего ведения страны и ее регионов относятся следующие группы полномочий:
- Издание федеральных законов, определяющих общие основы нормативно-правового регулирования деятельности регионов.
- Издание федеральных законов, определяющих правила разграничения компетенции РФ и ее субъектов и порядок реализации возложенных Федерацией полномочий.
Положениями федерального закона № 184 от 6 октября 1999 года установлено, что государственные властные органы в субъектах вправе участвовать в рассмотрении Государственной Думой законопроектов по вопросам, относящимся к совместному ведению.
Процедура участия властных органов в субъектах в рассмотрении законопроектов
Один из способов разграничения полномочий между РФ и ее субъектами – это рассмотрение проектов нормативно-правовых актов, принимаемых Государственной Думой, субъектами региональных органов и Федерации.
Процесс изучения законопроектов состоит из четырех этапов:
- Согласование предварительного документа с представительными (законодательными) и высшими исполнительными властными органами субъектов Федерации.
- Создание согласительной комиссии в случае, если больше трети субъектов вынесут отрицательное решение в отношении принятия акта.
- Если мнения федерального органа и субъекта власти в регионе разделились, считается, что последний свое мнение не высказал.
- Направление принятого в первом чтении законопроекта, касающегося предметов общего ведения, в представительные (законодательные) государственные властные органы для внесения исправлений и предложений.
Стадии рассмотрения законопроектов
Все законопроекты, касающиеся сферы разграничения полномочий между РФ и ее субъектами или общих вопросов Федерации и региона, на каждом этапе проходят несколько процедур.
При их рассмотрении Государственная Дума предоставляет субъектам тридцать дней для изучения документа и составления отзывов. На следующем этапе допускается созыв комиссии согласительного типа для урегулирования возникших разногласий, если властные органы субъекта выскажутся против принятия документа.
После изучения количества голосов за проект и против него в течение тридцати дней с момента получения властные органы субъекта должны внести поправки в документ для передачи его на изучение во втором чтении.
Предметы исключительного ведения российских субъектов
В статье 72-й Конституции установлено, что разграничение полномочий между РФ и ее субъектами подразумевает передачу их части, касающейся правового характера.
В сферу деятельности региональных органов власти входит пять групп полномочий:
- Учредительные.
- Правоохранительные и правозащитные.
- Законодательные.
- Социально-экономические.
- Международные.
Каждая из указанных групп содержит ряд конкретных полномочий России, которые не могут передаваться с федерального уровня на региональный.
Исключительные права субъектов Федерации
Учредительные полномочия состоят в установлении принципов общего типа в отношении организации построения государственных органов власти и самоуправления местного уровня, обеспечении соответствия уставов (законов) российской Конституции и федерального уровня.
Полномочия правоохранительного и правозащитного типа заключаются в следующем: защита и регулирование свобод и прав гражданина и человека, а также меньшинств по национальному признаку, прокуратура, судоустройство, законодательство всех сфер (уголовно-процессуальное, уголовное, уголовно-исполнительное, гражданское, арбитражное), регулирование с правовой позиции собственности интеллектуального типа, борьба с катастрофами и бедствиями природного и техногенного характера, защита памятников и особо охраняемых территорий.
Субъектные полномочия Российской Федерации в законодательной сфере включают правовое регулирование в административной, трудовой, административно-процессуальной, семейной, земельной, жилищной, лесной областях, в области защиты недр и окружающего мира.
Полномочия социально-экономического типа заключаются в установлении базовых принципов взыскания сборов и налогообложения; вопросах владения и пользования недрами и иными ресурсами региона, развития культурных и иных сфер, социальной защиты населения.
Полномочия международного характера заключаются в координации внешнеэкономических и международных связей российских субъектов и выполнении условий международных соглашений.
Способ распределения предметов ведения между Федерацией и регионами по договору
Согласно положениям третьей части 11-й статьи Конституции, органы государственной власти субъектов РФ могут получить часть полномочий по договору. Это закреплено статьей 26.7 закона, регулирующего общие принципы деятельности представительных (законодательных) и исполнительных властных органов в регионах.
Согласно нормам указанного нормативно-правового акта федерального уровня, заключение письменных соглашений о разделении полномочий может иметь место только в случае, если это необходимо по географическим, экономическим или иным параметрам.
Содержание договора
Письменное соглашение, заключенное между органами государственной власти субъектов РФ и Федерацией, должно содержать следующие пункты:
- Перечень правомочий государственных органов власти на уровне субъектов, в отношении которых производится разграничение.
- Порядок и условия реализации полномочий.
- Обязанности и права сторон.
- Период действия соглашения (не более десяти лет).
- Порядок и основания расторжения соглашения в досрочном порядке.
Процедура подготовки документа
В основе составления договоров о разграничении полномочий лежат принципы российского федерализма. Согласно положениям законодательства, договор проходит несколько этапов:
- Предоставление проекта инициатором властному органу для одобрения (отклонения).
- Подписание одобренного договора Президентом.
- Передача Президентом документа в Государственную Думу в десятидневный срок с момента его подписания.
- Вступление в силу договора и действующего на его основе федерального закона.
Условия досрочного прекращения действия соглашения
Согласно принципам российского федерализма, субъекты страны вправе получать часть полномочий по договору. Согласно нормам гражданского законодательства, расторгнуть такое соглашение можно на основании согласия сторон или по решению суда.
Если одна из сторон грубо нарушила условия договора, то вторая вправе потребовать его расторжения через суд. В этом случае договор по решению суда признается утратившим силу.
Порядок заключения соглашения о разграничении полномочий
Конституционные принципы российского федерализма, закрепленные нормативно-правовыми актами, определяют ключевые отличия соглашений о разграничении правомочий между Федерацией и субъектами.
Договор должен подписываться руководителем властного исполнительного органа на федеральном уровне. Он вступает в силу после утверждения российским Правительством и опубликования в официальном порядке.
В содержании документа должны отражаться все ключевые условия, сроки действия и порядок расторжения.
Следует помнить, что исполнительные органы федеральной власти, заключившие письменные соглашения о передаче части своих полномочий в период действия статьи 5-й Конституции РФ соответствующим исполнительным властным органам регионов страны, контролируют соблюдение условий этих соглашений. Также они несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.