Автомузей Михаила Красинца в Черноусово: коллекция автомобилей

Михаил Красинец - один из самых скандальных и обсуждаемых частных коллекционеров на постсоветском пространстве. Он известен тем, что создал самую большую коллекцию отечественных автомобилей под открытым небом, в которой насчитывается уже более 300 экземпляров. Среди них много редких и коллекционных моделей. Однако многие до сих пор неоднозначно относятся к его экспозиции, споря, что это: уникальный музей или обыкновенная свалка. Ведь, с одной стороны, он спас многие машины от уничтожения в пунктах приема металлолома, с другой - сам устроил свалку когда-то редких машин под палящим солнцем и снегом. В этой статье мы расскажем о самом коллекционере и его коллекции, которую многие называют кладбищем советских автомобилей.

Биография

Сейчас Михаил Красинец - пенсионер. Ранее он был автогонщиком, жил в Москве, работал механиком на Автомобильном заводе имени Ленинского комсомола, сейчас больше известном под названием "Москвич".

Собирать уникальную коллекцию советских автомобилей он начал еще в 90-е годы. Переломным в биографии Михаила Юрьевича Красинца стал 1993 год, когда герой нашей статьи уволился с завода, на котором начались проблемы. Вместе с женой он продал квартиру и переехал в село Черноусово, расположенное в Тульской области.

Это совсем небольшой населенный пункт, в котором, согласно Всероссийской переписи населения, проживает всего пять человек. Он находится в 7 километрах от деревни Красивка, которая считается сельским административным центром, и в 7 километрах от поселка городского типа под названием Чернь. Расположено село на юго-востоке Тульской области, неподалеку от границы с Брянским регионом.

Путь

Как признаются посетители, которые своими глазами видели коллекцию Михаила Юрьевича Красинца, добраться до этого места непросто даже сейчас. Не говоря уже о том, в каком состоянии находились дороги в здешних местах в начале 90-х.

Предстоит ехать по трассе М2 "Крым". Короткий маршрут до автомузея Михаила Красинца проходит через Уготь, в качестве еще одного ориентира - небольшая деревня Миллионная на несколько домов. Дорога оставляет желать лучшего: сначала это потрепанные жизнью и временем бетонные плиты, а затем обычная грунтовка, местами с глубокой и трудно проезжей колеей.

Большинству автомобилей пробраться по этому маршруту удастся только в сухую погоду. Если пройдет сильный дождь, есть риск засесть, например, при спуске к мосту через речку. Есть до этого места и более простой путь - через деревни Бредихино и Донок, но он значительно длиннее.

Основание музея

Михаил Юрьевич Красинец рассказывает, что деньги от продажи московской квартиры в 1993 году у него закончились буквально за три месяца. По 150-200 долларов он активно скупал автомобили из снесенных гаражей, которые оказались на месте строительства Третьего транспортного кольца. Сегодня они составляют едва ли не основу его коллекции.

Сам музей Михаила Красинца получился разделенным на две неравные части. Большинство автомобилей и сегодня находятся на поле под открытым небом. Самые ценные и редкие расположились на внутренней территории частного дома самого коллекционера.

Сейчас Михаил Красинец покупает новые экземпляры исключительно на пожертвования, которые оставляют посетители музея. Он гарантирует, что все без исключения деньги направляются на пополнение коллекции. При этом признается, что жить на одну пенсию непросто, но он старается оставаться выше социальных и бытовых проблем. Огромный труд он вкладывает в сохранение своего музея.

На поддержание такой огромной коллекции уходит много сил и времени, но машин так много, что на большинстве внешние факторы все равно сказываются весьма негативно.

Изюминки коллекции

В автомузее Михаила Красинца в Черноусово немало поистине уникальных экземпляров. Например, древний ГАЗ М-20, на котором в прежние времена передвигались сотрудники советской милиции. Его внешний вид может быть хорошо знаком многим по детективным фильмам времен Советского Союза. Интересно, что экземпляр, представленный в коллекции Михаила Красинца, был в частных руках, никогда не находился на балансе у государственных структур.

Некоторые машины смотритель музея самостоятельно совершенствует. Например, как рассказывает Михаил Красинец, найденную в 1998 году в одном из московских дворов "Победу" он самостоятельно доставил в Черноусово и уже здесь кисточкой сделал надпись "ОРУД Милиция". На таких машинах также в советское время передвигались сотрудники правоохранительных органов. Одну из раритетных "Волг" Михаил Юрьевич раскрасил под раллийный автомобиль.

"Чайки"

Особой гордостью музея Михаила Красинца в Черноусово считаются две "Чайки" - это модели ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Считается, что это был первый автомобиль представительского класса в истории советского автопрома. Его дизайн выполнен в стиле популярного в то время "детройтского барокко". Выпускались такие автомобили с 1959 по 1979 годы. Всего их было произведено чуть больше 3 тысяч. В музее можно полюбоваться шикарным седаном с автоматической коробкой передач. В советское время такой автомобиль был действительно уникальной вещью. Сейчас он сильно просел, краска облупилась. Но даже сейчас "Чайка" способна впечатлить. Салон сохранился намного лучше, он практически в идеальном состоянии. Посетители музея могут не только осмотреть экспонаты, но и посидеть за рулем.

Вторая "Чайка" из этой коллекции представляет образец модели ГАЗ-14. Это еще один "лимузин", более поздней сборки, но уже не такой изящный. Их выпускали на Горьковском автозаводе с 1977 по 1988 годы, успев произвести более тысячи автомобилей.

"Волги" и "Победы"

В музее широко представлены автомобили марок "Победа" и "Волга". Среди уникальных экспонатов можно выделить несколько редких экземпляров ГАЗ-21 из самой первой серии со знаменитой звездой на решетке радиатора. Неподалеку - редкие "Волги" с рессорами и передними мостами.

В коллекции много автомобилей "Москвич" с завода, на котором много лет проработал сам Красинец. Например, кабриолет с рулевым колесом от "Опеля". Такие экземпляры производили только до 1953 года, поэтому этот - действительно редкий и уникальный.

Машины с историей

Только в этом музее можно увидеть единственный сохранившийся "Москвич 3-5-5". Было построено всего три таких экземпляра, предназначенных для государственных испытаний. Это широкая машина с пружинной подвеской, оригинальной коробкой передач и двигателем мощностью 1,7 литра. Предполагалось, что этот прототип при переходе на массовое производство станет моделью "Москвич 2140", но проект так и не был реализован.

История появления этого редкого "Москвича" в музее Красинца весьма занятная. На протяжении долгого времени он стоял на задворках АЗЛК. В 1994 году, когда активно избавлялись от всего лишнего и ненужного, его даже собирались порезать на металл. Тогда коллекционеру удалось договориться о передаче "Москвича" ему в обмен на подержанный мотор от "Волги".

Эта история является скорее исключением, чем правилом. Красинец редко выменивает машины, как правило, покупает их за деньги. Из своей же коллекции принципиально ничего не продает. Признает, что предложения к нему поступают неоднократно, но он твердо стоит на своем, считая, что все, что попало в музей, должно в нем оставаться.

Авто в чистом поле

Принципиальность характера во многом определила судьбу и биографию Михаила Красинца. С его позицией многие спорят, тем более что отказ продавать машины из своей коллекции приводит к тому, что многие из них ржавеют, стоят в поле, заросшем травой выше человеческого роста. Следить за таким большим автопарком коллекционеру приходится практически в одиночку, поэтому на все времени просто не остается.

Более того, часть экспонатов за это время подверглась разграблению. Конечно, большинство машин не на ходу, но с них массово снимают элементы кузова, фары, уносят детали интерьера. Все это представляют собой печальное, даже пугающее зрелище. При этом закономерность весьма простая: чем дальше автомобиль стоит от дома самого Михаила Юрьевича, тем более плачевно его состояние.

При этом в чистом поле также встречаются значимые, редкие и уникальные экспонаты, которые могли бы занять достойное место в любом автомобильном музее мира. В Черноусово состояние машин наводит тоску, они продолжают погибать под открытым небом без всякого ухода. Например, в поле стоит спортивная модель "Москвича-2140" из серии "Ралли", которая когда-то принадлежала известному отечественному гонщику Сергею Шипилову. В конце 90-х Красинец приобрел ее примерно за 200 долларов. Сегодня ее состояние и внешний вид весьма удручающие.

Кладбище старых автомобилей

Большая часть экспозиции, расположенной сегодня в открытом поле, больше похожа не на музей, а на грандиозный арт-объект. Многим напоминает печально известное кладбище старых автомобилей в американском штате Джорджия.

Тоже популярное у туристов место, за вход на которое предстоит заплатить 25 долларов. У Михаила Юрьевича фиксированной платы нет. Каждый посетитель оставляет столько денег, сколько считает нужным.

Критика коллекционера

Музей и самого Красинца часто критикуют. Причем недовольство высказывают не только обычные посетители, но даже его друзья и близкие. Основная претензия заключается в том, что на своем поле Михаил Юрьевич фактически уже уничтожил многие редкие автомобили, которые могли бы представлять огромный интерес для коллекционеров, многое рассказать об истории советского автопрома. Привозя их в свой музей, Красинец не занимается их восстановлением, а просто оставляет их на улице. Многие считают такой подход просто недопустимым.

При этом стоит признать, что если бы не было этого автоэнтузиаста, многие из этих автомобилей давно бы уже были пущены на металлолом, особенно в 90-е годы, когда были совершенно никому не нужны. Поэтому споры о том, чем считать коллекцию Красинца: кладбищем старинных автомобилей, арт-объектом или музеем, продолжаются до сих пор.

Попытки восстанавливать отдельные модели

При этом известно, что отдельные модели своих автомобилей Красинец все же пытался восстанавливать, но из этого ничего хорошего не вышло.

Известно, что Михаил Юрьевич предпринимал попытки отреставрировать легендарный СМЗ С-3А. Это двухместная мотоколяска, выпускавшаяся на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 годы.

Как отмечают эксперты, ничего не получилось. Автомобиль не только был ужасно покрашен, но еще оказалось, что его фары собраны неправильно, одна из деталей вставлена вверх ногами.

Серьезная претензия к коллекционеру заключается и в том, что он даже не в состоянии установить элементарный забор, чтобы огородить свои редкие экземпляры. В результате те машины, которые не отправились на переработку в 90-е годы, были по частям разворованы жителями окрестных деревень, которые имели на поле беспрепятственный доступ.

Большинство считает, что любой другой на месте Красинца уже давно бы построил прибыльный музей европейского уровня. Однако Михаил Юрьевич делать этого не хочет или не может. В результате уникальные экспонаты так и продолжают ржаветь и гнить.

Комментарии