Права потребителя: возврат товара различного качества

Многие слышали о законе потребительских прав. Но в реальности мало кто представляет, в чем он заключаются, на что ссылаться и что требовать. Тем более что сами продавцы не всегда спешат соблюдать права потребителя.

Возврат товара с браком

Бывает, что купленная продукция оказывается с браком. К сожалению, застраховаться от этого невозможно: детали могут быть неисправны, товар мог повредиться при транспортировке, да и человеческий фактор никто не отменял. Под браком (или несоответствием качеству) понимается продукция, не соответствующая применяемым к ней требованиям. Передача такой продукции потребителям запрещена. Поэтому, как гарантирует закон о правах потребителей, возврат товара при обнаружении брака допускается на протяжении всего гарантийного срока использования. Бракованную продукцию можно:

  • вернуть;
  • отремонтировать за счет продавца;
  • обменять на равноценный товар;
  • отремонтировать за свой счет, но с возмещением продавцом затрат на экспертизу и ремонт;
  • оставить себе, получив у продавца скидку за брак.

В случае обнаружения брака технически сложных средств покупатель может сдать продукцию и вернуть себе деньги в течение 15 дней с даты покупки. Однако данное правило не действует, если дефект относится к разряду неустраняемых или повторно появляется после ремонта, если товар находился в ремонте суммированным учетом более 30 дней или более 45 дней подряд. Стоит учитывать и то, что в случае нахождения техники в ремонте срок гарантийного использования продлевается на все его время.

Существуют и другие ограничения права потребителя. Возврат товара возможен лишь в следующих случаях:

  • если покупатель не был предупрежден о недостатках товара заранее;
  • если покупатель не нарушил правил эксплуатации продукции.

Таким образом, если покупатель под подпись был ознакомлен с тем, что в товаре имеется дефект, или если неисправность в работе продукции возникла по вине покупателя, ни вернуть себе деньги, ни получить новую продукцию взамен он не сможет.

Права потребителя: возврат товара без претензий к качеству

Если с обменом брака обычно все более или менее ясно, то с возвратом продукции надлежащего качества чаще возникают проблемы. Между тем, законодательно установлено, что даже если покупатель заплатил в магазине за товар, у которого нет изъянов, но он не подошел по фасону, форме, габаритам, комплектации или размеру, то на возврат его продавцу отводится 2 недели, считая с даты, следующей за датой покупки.

Как устанавливает закон охраны права потребителя, возврат товара без брака требует соблюдения следующих условий:

  • сохранность товарного вида, целостность пломб, фабричных ярлыков, печатей;
  • наличие товарного или кассового чека;
  • наличие не менее двух свидетелей (родственников – можно), подтверждающих факт покупки, если чек не сохранился.

Существует перечень небракованных товаров, не подлежащих возврату. К ним относятся:

  • лекарства, профилактические и лечебные средства;
  • атрибуты личной гигиены;
  • животные и растения;
  • книги;
  • парфюмерия и косметика;
  • швейные, текстильные и трикотажные изделия;
  • бытовая мебель;
  • автомобили;
  • оружие;
  • сложные технические бытовые приборы.

Как отстоять права потребителя

Продавцы часто не хотят следовать закону, порой не зная его, порой просто перестраховываясь, а иногда и из вредности. В этом случае необходимо действовать уверенно, показывая свою юридическую грамотность. В крайних случаях можно пригрозить обращением в Управление или Отдел, цель которого – защита прав потребителя. Возврат товара будет морально проще, если взять с собой купленный или распечатанный из интернета ФЗ № 2300-I. Как правило, недобросовестный продавец пасует перед подкованным покупателем, не доводя дело до скандала.

Комментарии