Чешские танки Второй мировой войны: описание, фото

Чешские танки, выпускаемые до и во время Второй мировой войны, славились как одни из лучших в мире. Они отличались надежностью и отменными эксплуатационными характеристикам благодаря новейшим инженерным решениям.

Работа на оккупантов

Подобно другим странам, захваченным фашистской Германией в конце 30-х ХХ века, Чехия вынуждена была производить для оккупантов различные виды вооружения, в том числе и танковую бронетехнику.

Еще до начала боевых действий страна славилась своей автомобильной и авиационной промышленностью. В связи с этим, неудивительно, что немцам пришлись по душе чешские танки, которые по некоторым техническим параметрам считались лучшими в мире. До 1941 года они составляли приблизительно 25 % всей бронетанковой армии Вермахта.

Легкий танк LT-35

Эта модель чешского танка была создана на фирме "Шкода" в 1935 году под названием S-IIa с классической компоновкой и задним расположением ведущего привода. На этом же заводе для него была разработана 6-цилиндровая карбюраторная силовая установка, которая размещалась в задней части корпуса. Она позволяла развивать скорость до 30 км/час, а запас хода без дозаправки достигал 150 км.

Довольно большая, как для легкого танка, башня находилась посредине корпуса и была оснащена 37-миллиметровой автоматической пушкой, а также пулеметом с калибром 7,92 мм. Наведение орудия и стрельба происходили с помощью механического привода, а командир экипажа мог определять вражеские цели с помощью телескопического прицела и перископа.

В состав экипажа такого чешского танка Второй мировой войны (фото модели можно увидеть в статье) входил также механик-водитель, сидящий в правой передней части корпуса, а слева возле него располагался стрелок-радист, который стрелял по противникам из дополнительного пулемета в передней части корпуса.

Несмотря на то, что модель LT-35 предназначалась в основном для поддержания пехотных атак, толщина его брони была относительно слабой. Толщина лобовых бронелистов составляла 25 мм, а бортовых — 16 мм.

В свое время легкий танк LT-35 был очень популярным в немецкой армии благодаря новейшим конструкторским решениям, которые значительно повышали его эксплуатационные и технические показатели. Двигатель запускался с помощью пневматики, а улучшенный сервопривод облегчал процесс управления тормозной системой и трансмиссией.

За три года с конвейера сошло 424 чешских танка этой модели. Большинство из них входило в состав немецкой армии на начальных этапах войны.

Легкий танк LT-38

Используемый во время Второй мировой войны чешский танк LT-38, более известный как Pz.Kpfw.38(t), был разработан в 1938 г. на заводе "ЧКД-Прага" под рабочим названием TNHP. На то время это была лучшая бронемашина в легком классе во всем мире.

Изначально танк выпускали для нужд армии Чехословакии, а после оккупации страны его производство только ускорилось, но уже для немецких танковых войск. До 1942 года в армии Вермахта находилось почти 1500 таких бронемашин.

Подобные чешские танки использовались немцами в разных военных кампаниях. В начале Великой Отечественной Войны было 5 немецких дивизий, состоящих исключительно из такой бронетехники.

Танк LT-38 отличался простотой и рациональностью конструкции. Ходовая часть состояла из четырех попарно сблокированных листовыми рессорами опорных катков на каждой стороне борта. В передней части корпуса размещалась трансмиссия и ведущие колеса, а для упрощения их ремонта во время боя сделали специальный люк. Силовая установка этого чешского танка состояла из 6-цилиндрового карбюраторного двигателя с жидкостным охлаждением.

Вооружение машины включало в себя 37-миллиметровую полуавтоматическую пушку, а также два пулемета калибром 7,9 мм.

Другие модели чешских танков Второй мировой войны

Легкий танк LT-38 прославился также тем, что после прекращения выпуска этой модели на базе его простого и надежного шасси начали выпускать другую бронетехнику — от бронетранспортеров, зенитных установок и ремонтных машин до превосходных самоходных артиллерийских установок, таких как "Гриле" или "Мардер III".

Наиболее известным стал "истребитель танков" под названием "Хетцер", которых до конца Второй мировой войны было выпущено около 2500 единиц. Эта "самоходка" была очень низкой, а поэтому незаметной на поле боя. На нее устанавливали 75-миллиметровую пушку, позволяющую вести эффективный огонь по вражеским танкам, а 60-миллиметровая лобовая броня, установленная под большим углом, делала "Хетцер" практически неуязвимым спереди. Модель получилась настолько успешной, что ее выпускали даже после окончания боевых действий для нужд швейцарской и чехословацкой армий.

Комментарии