Увеличенная кварта — уменьшенная квинта. Знакомьтесь — тритон!

Интервалы – простейшие сочетания двух нот. В теоретическом разделе музыки, то есть в сольфеджио, они изучаются прежде всего, так как в дальнейшем на их основе будут строиться более сложные аккорды. Все интервалы делятся на консонансы – мягко звучащие и диссонансы – резко звучащие. Именно ко второй категории относится увеличенная кварта, или говоря проще – тритон. Что же это такое и какими свойствами обладает интервал? Давайте разбираться.

Что это такое?

Итак, начнем с такого простого понятия, как чистая кварта. Интервал, который в отличие от секунды, терции, сексты или септимы не может быть большим или малым – он един, то есть чистый. Такими же свойствами обладает и квинта – интервал, который на тон больше кварты.

Кварта – это промежуток между четырьмя нотами (оттуда и название). Однако количество тонов в этом интервале равно 2,5. Что же касается чистой квинты, то это расстояние между пятью нотами, но количество тонов в нем приравнивается к 3,5.

Если увеличить "тонаж" кварты на половину тона, и, соответственно, уменьшить этот показатель в квинте на такое же количество, то мы получим ровно три тона. Это и есть тритон с его незамысловатым названием, которое в точности отображает его структуру. Поэтому увеличенная кварта также может быть уменьшенной квинтой, но при этом звучание интервала будет идентичным. А вот написание и есть тот самый определяющий момент, который позволяет нам судить о том, состоит интервал из четырех или пяти нот.

Тритоны в мажоре

Эти уникальные интервалы можно отыскать в рамках любой тональности, будь она мажорной или минорной. Важно знать, на каких ступенях строятся они и при каких условиях. Что же, перед нами натуральный до мажор, и в его рамках нужно найти тритон. Здесь будет строиться увеличенная кварта от фа, так как это – четвертая ступень. Верхней нотой интервала окажется си, и между этими двумя звуками действительно будет три тона. Если мы хотим построить от фа чистую кварту, следует нажимать си-бемоль, но это не входит в правила до мажора.

Если же мы строим увеличенную кварту в гармоническом до мажоре, то помимо IV ступени, то есть ноты фа, отправной точкой может быть еще и VI пониженная – ля-бемоль. Расстояние от нее до ре как раз и будет приравниваться к трем тонам.

Тритоны в миноре

Мажоры и миноры – лады параллельные. Вторые строятся на шестых ступенях первых, поэтому и увеличенные кварты в них будут звучать также. Просто относительно минорного лада они будут построены на других по счету ступенях. Давайте, раз уже в предыдущем абзаце мы рассмотрели до мажор, возьмем параллельный ему ля минор. В натуральном минорном ладу тритон строится на VI ступени, то есть от все той же ноты фа, и его верхушкой становится си. Если мы работаем в гармоническом миноре, где седьмая повышенная, то "плясать" нужно от IV ступеньки – ноты ре. Верхушкой интервала будет соль-диез – седьмая повышенная.

Обращение тритонов

Обращение интервала или аккорда – это перенос нижнего звука вверх. В случае с увеличенной квартой звучание интервала нисколько не поменяется – просто немного повысится на три тона ровно. Однако в письменном виде кварта превратится в квинту, так как теперь интервал будет простираться между пятью нотами. За счет того, что верхний звук окажется пониженным, квинта будет уменьшенной. На наглядном примере от той же ноты фа строим увеличенную кварту – фа — си. Переворачиваем ее и получаем си — фа — квинта, но из-за отсутствия бемоля перед си или диеза перед фа она не дотягивает до чистого звучания в 3,5 тона и превращается в тритон.

Разрешение тритонов

Мы рассмотрели, как построить увеличенную кварту в до мажоре, а теперь давайте разрешим ее в более устойчивый интервал в рамках данной гаммы. Путь, по которому пойдет тритон этого типа, указан в его названии "увеличенная", следовательно, она будет увеличиваться. То есть нижняя IV ступень перейдет в III – устой, а верхняя VII – в I – тонику. Устойчивый интервал образуют ноты ми и до (верхняя) – то есть малая секста. При разрешении тритона в миноре, построенного на VI ступени, образуется также малая секста. В случае с уменьшенной квинтой этот интервал, соответственно, становится меньше и превращается в большую терцию.

Параллельные тональности до мажор и ля минор мы взяли для того, чтобы не возникало путаницы со знаками. Так можно быстрее понять, в чем заключается изюминка тритонов, какие они по звучанию и написанию и как ведут себя относительно стоящих рядом с ними устойчивых ступеней. Но они есть и в других, более сложных тональностях, располагаются также на неустойчивых VII, IV и "гармонических" ступенях, образуя весьма интересные и немного резковатые звучания.

Заключение

Оказалось, что построить тритон — просто, как "до-ре-ми", важно только грамотно ориентироваться в тональности и знать, от каких ступеней стоит отталкиваться. Интервал весьма специфичный, но обязателен для полного понимания теоретического курса музыки. Проще всего понять его суть можно на фортепиано — тут в местах разрыва черных клавиш и строится этот загадочный интервал.

Комментарии