«Меморандум Квиллера» - образец умного шпионского кино
В середине 60-х начале 70-х годов как альтернатива бондиане в мировом кинематографе обозначился рост популярности шпионского кино. Это и серия фильмов о сопернике Бонда Гарри Палмере, «Кремлевское письмо» Д. Хьюстона, «Дело самоубийцы» С. Люмета, «Шпион, пришедший с холода» М. Ритта и, конечно, «Меморандум Квиллера» (1966 г.) режиссера Майкла Андерсона.
Сюжет
Повествование ленты «Меморандум Квиллера» начинается с эпизода, в котором по ночному Западному Берлину неспешно бредет незнакомец, закуривая сигарету, он заходит в таксофон. Тут же звучит выстрел, его убивают. Жертвой оказывается агент британской спецслужбы Джонс, разыскивающий основателей неонацистской организации, действующей в городе. Его коллега-предшественник тоже был ликвидирован. Из Лондона в Германию отправляется новый оперативник - американец Квиллер (Джордж Сигал).
Узнав у немногословного резидента (Алек Гиннесс) о последних действиях Джонса, Квиллер решается на кардинальные меры. Поиски тайной организации он начинает с расспросов людей в общественных местах, чтобы привлечь к себе внимание. В процессе расследования Квиллер знакомится с привлекательной преподавательницей (Зента Бергер), после беседы с девушкой агент теряет сознание, а приходит в себя уже на вилле, где допрос будет проводить высокий блондин Октябрь (Макс фон Сюдов).
Редчайший образец
«Меморандум Квиллера» - это редчайший шпионский триллер 60-х годов, в котором холодная война СССР и США не фигурировали никак. Поэтому картина шла даже в советском прокате, Джорджа Сигала озвучивал А. Демьяненко. В основе художественного фильма роман британского литератора Эллестон Тревор (псевдоним Адам Холл) «Берлинский меморандум». Он стал первым романом в серии книг об агенте Квиллере. В оригинале шпион был англичанином, почему в кино он стал американцем на службе у правительства Британии, неизвестно.
Над сценарием фильма «Меморандум Квиллера» работал будущий нобелевский лауреат Г. Пинтер. Его выверенные диалоги и поныне считаются верхом профессионализма. Они задают ритм повествованию, влияют на атмосферу не меньше музыкального сопровождения Джона Барри. Повторение реплик, чередующееся с повисшими в воздухе паузами, непрекращающиеся словесные поединки восхитительны. Нечто подобное позже попытается повторить в своих рукописях лауреат Пулитцеровской премии Дэвид Алан Мэмет.
Ритуалы и интересы
В киноленте «Меморандум Квиллера» практически нет сцен экшена в привычном для современного зрителя понимании. Квиллер не носит оружия, не использует навороченные шпионские гаджеты. Для автора главное - ритуалы. Руководство английских спецслужб беспрерывно пьет чай, при встрече со связными или резидентами происходит кодовый обмен сигаретами, даже если эти люди не курят. Антагонисты отличаются от протагонистов лишь акцентом. Нацисты - безусловное зло, Макс фон Сюдов даже костяшками пальцев хрустит отвратительно. Но при этом позиционируется создателями как достойный противник, этакий «немецкий джентльмен», почти зеркальная копия Квиллера. Зловещие неонацисты не кричат о тысячелетнем рейхе и не вскидывают в припадке руки. Они безучастно наблюдают за метаниями главного героя. Агенты организации подобны зомби. Тогда Квиллер и задумывается о масштабе заговора: либо его нет вовсе, либо его участники повсюду.
Триллер «Меморандум Квиллера» смело можно рекомендовать к просмотру любителям качественного вдумчивого шпионского кино.