Метод управления - это что такое? Какие методы управления существуют?

Удачный подбор методов руководства гарантирует коллективу производственный успех в течение длительного времени. Однако развивающиеся технологии управления рекомендуют отвергать устаревшие методы или сочетать их с новыми в условиях меняющейся хозяйственной стратегии.

В чем состоит искусство руководства?

Управление в любой области человеческой деятельности основано на большом теоретическом и практическом фундаменте. Научные исследования показывают, что оно там успешней, где более руководитель обладает такими навыками:

  • изучения и учета структуры производства, его специфики и закономерностей функционирования, а также трудового коллектива;
  • анализа актуального состояния внутренних и внешних связей;
  • использования, сочетания и варьирования активных методов организации производства и человеческих ресурсов;
  • применения способов прогнозирования и контроля результатов руководства.

Научный подход к собственной деятельности, умение признавать собственные ошибки, выявлять природу производственных успехов и неудач присущи руководителю нового типа. Эти качества являются непременным элементом искусства управления.

Хотя деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств.

Руководитель постоянно изыскивает новые направления работы предприятия, способы их организации, контроля. Кроме того, он обязательно должен сформировать работоспособный и ответственный коллектив исполнителей.

Функции управления

Существование любого предприятия невозможно без коммуникативных связей между его структурными звеньями и без владения методами управления. Это обязательные условия точного и своевременного выполнения функций руководителя:

  1. Планирование. Основывается на точном анализе актуального состояния дел на производстве: наличия и качества материалов, оборудования, человеческих ресурсов, условий работы, связей с внешними партнерами, имеющихся и возможных затруднений и пр. В результате планирования формулируются цели деятельности всего предприятия и отдельных его структурных единиц, выбираются средства и методы их достижения. Возможны корректировки плана при возникновении новых позитивных идей и возможностей или непредвиденных препятствий, изменений условий деятельности.
  2. Организация. Состоит в распределении заданий, обязанностей, полномочий по выполнению намеченного плана между отдельными членами коллектива и его подразделениями (формальными и неформальными). Каждый исполнитель должен четко понимать цели своей деятельности, ее содержание и место в общем процессе труда, средства, методы выполнения возложенных на него обязанностей.
  3. Положительная мотивация исполнителей. Цели руководства не будут достигнуты вовремя и в полном объеме, если нет материальной или внутренней, психологической заинтересованности в этом исполнителей. Руководитель должен хорошо знать потребности своих подчиненных и удовлетворять их в обмен за высокую производительность и качество труда, исходя из возможностей производства: материальное вознаграждение, поощрение за добросовестный труд в виде путевок на отдых, моральное поощрение, повышение по службе и пр.
  4. Контрольная функция. Формы и сроки контроля (промежуточного, конечного) вносятся руководителем в план работы предприятия при его составлении. Это позволяет сравнивать результаты деятельности с намеченными и выявлять те причины, которые ведут к снижению производительности, качества труда, к увеличению затрат и т. д.

Функции управления связаны между собой. Руководитель должен уметь находить одно правильное решение из многих его вариантов с учетом специфики предприятия.

Методы руководства, их классификация

Успешная реализация управленческих функций приводит к достижению поставленных целей. На каждом этапе деятельности руководитель должен правильно выбрать специфические пути решения производственных задач.

Методы управления — это и есть способы движения к желаемому результату через воздействие на его участников. Их выбор зависит от того, какую конкретно функцию выполняет руководитель на данный момент, какие средства управления ему доступны.

Система методов управления — это большое количество вариантов их использования в различных сочетаниях и в зависимости от поставленных целей. Их классификация производится по разным признакам: по масштабу, сферам использования, целям (например, развивающие, стимулирующие), функциям управления, объектам (индивидуальные, групповые). Кроме того, они бывают теоретические и практические, широко используются прямые и косвенные, общие и частные.

Выбор способов руководства не должен нарушать права его объектов, оскорблять личное достоинство людей.

Организация и администрирование

Организационные методы управления — это средства регулирования производственных отношений, то есть администрирования. Строятся на дисциплине, не исключается принуждение к исполнению обязанностей. Используются при оперативном руководстве и разработке перспективных решений:

  • методы организации и стабилизации определяют структуру предприятия или организации в соответствии с законом: отделы, цеха, должности — устав, положение, правила учета и пр.;
  • нормирования их взаимодействий — приказ, распоряжение;
  • инструктирования участников процесса в соответствии с установленными требованиями производства — должностные инструкции, распоряжения, рекомендации.

Контроль эффективности использования методов организации управления — это обязательная составляющая часть деятельности руководителя любого уровня. Осуществляется посредством плановых и внеплановых проверок исполнения приказов, распоряжений, инструкций, установленных нормативов и правил.

Экономические методы

Это эффективные способы стимулирования личной заинтересованности каждого работника в результатах его труда и труда всего коллектива. Поощрение добросовестности, честного отношения к работе, личной дисциплинированности и организованности, полезной инициативы чаще всего происходит в виде премирования, повышения заработной платы, ценного подарка, путевки на отдых, ссуды с пониженной процентной ставкой, страхования жизни и здоровья и пр.

Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. (Основы менеджмента: учебное пособие/ под ред. д. э. н., проф. В. И. Королева.- М.: Магистр: ИИФРА-М, 2011, 620 с.)

Таким образом, экономические методы управления - это способы развития производственных отношений и подталкивания людей к активному участию в техническом совершенствовании предприятия и повышении его экономической конкурентоспособности.

Психологические аспекты управления

Административные и экономические методы должны обязательно дополняться методами индивидуального, группового, коллективного воспитательного воздействия, ориентированного на морально-этические нормы и правила, принятые в обществе.

Социально-психологические методы управления — это способы активизации социального поведения и сознания работников предприятия. Их выбор требует учета индивидуальных особенностей человека, внутригрупповых отношений и связей в коллективе, уже сложившихся традиций. Одни из них требуют поощрения и развития, другие, наоборот, коррекции. Цель этих методов управления — создание таких условий труда, при которых у человека вырабатываются стремление к максимально творческому профессиональному самовыражению.

Выбор средств воздействия на членов коллектива на стадии его формирования определяется тем, что люди еще не адаптированы к новым условиям труда и требованиям. Поэтому используется максимальное их информирование о целях их совместной деятельности, правилах поведения, требованиях к организации труда и пр. Анализ процесса формирования коллектива выявит его лидеров и аутсайдеров, активных и пассивных работников.

Постепенно по мере развития культуры взаимоотношений руководитель должен использовать методы поощрения и поддержки деловых свойств, личностных качеств людей — одобрение, положительный пример, демонстрацию уважительного отношения. Немаловажным является образец тактичного поведения, культурной и доброжелательной речи самого руководителя.

Наиболее эффективный метод управления — это сочетание морального и материального поощрения добросовестных и ответственных работников. Но нельзя не учитывать, что в отдельных случаях таковыми могут оказаться методы наказания за неудовлетворительные результаты труда, неэтичное поведение в коллективе, за нарушения дисциплины. Их выбор варьируется от устного выговора до мотивированного увольнения. В любом случае поощрение и наказание должно быть справедливым в глазах подчиненных.

Комментарии