Метро Узбекистана: год открытия, список станций, протяженность, исторические факты о проведении метро в Ташкенте

Узбекистан - страна, которая расположена в самом сердце Средней Азии. Это государство, ранее входившее в состав Союза Советских Социалистических Республик, имеет очень древнюю и интересную историю. Помимо природных богатство оно обладает огромным культурным наследием, оставленным величайшими восточными учеными и мастерами.

Удивительно наблюдать, как здесь уживаются древние строения и современные здания. Одним из самых интересных сооружений новейшей истории этой страны является метро Узбекистана.

Интересное из истории

Единственный город в Узбекистане, где есть метро - это Ташкент. Столичный метрополитен считается одним из самых красивых в мире. И не удивительно! Ведь при строительстве правительство не жалело средств: использовался лучший мрамор и гранит, для декорации выбирались драгоценные камни.

Метро начали строить в 1968 году, хотя чертежные проекты и планировка были готовы еще раньше. Пожалуй, основной трудностью при строительстве являлась проблема высокой сейсмичности в этом регионе. Вспомните, какое сильное землетрясение случилось в 1966 году, были разрушены практически 80% всех зданий в городе.

Помимо этого, при подкопе тоннеля под крупнейшим водоканалом Боз-Сув были обнаружены многочисленные подземные речки и грунтовые воды. Именно по этой причине были вызваны специалисты: инженеры из Москвы и Киева на протяжении многих лет помогали своим узбекским коллегам в грамотном проектировании подземного транспорта.

Метро в цифрах

Первая линия - Чиланзарская, была запущена в 1977 году. Сейчас в метро Узбекистана в Ташкенте насчитываются три линии, строятся еще две: "Кольцевая" и "Сергелийская". Общая протяженность равна 36,2 км, если сравнивать, то эта длина равна участку "Калужско-Рижской" линии московского метрополитена.

Переходы из одной станции на другую в ташкентской подземке очень узкие, диаметром примерно в два раза меньше, чем московские переходы. Они оборудованы металлическими гермозатворными дверями на случай затопления или газовой атаки.

Интервалы между поездами составляют 8-15 минут в зависимости от времени суток. Кстати, работает метрополитен с 6 утра до полуночи. По последним отчетам, лишь в 2017 году метро удалось получить прибыль: за все предыдущие годы оно было убыточным, так как пассажиропоток был меньше 150 тысяч людей в сутки.

Самые красивые станции

Несмотря на небольшие размеры (всего 29 станций), ташкентский метрополитен радует туристов своим уникальным дизайном и поистине незабываемой архитектурой. Каждая станция в метро Узбекистана обладает собственным неповторимом декором.

Вы только посмотрите, какое разнообразие и богатство! Орнаментальные рисунки на путевых стенах, расписные потолки, керамические вставки и узоры, люстры и виражи с подсветкой, ажурная капитель и восьмигранные колонны - все это создает невероятную атмосферу роскоши и изыска.

Одной из самых красивых считают станцию имени Алишера Навои (великий тюркский поэт и философ), она находится на Узбекистанской линии. Гранитные колонны, соединенные в виде арки, будто поддерживают потолки-купола, украшенные орнаментами.

На путевых стенах – панно, изображающие многочисленные сюжеты из повестей Алишера Навои. Над оформлением станции работал знаменитый художник А. Рахимов. Эта станция каждый раз оказывается в международных рейтингах красивых станций.

Станции метро в Узбекистане: как проехать

Главное, что необходимо знать перед поездкой в столичной подземке, так это то, что здесь обращают особое внимание на безопасность. В связи с чем на станциях работают по 4-5 милиционеров, которые тщательно проверяют каждого, кто входит. До недавнего времени здесь в целях борьбы с терроризмом запрещено было даже фотографировать, ведь метро является важным стратегическим объектом.

Для того чтобы войти внутрь метрополитена, необходимо пройти по двум пунктам проверки: первый - на проходе в подземный переход, а второй - собственно у самого входа на станцию.

Далее нужно приобрести проездной - здесь используются пластиковые жетоны, стоит один проезд 1200 сумов (примерно 10 рублей). Установлены турникеты старого типа, рядом - неизменная сотрудница дежурной, которая обязательно поможет при возникновении вопросов.

Еще одной особенностью можно назвать отсутствие схем линий метро на стенах, они есть только в головных вагонах. Рекомендуем распечатать схему и всегда брать с собой, потому что мобильная связь в подземке совсем не работает. Именно это и считается одним из недостатков метро Узбекистана. Фото, приведенное ниже, станет лучшим помощником, если вы вдруг перепутаете станции или забудете, где делать переход.

Новые станции

До распада Советского Союза в Ташкенте были построены лишь две линии метрополитена. "Юнусабадскую" же начали строить уже после 1991 года, а запустили лишь в августе 2001 года. Ее протяженность составляет 6,5 км. На ней расположены шесть станций, планируется в скором времени ввести в строй еще две.

На этой линии работают модернизованные поезда, в которых всего по 3 вагона. На двух других линиях в эксплуатации два вида подвижного состава: поезда, произведенные на тех же заводах, что и московские (модели 81-717 узнаваемого бирюзового оттенка), и поезда-модификации на чертежах "старых" вагонов.

Самую молодую "Юнусабадскую" линию строили исходя из потребности горожан, она начинается с самых густонаселенных районов массива "Юнусабад" и заканчивается, не доходя до "Южного вокзала". Стоит прочитать историю метро "преподов физики" в Узбекистане, чтобы лучше понять, на каких принципах строились новые станции.

Удивительные факты

Узбекистанцы считают метрополитен одной из своих главных достопримечательностей, они гордятся его уникальной красотой и великолепным шармом. Вот самые интересные факты о метро в Узбекистане, которые дополнят ваше представление о нем:

  1. Все станции ташкентской подземки переименовывались на протяжении всего его существования множество раз.
  2. Например, станция "Бунйодкор" получила недавно свое прежнее название "Дружба народов".
  3. В связи с политикой декоммунизации прежние барельефы с изображением советских вождей беспощадно демонтируют, а "неугодные" названия станций переименовываются. Одна из самых старейших станций "Площадь имени Ленина" теперь называется "Площадью Независимости".
  4. В оформлении залов используются тематические декорации. Так, к примеру, на станции "Пахтакор" (что значит хлопкороб) и "Узбекистанская" в орнаментах мозаики изображены хлопковые мотивы.
  5. Метро Узбекистана считается одним из самых безопасных, удобных и чистых видов транспорта не только на Родине, но и во всем мире!

Памятка для туристов

Обязательно ознакомьтесь с правилами использования метро, ведь в случае нарушений местная милиция может быть суровой. Несмотря на то что новый президент в целях развития туризма отменил все запреты на фото- и видеосъемку, следует быть осторожным, особенно в центре города, где расположены главные здания Служб безопасности этого государства.

В ташкентском метрополитене очень часто можно встретить группу туристов с сопровождающим. Обычно это европейцы, которые приехали, чтобы посмотреть на древние города государства, где десять веков назад процветала цивилизация и пролегал Великий Шелковый путь. Действительно, если хочется ближе познакомиться с историей метро, то можно записаться на экскурсию. Благо, цены в Узбекистане очень доступные, что не может не радовать туристов.

Комментарии