Анализ музыкального произведения: пример, теоретические основы, техника анализа
Слово «анализ» в перевод с греческого означает «разложение», «расчленение». Музыкально - теоретический анализ произведения – это научное изучение музыки, которое включает в себя:
- Исследование стиля и формы.
- Определение музыкального языка.
- Изучение того, насколько важны эти элементы для выражения смыслового содержания произведения и их взаимодействие друг с другом.
Примером анализа музыкального произведения является метод, который основан на расчленении единого целого на мелкие части. В контрасте с анализом идет синтез – прием, который подразумевает соединение отдельных элементов в общее. Два эти понятия тесно связаны друг с другом, так как только их сочетание ведет к глубокому пониманию какого-либо явления.
Это также относится и к анализу музыкального произведения, который в конечном счете должен приводить к обобщению и более ясному понимаю объекта.
Значение термина
Существует широкое и узкое употребление данного термина.
1. Аналитическое исследование любого музыкального явления, закономерности:
- структура мажора или минора;
- принцип действия гармонической функции;
- нормы метроритмической основы для конкретного стиля;
- законы композиции музыкального произведения в целом.
В таком значении музыкальный анализ соединяется с понятием «теоретическое музыкознание».
2. Изучение любой музыкальной единицы в рамках одного конкретного произведения. Это узкое, но более распространенное определение.
Теоретические основы
В XIX веке шло активное становление этого музыкального раздела. Многие музыковеды своими литературными произведениями спровоцировали активное развитие анализа музыкальных произведений:
1. А. Б. Маркс «Людвиг Бетховен. Жизнь и творчество». Данное творение, написанное в первой половине 19 века, стало одним из первых образцов монографии, которая включила в себя анализ музыкальных произведений.
2. Х. Риман «Руководство композиции фуги», «Смычковые квартеты Бетховена». Данный немецкий музыковед создал учение о гармонии, форме и метре. Основываясь на нем, углубил теоретические методы анализа музыкальных произведений. Его аналитические труды имели большое значение для прогресса в этом музыкальном направлении.
3. Работа Г. Кречмара «Путеводитель по концертам» помогла развить теоретико-эстетические методы анализа в западноевропейском музыковедении.
4. А. Швейцер в своем литературном творении «И. С. Бах» рассматривал музыкальные произведения композиторов в трех единых аспектах анализа:
- теоретическом;
- исполнительском;
- эстетическом.
5. В своей трехтомной монографии «Бетховен» П. Беккер разбирает сонаты и симфонии величайшего композитора с помощью их поэтической идеи.
6. Х. Лейхтентритт, «Учение о музыкальной форме», «Анализ фортепианных произведений Шопена». В трудах авторах проводит грамотное сочетание высокого научно – теоретического уровня анализа и образных характеристик с эстетическими оценками.
7. А. Лоренц «Тайны формы у Вагнера». В данном литературном произведении писатель проводит исследование на основе подробного анализа опер немецкого композитора Р. Вагнера. Устанавливает новые виды и разделы анализа форм музыкального произведения: синтезирующая сценическая и музыкальная закономерности.
8. Важнейшим примером развития анализа в музыкальном произведении являются труды французского музыковеда и общественного деятеля Р. Роллана. К ним относится работа «Бетховен. Великие творческие эпохи». Роллан проводит анализ музыки различных жанров в творчестве композитора: симфоний, сонат и оперы. Создает собственный уникальный аналитический метод, который основан на поэтических, литературных метафорах и ассоциациях. Такой метод выходит за строгие границы музыкальной теории в пользу свободного понимания смыслового содержания предмета искусства.
Такой прием впоследствии окажет большое влияние на развитие анализа музыкальных произведений в СССР и на Западе.
Русское музыковедение
В XIX веке наряду с передовыми тенденциями общественной мысли произошло интенсивное развитие в целом в области музыковедения и в музыкальном анализе в частности.
Русские музыковеды и критики направили свои усилия на то, чтоб утвердить тезис: в каждом музыкальном произведении выражается определенная идея, передаются какие-то мысли и чувства. Ради этого и создаются все произведения искусства.
А. Д. Улыбышев
Одним из первых проявил себя первый русский музыкальный писатель и деятель А. Д. Улыбышев. Благодаря своим трудам «Бетховен, его критики и толкователи», «Новая биография Моцарта», он оставил заметный след в истории критической мысли.
Оба этих литературных творения включают в себя анализ с критическими и эстетическими оценками множества музыкальных произведений.
В. Ф. Одоевский
Не будучи теоретиком, русский писатель обратился к отечественному музыкальному искусству. Его критико-публицистические работы наполнены эстетическим разбором множества произведений - в основном опер, написанных М. И. Глинкой.
А. Н. Серов
Композитор и критик дал начало методу тематического анализа в русской теории музыки. Его очерк «Роль одного мотива в целой опере "Жизнь за царя"» содержит примеры нотного текста, с помощью которых А. Н. Серов изучил становление финального хора, его темы. В основе его формирования, по мнению автора, лежит созревание основной патриотической идеи оперы.
Статья «Тематизм увертюры "Леонора"» содержит изучение связи тематики увертюры и оперы Л. Бетховена.
Также известны и другие русские прогрессивные музыковеды и критики. Например, Б. Л. Яворский, который создал теорию ладового ритма и внес множество новых идей в комплексный анализ.
Виды анализа
Самое важное в анализе – установить закономерности развития произведения. Ведь музыка – это временное явление, отражающее события, которые происходят в ходе его развития.
Виды анализа музыкального произведения:
1. Тематический.
Музыкальная тема - это одна из главнейших форм воплощения художественного образа. Данный вид анализа – это сравнение, изучение тем и всего тематического развития.
Кроме того, он помогает определить жанровые истоки каждой темы, поскольку каждый отдельный жанр предполагает индивидуальный круг выразительных средств. Определив, какой жанр лежит в основе, можно более точно понять смысловое содержание произведения.
2. Анализ отдельных элементов, которые используются в данном произведении:
- метр;
- ритм;
- лад;
- тембр;
- динамика;
3. Гармонический анализ музыкального произведения (примеры и более подробное описание будут приведены ниже).
4. Полифонический.
Этот вид подразумевает:
- рассмотрение музыкальной фактуры как определенного способа изложения;
- анализ мелодии – самой простой единой категории, которая заключает в себе первейшее единство художественных средств выразительности.
5. Исполнительский.
6. Анализ композиционной формы. Заключается в поиске типа и формы, а также в исследовании сопоставлений тем и развития.
7. Комплексный. Также этот пример анализа музыкального произведения называется целостным. Он производится на основе разбора формы композиции, при этом сочетается с анализом всех компонентов, их взаимодействия и развития в целом. Высшая цель такого вида анализа - изучение произведения как общественно-идеологического явления вкупе со всеми историческими связями. Он находится на грани теории и истории музыковедения.
Вне зависимости от того, какой именно вид анализа производится, необходимо выяснить историко-стилистические и жанровые предпосылки.
Все виды анализа включают в себя временное, искусственное абстрагирование, отделение конкретного элемента от других. Это необходимо сделать, чтобы провести объективное исследование.
Зачем нужен музыкальный анализ?
Он может служить разным целям. Например:
- Изучение отдельные элементы произведения, музыкального языка используется в учебных пособиях и теоретических работах. В научных исследованиях такие компоненты музыки и закономерности композиционной формы подвергаются всестороннему анализу.
- Отрывки из примеров анализа музыкальных произведений могут служить доказательством чего-либо при изложении общих теоретических проблем (дедуктивный метод) или подведении зрителей к обобщающим выводам (индуктивный метод).
- Как часть монографического исследования, которое посвящено конкретному композитору. Это касается сжатой формы целостного анализа музыкального произведения по плану с примерами, который является неотъемлемой частью историко-стилистических исследований.
План
1. Предварительный общий осмотр. В него входят:
а) наблюдение за типом формы (трехчастная, сонатная и т.п.);
б) составление цифровой схемы формы в общих чертах, без подробностей, но с названием главных тем или частей и их местом расположения;
в) анализ музыкального произведения по плану с примерами всех основных частей;
г) определение функций каждой части в форме (середины, периода и т.д.);
д) изучение того, развитию каких элементов уделено особе внимание, каким способом они развиваются (повторяются, сопоставляются, варьируются и т.п.);
е) поиск ответов на вопросы, где находится кульминация (если она есть), какими способами она достигается;
ж) определение тематического состава, его однородности или контрастности; каков его характер, какими средствами он достигается;
з) исследование тонального строения и каденций с их соотношением, замкнутостью или разомкнутостью;
и) определение типа изложения;
к) составление подробной цифровой схемы с характеристикой структуры, важнейшими моментами суммирования и дробления, длина дыхания (длинное или короткие), свойства пропорций.
2. Сопоставление главных частей конкретно в:
- темповой однородности или контрастности;
- высотном профиле в общих чертах, соотношении кульминаций с динамической схемой;
- характеристике общих пропорций;
- тематическом соподчинении, однородности и контрастности;
- тональных соподчинениях;
- характеристике целого, степени типичности формы, в основах ее строения.
Гармонический анализ музыкального произведения
Как говорилось выше, этот вид анализа - один из наиболее важных.
Чтобы понять, как сделать анализ музыкального произведения (на примере), необходимо иметь определенные навыки и умения. А именно:
- понимание и умение гармонически обобщить конкретный отрывок по логике функционального движения и ладотональности;
- способность связать свойства гармонического склада с характером музыки и индивидуальными особенностями данного произведения или композитора;
- правильное объяснение всех гармонических фактов: аккорда, каденций, голосоведения.
Исполнительный анализ
К данному виду анализа относится:
- Поиск сведений об авторе и самом музыкальном произведении.
- Стилевые представления.
- Определение художественного содержания и характера, образов и ассоциаций.
Штрихи, приемы игры и средства артикуляции также являются важной составляющей частью приведенного примера исполнительского анализа музыкального произведения.
Вокальная музыка
Музыкальные произведения в вокальном жанре нуждаются в особом методе анализа, который отличается от инструментальных форм. Чем отличается музыкально-теоретический анализ хорового произведения? Пример плана приведен ниже. Вокальные музыкальные формы требуют своего собственного метода анализа, отличного от подхода к формам инструментальным.
Необходимо:
- Определить жанр литературного источника и самого музыкального произведения.
- Исследовать выразительные и изобразительные детали партии хора и инструментального аккомпанемента и литературного текста.
- Изучить отличия оригинальных слов в строфах и строках с измененной структурой в музыке.
- Определить музыкальный метр и ритм, соблюдая правила альтернанса (чередование рифм) и квадратности (неквадратности).
- Сделать выводы.