Субкультура ска: что это такое и какие у нее истоки?

Понятие "субкультура" является пережитком эпохи перестройки. Оно появилось тогда, когда в постсоветскую Россию начали активно проникать иностранные стили музыки. Они же оказали влияние и на отечественный репертуар. Как правило, субкультуры напрямую зависели от той музыки, которой увлекались люди, входящие в их рамки. Именно в этот период появилась субкультура ска, которая очень быстро получила популярность, но так же поспешно угасла.

Первая волна

Официально музыка в духе ска считается достижением ямайских музыкантов. Она зародилась в конце 50-х годов и стала неким плодом слияния народной музыки островитян и североамерикансих ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. На заре 60-х появились первые песни в стиле ска, которые записывались на пластинки и разлетались по всему миру. Ныне их можно сравнить с такими стилями, как блюз, джаз, подпитанные ритмами Ямайки. Собственно, это и есть то самое ска в музыке. Нередко песни этого рода назывались "блюбитами" - производное от названия записывающей компании Blue Beat.

Постепенно, к середине 60-х, стиль музыки ска стал трансформироваться в нечто более спокойное, сегодня можно назвать это термином "соул".

Характерные черты

Прежде всего, первоначально существовавшая ска-субкультура (назовем ее так условно), на Ямайке была явлением танцевальным. Ритмичная музыка, которая вобрала в себя все прелести юга США и центральноамериканских культур, исполнялась в барах, ресторанах и просто на улицах. Люди повсеместно выходили вечером, для того чтобы просто отдохнуть, потанцевать от души и насладиться истинным ритмичным ска.

Наряду с уличными музыкантами в рамках этого стиля также существовали известные на весь мир группы. Среди них - Baba Brooks Band, The Skatalites, Laurel Aitken, Derrick Norgan и другие.

Вторая волна

К середине 70-х годов из американских земель субкультура ска перекочевала на территорию Старого Света, а конкретнее, в Великобританию. Именно в этой северной стране молодежь облюбовала жаркие ямайские ритмичные мотивы и решила дать им вторую жизнь. Местные группы охотно взялись перепевать давно забытые американские песни, записывая их на новые виниловые пластинки под лейблом 2-Tone (отчего частично и название "второй волны ска").

Особенности и исполнители

Ясное дело, что британцы, исполняя музыку, какой бы она ни была изначально, вложили в нее частичку себя. Так, ямайские мотивы в сочетании с блюзом и джазом, стали еще и по-британски чопорными. В них появилась некая сдержанность, своеобразность, новая уникальность. Ска-музыка перестала быть уличной и танцевальной. Она превратилась в культ, который записывался и выпускался на пластинках и продавался истинным ценителям жанра для домашнего прослушивания. Преуспели в этом деле такие группы в стиле ска, как The English Beat, Madness, Bad Manners, The Selecter, Judge Dread и прочие.

Третья волна

Ну а тут мы уже имеем дело с полноценной субкультурой ска, которая по своей сути и природе имеет крайне мало общих качеств с теми ямайскими и джазовыми танцевальными мотивами. Что же из себя представляет ска нового вида? Формировался жанр на рубеже 80-90-х годов, поэтому попал под обширное влияние панк и рок-культур. По сути, это самый обыкновенный панк-род или хардкор, который как бы слегка приправлен теми самыми ямайскими мотивами, имеющими нечто общее с творчеством Боба Марли.

Культурная сторона вопроса

Именно в 90-е годы третья волна субкультуры ска стала одним из ключевых моментов в развитие таких жанров, как панк, хардкор, пост-панк и т. п. Причем развивались эти жанры не только в рамках музыкального искусства, но и в более широком плане. То есть образовывались те самые субкультуры, которые имели внешние стандарты, стиль, мировоззрение, идеологию и т. д. На Западе данная ветвь развития была представлена такими музыкальными коллективами, как Bim Skala Bim, Operation Ivy, The Uptones, Mighty Mighty Bosstones.

В рамках нашей страны

Скажем так, в 90-е годы всей России было не до искусства. Субкультуры только начали зарождаться, и то во второй половине десятилетия, и их специфика принципиально отличалась от западной. В то время преимущественно все были "рокерами", а такие направления, как панк, эмо, готика и то самое ска стали известными уже в первой половине 2000-х.

Ска-культура в России представлена преимущественно подростками, которые носили напульсники "в шашечку", гоняли на скейтах, растягивали в ушах тоннели, а также слушали определенную музыку. Таковой являлись группы Distemper, Clock Work Times и даже "Ленинград". Это был некий микс панков и эмо, что, по сути, считалось невозможным. Тем не менее субкультура просуществовала несколько лет, и вскорости перестала увлекать молодежь.

Комментарии
А ещё нужны были классные кеды, яркие цвета, множество значков на сумке и многое другое :)