"Святое семейство" Микеланджело: описание, история, фото

Картину на дереве «Святое семейство» Микеланджело, уже известный и признанный скульптор, написал в 1504 году. Это его первое живописное произведение, проба сил как художника, стало величайшим творением гения. Скромно называя себя «скульптором из Флоренции», он был на самом деле художником, поэтом, философом, мыслителем. И каждая его работа – это синтез всех его талантов, идеальное сочетание формы и внутреннего содержания.

Многогранный талант Микеданджело

К моменту написания «Святого семейства» Микеланджело Буонарроти прошел хорошую школу. Уже были созданы скульптуры «Пьета» и «Давид», принесшие ему мировую известность. После возвращения во Флоренцию он работал над заказами, которые получал от духовенства и знати. Его скульптурные работы ценились очень высоко.

Но Микеланджело хочет на практике применить знания, которые он получил в юношеские годы в мастерской живописи братьев Гирландайо. Он берется написать станковое произведение в форме тондо, которое называют «Мадонной Дони» или «Святым семейством». Считается, что это единственная оконченная, сохранившаяся до наших дней его станковая работа. Хранится она во Флоренции, в галерее Уффици.

Позже будут созданы бесценные скульптуры эпохи Возрождения, оказавшие влияние на всю мировую культуру, написаны фрески в Сикстинской капелле во Флоренции, расписан купол Ватиканского собора в Риме, создан архитектурный комплекс Капитолия. Известны его сонеты, некоторые из которых были положены на музыку еще при жизни автора.

«Тондо Дони»

Это еще одно название работы Микеланджело «Святое семейство». Описание композиции следует начать с центральной группы, в которую входят дева Мария, Иосиф Обручник и Иисус Христос. Автор изображает простую семейную сцену: женщина передает или принимает ребенка из рук отца. Конечно, это религиозная тема, но она воспринимается каким-то житейским, интимным фрагментом. Мать, повернув голову, с любовью и нежностью смотрит на сына. Отец, крепко придерживая малыша, внимательно следит за его движениями. Такое расположение фигур специалисты называют «винтообразной». Даже фото «Святого семейства» Микеланджело производит сильное впечатление на зрителей.

Центральная группа прописана так тщательно и тонко, что создается впечатление ее объемности. Кажется, что это не живописная, а скульптурная группа, которую можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Обнаженные руки девы Марии рельефны и красивы, цветовая гамма подчеркивает естественность и чистоту кожи.

На заднем плане, неподалеку от святого семейства, Микеланджело изобразил пять мужских обнаженных тел. Будучи великим скульптором, и зная в совершенстве анатомию, автор сумел передать красоту, пластичность и рельефность форм человеческих тел, напоминающих античные статуи. Несмотря на сложность и разнообразие их поз, они естественны и предполагают движение.

Почему автор выбрал такой спорный фон для святого семейства? Микеланджело был прежде всего, скульптором, работающим с обнаженными телами. Техника, с которой он выполнил обнаженные фигуры на полотне, поражает зрителей всех времен. Возможно, поэтому работа была благосклонно принята всеми, даже духовенством.

Однако две основные группы отделены друг от друга контрастной горизонтальной линией. И объединяет всю композицию картины наблюдающий за Иисусом Христом Иоанн Креститель с полуулыбкой на лице.

Что такое тондо?

Тондо – это живописная или скульптурная работа (барельеф) круглой формы, имеющая размер около метра. Такая форма произведения искусства была распространена во Флоренции в эпоху раннего Возрождения. Все великие художники того времени выполняли работы в виде тондо, изображая на них, как правило, религиозные сюжеты.

Следуя моде, богатые флорентийцы украшали такими работами свои жилища. Было принято делать подобные дорогие подарки к знаменательным датам.

Почему «Святое семейство» Микеланджело называют «Тондо Дони»?

Богатый торговец тканями, коллекционер и меценат Аньоло Дони в 1504 году сочетался законным браком с дочерью флорентийского банкира Маддаленой Строцци. Предположительно, в честь этого события купец сделал заказ на создание тондо религиозной тематики у известного мастера Микеланджело Буонарроти.

Интересный факт, связанный с противостоянием двух сильных личностей, описан их современником Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях». Оценив свою работу в 70 дукатов, художник получил от расчетливого заказчика только 40. Тот решил, что этого достаточно, а автор не будет поднимать шума. Микеланджело пришел в ярость и потребовал либо возврата картины, либо выплаты 140 дукатов. Скупец, здраво оценивая произведение и понимая его истинную стоимость, вынужденно заплатил вдвое.

Комментарии