Александр Виницкий: биография, джазовая музыка и игра на гитаре

Александр Виницкий - популярный отечественный композитор и гитарист. Он славится неповторимой манерой исполнения и оригинальным репертуаром. Его стиль эксперты называют джазом, исполненным на гитаре. Винницкий считается представителем классической музыкальной школы, при этом он сочетает ее с владением самыми разными джазовыми стилями. Одна из ключевых его творческих особенностей - умение сохранить джазовые детали в своих композициях на протяжении всего их звучания. У зрителя при этом создается стойкое ощущение, что играет не одна гитара, а две, к тому же их сопровождает контрабас. В этой статье мы расскажем о его биографии и творческой карьере.

Детство и юность

Александр Виницкий родился в 1950 году. Он появился на свет в Омске. Его родители любили музыку, это увлечение привили и своему сыну. Уже подростком, находясь под сильным влиянием своего старшего брата Виктора, герой нашей статьи начал играть на саксофоне. Заинтересовавшись джазовой музыкой, учился играть на трубе в музыкальной школе.

Важным моментом для Александра Виницкого стал тот день, когда он взял в руки отцовскую гитару. Как-то он попытался наиграть на ней знакомую мелодию, после уже не мог с ней расстаться.

Поначалу Саша учился играть на гитаре самостоятельно, овладев начальными приемами обращения с классической гитарой с нейлоновыми струнами. Затем пришел в танцевальный ансамбль, где начал выступать с электрогитарой.

В начале творческого пути

С детства Александр знал, что посвятит свою жизнь творчеству. Он слушал музыку постоянно, не пропускал ни одного значимого концерта в городе. Учился по магнитофонным записям, стараясь воспроизвести понравившиеся ему импровизации, темы, аккорды, которые брали известные музыканты. Его "учителями" на расстоянии были Бенсон и Пасс, Монтгомери и Холл.

Также Александра Виницкого вдохновляли джазовые пианисты - Питерсон, Брубек, Гарнер, Эванс, саксофонисты - Гетц, Дезмонд, Маллигэн.

После школы герой нашей статьи принимает решение поступить в политехнический институт. При этом он не оставляет занятия музыкой. Более того, в студенческие годы они принимают еще более интенсивный характер. Постоянно играя на классической гитаре, Александр Виницкий выступает с танцевальными и джазовыми произведениями.

В политехническом институте он возглавляет институтский ансамбль, в который входят вокальный и инструментальный квартет. Сам пишет аранжировки, пытается переделать джазовые мелодии для классической гитары. Вместе со старшим братом, который играет на саксофоне, выступает на крупных джазовых фестивалях в Свердловске и Новосибирске.

С гитарой не расставаясь

В 1974 году Александра Иосифовича Виницкого призывают на службу в состав советских вооруженных сил. Здесь он продолжает развивать свое мастерство.

Герой нашей статьи играет в военном оркестре. Он специализируется на классической и бас-гитаре.

Вернувшись на гражданку, поступает в музыкальное училище в Свердловске. Александр теперь обучается по классу классической гитары. В студенческие годы не только не прерывает концертную деятельность, а начинает выступать еще чаще, чем раньше. Он создает в городе джазовый и гитарный клуб, его музыка постоянно звучит на местной радиостанции и телеканалах.

Театральная карьера

В 1980 году гитариста Александра Виницкого приглашают работать в Омский драматический театр на должность музыкального руководителя. Следующие пять лет своей карьеры он проводит за созданием звуковых эффектов и музыкального оформления для спектаклей.

За это время ему удается сочинить музыку к 7 спектаклям, всего работает более чем над 30 постановками. Умение владеть максимально широким спектром музыкальных стилей, а также постоянно меняющийся характер деятельности делают его универсальным музыкантом.

Переезд в Москву

Важной в его карьере становится знакомство с Еленой Камбуровой, которое произошло в 1985 году. Она предлагает ему приехать в столицу, начать сотрудничать с ее группой в качестве аранжировщика и гитариста. Виницкий решает не упускать такой шанс.

Важно, что в Москве он не только работает, но и продолжает совершенствовать свое музыкальное образование. Для этого в 1986 году поступает в академию имени Гнесиных. Учится на факультете эстрадного искусства.

Особое внимание в этот период уделяет истории джаза, джазовым аранжировкам и гармонии. При этом продолжает оттачивать исполнение на гитаре классических произведений.

В сотрудничестве с Еленой Камбуровой пишет аранжировки ко многим ее песням. Часть из них входит в альбом певицы "Да осенит тишина", который выпускает советская фирма звукозаписи "Мелодия" в 1987 году.

Во время работы с Камбуровой ноты для гитары Александра Виницкого оказываются востребованы во многих произведениях того периода. Также он пишет концертные композиции в джазовом стиле на темы Гершвина, Жобима, Завинулы, Роджерса. В результате у него складывается собственная авторская программа, которая включает в себя музыку из самых разных джазовых стилей.

Авторская программа

В 1988 году герой нашей статьи впервые представляет ее на суд публике на фестивале классической гитары, который проходит в польском Люблине. Именно тогда и зарубежным слушателям становится известно имя Alexander Vinitsky.

В этот же период своего творчества герой нашей статьи уделяет большое внимание аранжировке на гитаре. Важной особенностью его творчества становится применение ритмических структур, которые он использует на протяжении всей композиции наряду с мелодическими линиями. Также узнают Виницкого по характерному "шагающему" басу его произведений. При этом его большой палец выполняет функцию контрабаса, а остальные заменяют музыкантов целого оркестра.

В своих авторских произведениях на гитаре Alexander Vinitsky всегда добивается того, чтобы сохранялась постоянная пульсация, а также мелодические линии. В результате его мелодии, исполняемые на гитаре, звучат так, будто играет целое трио музыкантов.

У него вырабатывается собственный уникальный стиль. Специалисты отмечают, что для его воплощения в жизнь необходима серьезная классическая музыкальная школа, большой объем знаний по джазовой музыке, исключительное владение инструментом. Виницкий регулярно выступает на джазовых фестивалях, приводя в восторг публику своими сольными выступлениями. С его творчеством знакомятся на крупных конкурсах в Екатеринбурге, Петрозаводске, Киеве, Донецке, Воронеже.

Сольный альбом

В 1991 году ноты Александра Виницкого ложатся в основу его сольного альбома "Зеленый тихий свет", который выпускает студия звукозаписи "Мелодия". В него вошли такие известные его произведения, как "Жду известий", "Путешествие во времени", "Метаморфозы", композиция "Зеленый тихий свет", которая и дала название альбому. К тому же на пластинке были представлены его аранжировки мелодий Бонфа, Жобима, пьесы Альмейды.

В 1993-м Виницкий на время уезжает из страны. Сначала он живет в польском Щецине, где работает при местном Центре культуре молодежи. Затем переезжает в Краков. В Польше герой нашей статьи ведет активную преподавательскую, концертную и композиторскую деятельность.

На местном телевидении записывает свой сольный концерт, который затем неоднократно транслируется. После выступления на одном из зарубежных фестивалей Виницкий попадает в поле зрения французского музыкального издательства LEMOINE, с которым Александр подписывает персональный контракт. В 1995 году во Франции выходят сразу два его альбома. Их названия на русский язык можно перевести как "На пути к джазу" и "Одинокий голос".

Работа в Кракове

В 1996 году две его сольных аудиокассеты выходят в Кракове. На них он исполняет композиции собственного сочинения последних лет. Чуть позже в другом краковском издательстве выходят еще четыре его работы. Среди них "Рождественские песни для двух и трех гитар" и "Обработки для гитары произведений Штрауса, Шуберта и Бетховена".

В этом польском городе Александр регулярно выступает в местном популярном джазовом клубе под названием "У Муниака", где вскоре превращается в настоящую звезду. Он регулярно дает мастер-классы и сольные концерты, занимает место в жюри престижного музыкального Краковского фестиваля.

Возвращение в Россию

Проведя несколько лет за границей, Виницкий возвращается в Москву в 1996 году. Он продолжает выступать на фестивалях, дает сольные концерты, пишет собственную музыку.

В том же году происходит важное событие в его музыкальной карьере. В бельгийском издательстве выходит его джазовая сюита для детей "Карусель".

В 1997 году во Франции на свет появляется сольный диск Александра с композициями, которые он исполняет исключительно на гитаре. В этот альбом входят не только его авторские произведение, но и аранжировки творений Бонфа, Жобима, Бэрда, Жильберто. Параллельно в Израиле выходит его пластинка "Желтый верблюд", которая через три года переиздается в Москве.

Следом появляются его совместный альбом с саксофонистом Олегом Киреевым, нотные сборники "Джазовые прелюдии и блюзы" и "Джазовые упражнения и этюды". Выходит сборник "Детский джазовый альбом", который становится важной составляющей частью его семинаров, посвященных исполнению на гитаре джазовой музыки. С лекциями по этой теме Виницкий выступает в России и за рубежом.

Среди последующих альбом музыканта следует отметить пластинки "5 композиций на еврейские темы", "Джаз Ария", "Сюита в джазовом стиле".

Преподавательская деятельность

В последние годы Виницкий сконцентрировался на педагогической работе. Он читает лекции в академии имени Гнесиных по классу классической гитары.

Некоторое время преподавал в эстонском Тарту мастерство аранжировки. Его ежегодные мастер-классы и семинары регулярно собирают большое количество слушателей.

Более того, у него существует несколько авторских программ, по которым уже много лет обучаются многочисленные студенты по всему миру.

Комментарии