Художественное пространство: особенности, виды и формы
Отличительная особенность худлита, роднящая это направление искусства с кино, театром – специфическое воспроизведение протекающих во времени процессов. Представитель таковых – жизнь человека, а также все переживания, которые свойственны персоне. В художественном пространстве находится место для мыслей человека и его намерений. Худлит посвящен жизни человека, включающей события, происходящие по воле героя и сторонних персонажей. Не меньше внимания уделено намерениям.
С давних пор
О художественном пространстве и времени, о связи места и смысла произведения размышляли еще в давние времена. Известно, в частности, что Аристотель задумывался о том, как вернее, точнее связать эти категории. Со временем представления о них ширились, видные деятели культурологии, философии, литературы не раз занимались обозначенным вопросом. В частности, большой вклад внесен Лихачевым. Не менее значимы работы Бахтина, который также рассматривал обозначенные категории, пытаясь расширить и углубить представление о них. За счет работ этих авторов сегодня время, пространственные характеристики воспринимаются как ключевые категории в области литературоведения. Всякое худпроизведение всегда включает отражение реального течения времени и представления человека о реальном пространстве. Внутри творения формируется сложная система отношений обозначенных категорий.
Художественное время и пространство являются составными частями характера образа в целом. Благодаря этим категориям возможно целостное восприятие описываемой в произведении действительности. Кроме того, пользуясь возможностями этих категорий, автор получает инструменты для организации композиции творения. И время, и место – это символы. Ключевые знаки, связанные с пространством – дом, ассоциируемый с некоторой замкнутой территорией, простор, понимаемый как нечто открытое, и выражающие границу двери, окна, порожки. Для современных работ свойственно включение в произведение в качестве символов разнообразных портов (морских, воздушных, сухопутных). Они символизируют встречу, переворачивающую ход сюжета.
Об особенностях
Чтобы лучше осознать нюансы художественного пространства в литературе, стоит обратиться к классическим работам самых известных авторов. Критики традиционно говорят о возможности формирования объемного и точечного худпространства. Очень наглядно худпространство, которое в своих романах описывал Достоевский. Оно больше всего подобно сценической зоне. В его творениях время – категория, которая стремительно несется вперед. Для сравнения, если обратиться к работам Чехова, можно видеть, что в них время фактически застыло.
Ухтомский, анализируя художественное пространство в литературе, течение времени в разных известных произведениях, сформулировал новый термин – «хронотоп». Он состоит из двух греческих слов, обозначающих место, время. Таким термином было решено обозначать пространственно-временную систему. Позднее Бахтин издал труд, который увидел свет под наименованием «Формы времени и хронотопа». Здесь внимание сконцентрировано на хронотопе применительно к разнообразным произведениям. Ученый проанализировал работы современников, дошедшие с прежних времен романы, включая произведения, созданные в античный период. Удалось наглядно доказать: хронотоп от случая к случаю, от автора к автору сильно варьируется. Хотя при желании можно выявить определенные сходства между творениями разных авторов одной эпохи, чаще единственный определяющий фактор – идея автора.
Хронотоп: о термине
Бахтин, изучая художественное время и пространство в литературе, пришел к выводу, что разделить эти две категории невозможно. Для них характерны единство, синтез. Хронотопом назвали взаимную важную связь, соединяющую отношения места, времени. Это распространяется только на отношения, освоенные в рамках худпроизведения. Бахтин предлагал понимать хронотоп как типичное качество, свойство, характерное конкретному произведению. Эту категорию предлагают расценивать как важную, принципиально значимую для сюжета. Пространственная структура формируется противостояниями верхнего и нижнего, земли и неба, царства людей и подземного. Не менее важны противоположности открытого и огражденного пространства, а также левого и правого. Временная структура определяется противоположностями света и тьмы, разных времен года, периодов суток.
Анализируя художественное время и пространство в литературе, Бахтин сформулировал присущую хронотопу функциональность. Определено, что эта категория нужна, дабы сформулировать место произведения относительно происходящего в реальном мире. Хронотоп помогает организовать пространство внутри творения. Посредством этой категории автор вводит зрителя внутрь произведения. Используя хронотоп, можно соотнести место, время, даже если они различаются и в реальном времени друг другу не соответствуют. Этот же инструмент применяется для формулировки ассоциативной цепочки в читательском сознании. Эта цепь выступает в качестве основания для связи творения и представления о реальном мире. Последнее существенно расширяется посредством применения категории хронотопа.
Время, пространство художественной культуры возможны конкретизированные, но могут быть также абстрактными. Ежели временная категория абстрактна, то автоматически такой же становится пространственная. Эта взаимная связь работает и в обратном направлении.
Частные хронотопы
Бахтин, занимавшийся анализом явления художественного пространства произведения, определил несколько частных хронотопов. Например, сопряженный с образом дороги. Его основной мотив – непредсказуемая встреча. Если в тексте произведения наблюдается такой мотив, это обычно становится моментом завязки действия. Такой хронотоп обозначается открытую локацию. А вот неслучайная встреча происходит, если временно-пространственная связь наблюдается в контексте частного салона. По своей природе такая зона является закрытой (аналогично упомянутому ранее дому).
Довольно характерный литературный образ – замок. Правда, встречается он большей частью в иностранных книгах. Классическим русским произведениям такой объект не присущ. Подобный хронотоп в описании Бахтина – это символ, указывающий, что история, прошлое рода доминируют в рамках событий произведения. Этот хронотоп представляет собой пространство со строгими границами, рамками, стенами. Еще один частный хронотоп – порог. Он говорит о кризисе, указывает на переломный момент, не сопровождается биографией, является отражающим определенный момент.
Иногда пространство и время художественного произведения можно охарактеризовать довольно любопытным хронотопом – провинциальный населенный пункт. Этот образ характеризует время, не наполненное событиями, ограниченную локацию. Хронотоп сопряжен с понятием самодостаточности. Нарисованный в произведении объект живет собственной жизнью, не связанной с внешними объектами. Хотя текущее время не сакрально, ему свойственна выраженная цикличность.
Хронотопы: крупные и не только
Анализируя особенности художественного пространства, можно увидеть доминирование инверсионного закона. В этом случае говорят об идиллическом хронотопе. Это достаточно крупная взаимная связь времени и локации. Иногда ее называют фольклорной.
Анализ современных произведений показывает определенные тенденции, свойственные худлиту авторства наших современников. Классическими считаются стремление к символизму, а также склонность к мифологизации. Типичными признаками определены удвоение, общение к воспоминаниям. Заметно, что все чаще авторы создают худпроизведения, в которых время – это один из героев происходящего, а у некоторых оно – основное действующее лицо. Для современных творений характерно усиление актуальности монтажа. При этом время, локация воспринимаются авторами как важнейшие мировые координаты. Без которых невозможно построить свою работу.
Актуальность: почему связь так важна?
Невозможно создать произведение так, чтобы оно было в вакууме и по локациям, и по временной привязке. Любое творение всегда – это объект, которому присущи некоторые временные особенности и признаки определенного пространственного положения. При этом необходимо осознавать, анализируя конкретный худлит, каковы особенности художественного времени и пространства, как они отличаются от простой абстракции. Важно учитывать, что указанные категории не являются физическими. Впрочем, многие авторы справедливо отмечают: даже ученые-физики сегодня не могут однозначно и четко сфокусировать, чем являются время, место. Для искусства эти категории выступают в качестве исключительно специфического явления, координатной системы. Впервые о важности этих явлений для искусства как сферы заговорил Лессинг. За последующие пару веков появилось очень много теоретиков, тщательно доказавших, что время, локация для худлита – это не просто важный компонент, но во многих случаях – определяющий все творение.
Автор выбирает формы художественного пространства не просто так. Они представляют собой один из особенно важных аспектов формирования атмосферы произведения, раскрытия сюжета. Это особенно очевидно при анализе, например, «Преступления и наказания». Пространство, в котором вынуждены обитать герои, поражает читателя своей узостью. Все описанные в произведении улочки – узенькие, все комнатки – очень маленькие. Главный герой обитает в комнате, которая больше подобна гробу, нежели человеческому жилью. Все эти особенности и локации выбраны автором не случайно. Творящая персона заинтересована в тех, кто оказался в тупиковой ситуации в своей жизни. Автор пользуется всеми доступными ему средствами, чтобы снова и снова подчеркнуть, насколько безнадежна описываемая ситуация. В заключение, когда герой наконец обретает веру, ощущает любовь, внимание на это дополнительно акцентируется раскрытием пространства, в котором разворачиваются события.
Времена и нравы
В разные эпохи виды художественного пространства имели разное значение. Всякая новая эпоха характеризуется своими уникальными особенностями взаимной связи локации и времени. Для очередного периода развития искусства характерны свои нюансы координатных систем. Есть некоторые общие законы развития, позволяющие оценить, по какому направлению движется искусство. До 18 столетия эстетика в принципе отказывала автору в праве вмешиваться в структуру творения в категории времени. Автор не имел права стартовать с гибели персонажа, постепенно раскручивая события в противоположном направлении и возвращаясь к его рождению. В тот период повествование обязано было быть реальным. Категорически запрещалось нарушать ход действий одного персонажа включением блоков, посвященных другому герою. Это становилось причиной появления несовместимостей по времени – такая черта довольно типична для старых книг.
Анализ художественного пространства в старых произведениях показывает, что было очень много рассказов, посвященных одному и тому же герою. Одни заканчивались его успешным возвращением из приключений, следующие начинались с картин страданий близких из-за отсутствия персонажа. Типичный пример – написанная Гомером «Одиссея». В 18 столетии ситуация резко изменилась. С этого момента у автора появляется возможность по своей воле моделировать творение. Исчезает требование уподобляться жизненной логике. С этого момента в книгах можно видеть дополнительные вставки, отступления и несоблюдение последовательности. В наши дни автор вправе формировать композицию, располагая отдельные элементы так, как он считает нужным. Деятель искусства обладает полной свободой.
Этикетки, понимание, развитие терминологии
«Он на пороге…»… Стоит прочитать такую формулировку, и сразу становится ясно: герою предстоит нечто важное, крупное, такое, что, вероятно, сильно изменит его жизнь. Порог – это один из упомянутых ранее хронотопов. Как считают некоторые исследователи художественного пространства, этот хронотоп – самый часто встречающийся в культуре. Если автор включает его в свое произведение, тем самым он делает смысл повествования значительно глубже. Но обратимся к хронотопам. Традиционно принято воспринимать эту категорию как универсальную. Она используется для обозначения модели, включающей временные признаки и категорию локации. Автор термина, однако, предлагал понимать это явление как стабильную модель, которая наблюдается в разных творениях.
Хронотоп – не единственный формат модели. Есть и более общие, базирующиеся на особенностях некоторой культуры. Такие модели считаются связанными с историей. Они приходят на смену друг другу. Человек таков, что устаревшая модель не пропадает, она все еще волнует читателя, будоражит его – а значит, является базой создания худпроизведения. Вариаций моделей в разных культурах – неисчислимое количество. Несколько считаются базовыми, и самая простая – нулевой отсчет времени и места. Это неподвижная модель. Как время, так и локация для такой конструкции бессмысленны. Нет отличий между разными местами, всегда происходят одинаковые события. Эта модель считается самой архаичной, хотя не теряет актуальности в наше время. Она лежит в основе представлений о небесном и подземном царствах, зачастую активизируется при попытке представить происходящее после смерти. Такая модель использована для формулировки «золотого века». Она очень ярко выражена в заключении романа «Мастер и Маргарита».
Все по кругу
Зачастую художественное пространство Гоголя построено по круговой модели. Ее также именуют циклической. Такая форма считается одной из наиболее широко распространенных. В качестве отличного внешнего подкрепления конструкции выступают циклы природы, постоянно меняющиеся вокруг нас. Ключевая особенность такой модели – представление о том, что рано или поздно все вернется к исходной точке, на стабильную позицию. Время, место – все это допустимо в такой модели, однако такие категории условны, так как герой рано или поздно приходит в исходную точку, никаких перемен не произойдет.
Не только художественное пространство «Ревизора» и других творений Гоголя построено по циклической модели. Есть и более старые примеры, которые считаются критиками особенно показательными. Например, написанная Гомером «Одиссея». Главный герой долгие годы проводит в путешествиях и испытывает огромное количество невероятных приключений. Возвращаясь в родные края, он встречает свою супругу; она по-прежнему прекрасна и столь же сильно любит его, как в день отплытия. Некоторые критики считают это авантюрным временем, существующим лишь вокруг основного персонажа. При этом временная категория ничего не меняет ни в героях, ни в связях меж ними.
Это любопытно
Построенное по циклическому представлению художественное пространство – часть архаичной модели. Проекции такой системы довольно характерны культуре наших дней. Их можно видеть в творениях Есенина. Это особенно заметно в произведениях, созданных великим поэтом в зрелые годы. Он обратился к теме цикла жизни и превратил ее в центральную для своего творчества. Даже самые известные его строки, написанные перед самой смертью, характеризуются такой моделью и являются отсылкой к библейским материалам, также выстроенным на идее круга.
А вот реализм в основном предполагает линейную модель. При этом пространство максимально широкое и открытое. Для таких произведений отличный образ – стрела, направленная точно в цель. Она выпущена прошлым, летит в будущее. Такая модель – ключевая для сознания человека нашего времени. Она доминирует в большинстве худпроизведений, созданных в несколько последних столетий. Классические примеры – тексты Толстого. Всякое событие в рамках подобной модели приобретает уникальность, происходит лишь раз, поскольку человеку свойственны перемены. Линейная модель – предшественник психологизма, базирующегося на идее изменения, не допускаемой в циклических и нулевых системах. Линейная модель сочетается с историзмом как творческим принципом. Она предполагает понимать персону в качестве продукта некоторой эпохи, не рассматривает абстрактного человека вне времени.