Неформальное образование - это... Основные принципы и примеры неформального образования

Неформальное образование — это результат системных изменений, которые происходят сегодня. Министерство просвещения РФ предполагает повысить качество подготовки учителей путем отказа от линейной системы обучения, созданием условия для свободного «ввода» в программы подготовки различных категорий обучающихся посредством модернизации содержания и технологий обучения.

Современные реалии

В настоящее время образовательный процесс реализуется в различных формах. Перед родителями встает вопрос о том, в какую школу лучше отдать своего ребенка, чтобы повысить его мотивацию к учебе, развить умственные и творческие способности, сохранить психическое здоровье. Проанализируем некоторые альтернативные методики обучения, используемые на начальной ступени обучения.

Инновации Санкт-Петербурга

Школа “Апельсин” располагается в северной столице. По адресу: ул. Савушкина, д. 14б. Это один из проектов Института Неформального образования. Дима Зицер является основателем данного образовательного учреждения. Работа здесь базируется на принципе субъективного взаимодействия, суть которого состоит в принятии факта, что к каждому человеку необходим свой индивидуальный подход.

Особенности

Школа неформального образования не предполагает деления учеников по различным признакам: национальности, цвету кожи, возрасту. Ученики и педагоги сами выстраивают процесс обучения, подбирают то помещение, в котором будет проводиться занятие, предметы, представляющие интерес.

Педагогика неформального образования основывается на интересе ребенка, который у него формируется в результате осознанного выбора. Наполняемость класса — 12 человек. Учителя несколько раз в год организуют встречи для родителей, направленные на обсуждение особенностей работы с детьми. Принимают в школу детей с трехлетнего возраста.

Специфика учебного процесса

Неформальное образование — это возможность изучать предметы, преподаваемые в общеобразовательных школах в рамках междисциплинарного взаимодействия. Это особенно актуально в рамках ФГОС нового поколения. С младших классов у ребят преподается история, физика, французский и английский языки, флейта, анатомия, география, логика, йога, рисование.

В данном случае неформальное образование – это возможность повышения интеллектуального уровня детей при создании для них комфортных условий. Есть в «Апельсине» и предмет «библиотека», в рамках которого ребята учатся правильно читать, обсуждать прочитанные произведения, вести дискуссию.

Отличительной особенностью данной школы является отсутствие отметок. Педагоги данной школы считают, что источником мотивации должен быть интерес к получению новых знаний, а не страх наказания.

Ученики и преподаватели учатся друг у друга. Здесь не навязывают социальных ролей, присущих ученикам обычных общеобразовательных школ.

В «Апельсин» каждый день приезжают молодые люди, чтобы общаться со сверстниками, помогать малышам осваиваться в новых условиях. И, конечно же, организовывать творческие игры на переменках.

Концепция школы-парка

Неформальное образование — это концепция лесной школы российского педагога Милослава Балабанова. Тут не предполагается уроков и занятий в классическом их понимании. Ученики различных возрастов (от 6 до 9 лет) обучаются вместе в рамках открытых парк-студий. Нет ограничений и по времени уроков.

Педагог не дает воспитанникам готовой информации, а оказывает помощь в ее поиске, выборе, учитывая индивидуальные потребности и возможности учеников. Отдельное внимание уделяется созданию психологического комфорта во время открытых парк-студий.

Такие примеры неформального образования предполагают деление учебного процесса на две части. На первом этапе проводится проектная деятельность, которая требует от ребят полного погружения в процесс. Вторая часть состоит в занятиях в творческих студиях, а также в двухчасовых прогулках на свежем воздухе. Часть занятий, к примеру «Окружающий мир», также проводится на улице.

Отличительные особенности

В школе функционируют различные студии: «Учусь читать», «Придумываю, делаю, исследую», «Хочу быть здоровым», «Хочу порадовать маму», «Творческая импровизация», «Учусь писать» и многие другие. Домашнее задание предлагается только в том случае, если этого пожелает сам ребенок. Итоги учебы предоставляются родителям в виде портфолио. Ребята могут (по желанию) публично продемонстрировать свои достижения в конце полугодия. Важным отличием школы является отсутствие сравнения учителями детей. В школе практикуется только ведение индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, поощряется любое продвижение.

Важные моменты

Учебное заведение «Лесная школа» идеально подходит для инклюзивного образования. У каждого ребенка есть возможность развиваться в меру собственных способностей, помогать другим, принимать помощь и поддержку. Располагается она в Москве, на ул. Балтийской, д. 9. В последнее время существенно возрастает количество желающих попасть в данное учебное учреждение, что является показателем интереса со стороны родителей к неформальному образованию.

Школа «Макаун»

Здесь создана такая образовательная среда, где дети понимают, для чего они учатся, делают это с удовольствием и вполне осознанно.

Подход в себе сочетает предметные элементы обычной школьной программы и методологию педагогов-новаторов, для которых неотъемлемой частью профессии является любовь к детям. К примеру, математика изучается по учебнику Л. Г. Петерсона с дополнением его иными авторскими находками. Чтение ведется по методике О. Соболевой, дополненной наработками методиста и педагога Анатолия Сторожева.

Уникальность работы школы состоит в создании для каждого ребенка индивидуального образовательного плана. Помимо учителей на занятиях присутствует и тьютор, а также куратор индивидуального учебного плана ребенка. Наполняемость класса — 15-20 человек. Продолжительность урока 30-40 минут, но его границы могут быть изменены. Ребят учат ставить цель на день, неделю, семестр, учебный год. Стремятся тут к тому, чтобы к 3-му классу школьник мог самостоятельно справиться с поставленной перед ним задачей, тьютор же оказывает только незначительную поддержку.

Дети заняты значительным количеством проектной и прикладной работы, направленной на практическое освоение изученного материала. В качестве заданий на дом ребята получают маленькие упражнения, способствующие закреплению творческих заданий и новых тем. С ребятами работают опытные педагоги, имеющие высшее педагогическое образование.

По желанию (предварительно обговорив с учителями), с третьего месяца обучения возможно посещение уроков папами и мамами.

Подведем итоги

В настоящее время неформальное обучение становится все более популярным, так как такой вариант позволяет создавать положительный психологический климат, необходимый для саморазвития и самосовершенствования подрастающего поколения. На уроках дети двигаются, они закрепляют новые знания. Помимо обычных уроков, в школах с неформальным обучением преподается композиция, живопись, литература. Развитие познавательного интереса поддерживается квест-поездками в парки и музеи. Отход от традиционного воспитания, судя по статистическим данным, очень эффективен и дает отличные результаты.

Комментарии