Современные лингвистические исследования огромное внимание уделяют такому интересному вопросу как сверхфразовое единство, поскольку с ним связано большое количество проблем. Единый термин для такой синтаксической единицы пока еще не существует в науке, это называют либо "связным текстом", либо "комплексом предложений" - довольно много разнообразных трактовок. Однако изучение данного феномена является актуальнейшей задачей настоящего времени. Именно исследованиям сверхфразового единства отдавал много времени замечательный лингвист и литературовед Виноградов еще в сороковых годах прошлого века.
Определение
Существует достаточно много вариаций, касающихся точного определения данного термина. Однако каждый вариант отражает основную суть: это сложное синтаксическое целое, то есть - отдельная речевая единица, состоящая из объединенных по смыслу нескольких предложений. Иногда исследователи упрощают задачу, уравнивая в правах сверхфразовое единство и обыкновенный абзац. Откуда же взялось в определении слово "сверхфразовое"? Это обусловлено тем, что единство не заканчивается пределами одной фразы, одного предложения. И, тут исследователи правы, очень часто, почти всегда, имеется совпадение с границами абзаца.
Абзац же практически всегда характеризуется тематическим единством, поскольку переход к новому письменная речь всегда обозначает отступом - с новой строки. Однако понятие сверхфразового единства несколько шире, чем обычный абзац. Можно найти сколько угодно случаев, когда можно заметить продолжение сказанного, просто внутри главной темы появляются темы помельче - побочные. Они так же важны по смыслу, и обязательно требуют обособления с помощью выделения графикой.
Организация
Сложное синтаксическое целое (или сверхфразовое единство) и в тексте строится на базе однородного высказывания, то есть - реализованного предложения, наполненного лексически и выражающего абсолютно конкретную целеустановку. В тексте обычно мы сталкиваемся даже не с предложениями в их терминологическом смысле, а с речевыми единицами, с высказываниями, конкретизирующими смысл. Если объединены два или более высказываний структурно и тематически, получается сверхфразовое единство. Примеры далеко искать не придется. Годится, в принципе, любой текст.
Здесь необходимо еще немного расширить знание терминологии. Что такое тема, этот исходник, первый пункт высказывания? Это та его часть, которая наиболее близка читателю или слушателю (получателю данного высказывания). Но есть еще один термин - рема. В переводе - ядро. Это все то скрытое, неизвестное, новое, что ждет получателя высказывания в процессе ознакомления со сверхфразовым единством, виды которого весьма многочисленны. Оно и организуется именно посредством тема-рематической последовательности, где как бы пошагово рема тематизируется.
Границы
Существуют два параметра для определения границ сверхфразового единства. Например, в объеме общей темы, заданной в произведении, и в объеме микротемы гораздо более мелкой частности. В переходе от одной микротемы к другой и будет обнаружена та самая граница. Средства сверхфразового единства могут быть использованы самые различные, но оно в любом случае остается монотематичным, лишь при объединении одного единства с другим можно наблюдать переходы - в том числе и от микротематики к макротеме.
В 1998 году вышла замечательная книга Золотовой, Онипенко и Сидоровой, посвященная этим вопросам определения границ сложного синтаксического целого. Это "Коммуникативная грамматика русского языка". Ранее эти исследования получили начало в "Очерках функционального синтаксиса" и еще некоторых работах Г. А. Золотовой. Кроме того, в 1996-м вышла книга Гаспарова "Язык. Память. Образ.", где так же широко рассматривается понятие сверхфразового единства.
О категории текста
В качестве текста принято рассматривать практически любую логически осмысленную и правильную с точки зрения грамматики последовательность слов - от одного предложения и более. У Гаспарова текст противопоставляется языку. Он пытается показать принципы внутренней организации как противоположные, и в этом не всюду последователен. С лингвистических позиций все проблемы текста осмыслить, наверное, и невозможно.
Образец сверхфразового единства представить тем более сложно, поскольку теория русского текстообразования недостаточно разработана. Нужно выработать представление хотя бы о единице текстообразования и выявить состав таких единиц в системе их взаимоотношений. Должна быть дана для каждой единицы как можно более развернутая характеристика. Лингвисты постоянно опираются в своих исследованиях на сходства с традиционными лингвистическими описаниями, а нужно обозначить именно отличительные признаки отдельных единиц текстообразования в их сверхфразовом единстве. В английском языке это сделать значительно проще, и работ в данном направлении довольно много.
Из трех основных видов синтаксических связей - подчинительной, сочинительной и предактивной - можно с легкостью выбрать любые примеры, открыв книгу любого английского классика. Например, Диккенс. У него subordination (подчинительная связь) используется особенно часто, и установить отношение можно путем проверки (замена всей подчинительной группы). Если ядро в целом сохраняется, можно увидеть изменение семантического содержания, либо изменяется вся структура с нарушением семантической инвариантности.
Семантическая сеть
Семантика в языковой структуре различает лексическое и грамматическое значения языковых единиц. Которые во всем взаимосвязаны. Они объединяются на верхнем уровне, образуя семантическую сеть, ячейки которой соответствуют лексическим их значениям, а связи между ними отражают смысловую составляющую. Грамматические значения определяют характер всех этих взаимосвязей.
Языковое сообщение, представляющее связный текст, при анализе реализуется в динамике отображения, и при этом и та, и другая компонента значений каждой языковой единицы проясняют и высветляют соответствующие элементы этого сообщения. Таким образом, становятся явными те или иные связи, формирующие сверхфразовые единства.
Целостная структура заключается в многочисленных внешних сигналах, которые служат связующими звеньями между предложениями. Эти сигналы писатель находит, используя самые разные средства, обеспечивающие сверхфразовое единство. Это местоимения и наречия, это форма артикля (в английском языке), это употребление разных времен (многие писатели знают, что "смешивать" времена можно, это добавляет живости тексту), это анафорические и катафорические связи между предложениями, обеспечивающие функцию текстообразования.
Аналог мысли
Поскольку единство структуры выстраивается сложно, протягиваясь из одного предложения в другое, оно приобретает смысловую целостность только в контексте, образованном связной речью, и выступает частью вполне завершенной коммуникации. Изучают сверхфразовое единство в четырех ипостасях: как семантическое построение, в плане прагматики, затем синтактики и, наконец, функционирования данного сообщения. В этом смысле структуру такого единства вполне логично счесть аналогом мысли.
Синтаксис рассматривает членение текста в его структурном аспекте соответственно понятию сложного синтаксического целого (ССЦ). В теории это понятие достаточно сильно отличается от понятия абзаца, о чем писал в свое время Розенталь, определяя ССЦ как сочетание тесно взаимосвязанных предложений с более полным развитием мысли.
Абзац и ССЦ
Между этими понятиями есть различие, которое многие исследователи не отмечают в своих работах. Например, видные ученые Лосев, Гальперин и многие другие уверяют, что при анализе структуры предложений и функций абзаца эти понятия смешиваются. И действительно, в нейтральных с точки зрения стилистики текстах границы ССЦ и абзаца вполне могут совпадать.
Но в художественных текстах этот порядок чаще всего нарушается. Здесь возможно совершенно любое развитие: может и не помещаться в один абзац ССЦ полностью, и несколько ССЦ могут соседствовать в одном абзаце. Писатель обычно преследует свои стилистические цели: первый случай - экспрессия выделения, второй - объединение событий в единую картину. Именно поэтому разноуровневые единицы - абзац и сложное синтаксическое целое - должны изучаться отдельно, их невозможно подогнать под одно определение.
Как происходит распознавание
Распознанное слово - первый агент - откладывается в память к моменту распознавания следующего слова - второго агента. И как только два агента интегрируются, происходит скачок в качестве понимания текста, поскольку уже возможно включить анализаторы - и синтаксический, и морфологический, и просодический. Анализаторы решают самое главное - который элемент важнее, поскольку оба не могут быть равнозначными. Один из них - фигура, а другой послужит фоном.
Семантический анализатор выберет верхнюю категорию - обобщающую, и сделает это корректно, если целостный образ будет чему-нибудь противопоставлен. Менее важный элемент - это тема, то есть - фон. То, о чем идет речь. А вот важнейший элемент - рема (то есть, фигура) - то, что именно говорится. Именно рема указывает на категориальные отношения. А вместе они центрируют фокус внимания с интеграцией всех деталей. Двух слов, естественно, маловато для выбора обобщающей категории, трудно сформировать целостный образ. Процесс продолжается с добавлением других распознанных слов, пока обобщение не будет сделано.
Укрупнение
Минимальная единица, образующая целостный образ, то есть - смысл, называется синтагмой. Затем можно рассматривать текст укрупненно: если интегрируется ряд синтагм в отдельное предложение, а ряд предложений - в сверхфразовое единство, ряд таких единств - в субтекст, тогда ряд субтекстов составит и целый текст.
Отсюда можно сделать вывод, что сложное синтаксическое целое - это синтаксис собственной персоной. В то время как абзац - категория совсем другая, это единица текстовой лингвистики. А сверхфразовое единство - это языковое явление, которое наука при всей длительности (около ста лет) его изучения пока не разложило по всем теоретическим полочкам.
Для чего нужен абзац
Прежде всего абзац помогает при чтении, поскольку непременно между абзацами возникает особая длительная разделительная пауза. Она как бы подводит итог всему содержанию абзаца и плавно переводит читателя или слушателя к следующему.
Эти стилистические текстовые функции очень важны: так расставляются акценты, так проявляется композиция, становится понятнее принцип отбора тестовых единиц и компоновки материала, показывается степень обобщенности или, наоборот, дробности изображенного, степень полноты сказанного.
Для чего нужно сверхфразовое единство
СФЕ - понятие более высокого порядка. Это несколько предложений, которые соединены наречиями или союзами, лексическими или местоименными повторами, которые едины во времени, меняется артикль с определенного на неопределенный или нет. Главное - не средства, которые применяются, а полученный результат - общность темы. Это понятие находится и в компетенции литературоведения, и в компетенции синтаксиса.
На связующее единство работают все элементы, повторяют они что-то или замещают, указывают на что-то или обобщают. Учитываются все факторы точно так же, как если бы мы последовательно "расчленяли" предложение. Связь существует всегда, использует ли писатель грамматические или синтаксические специальные средства, или применяет обычное примыкание по смыслу.