Педагог Ильин Евгений Николаевич
В ноябре 2019 года российская интеллигенция отметит 90-летие со дня рождения педагога-новатора Ильина Евгения Николаевича. Его методики обучения и воспитания опередили развитие педагогики ХХ века, но стали лишними при появлении ЕГЭ. Что первичней — учить или воспитывать ребенка? Как привлечь детей к чтению художественной литературы? Педагогические идеи Е.Н. Ильина оригинальны, эффективны, дают потрясающий результат и отвечают на многие вопросы педагогики.
Век перемен
ХХ век, особенно первая его половина, — время испытания России на прочность: революция, социализм, голод, война, разруха. Ближе к концу века была перестройка, развал СССР, капитализм. Жить в эпоху перемен трудно, но именно в эти времена появляются нестандартные идеи, нереальные с виду пути развития, неординарные личности, среди которых и Евгений Николаевич Ильин.
Тысячи ответов в Интернете приходят на запрос об этом человеке. Все они о его методиках, программах. Скудные сведения о личной жизни, биографии Евгения Николаевича Ильина, карьерном росте. У него нет своих историографов, архивариусов. Фото Евгения Николаевич Ильина мелкие, некачественные, оцифрованные с редких снимков пленочного фотоаппарата. Талантливый филолог свое «Я» никогда не афишировал. Он просто работал на совесть.
Ленинградский интеллигент Ильин
Отправная точка — 8 ноября 1929 г. Именно тогда в Ленинграде в семье рабочего Николая Ильина родился сын Женя. Трое детей-погодков было в семье, жили они непросто. Отец работал на заводе токарем. Вечерами, поиграв с детьми, он обязательно устраивал чтения вслух. Детской литературы в то время было мало, а Пушкин был всегда. Его и читали.
Любовь к книге, к слову появилась именно тогда, на семейных вечерках. В пять лет Женя знал наизусть почти целиком «Руслана и Людмилу». Они вместе заучивали тексты целыми страницами. Будущий преподаватель литературы говорил, что именно это и стало его профориентацией в большую жизнь.
А потом была война, блокада Ленинграда, похоронка на отца. В конце 1941 г. мальчик сам получил осколочное ранение в висок и тяжелую контузию. Голод, травма— он медленно и с трудом разговаривал, учеба в школе давалась нелегко. Юноша справился, поступил на филологический в Ленинградский университет, успешно окончил его в 1955 г.
Преподавать с дефектом речи было трудно. Уже имея семью, он устал бороться со своими проблемами и уехал из родного города. Вернувшись, выучился на шофера, работал на автобазе. Но судьба поставила Евгения Николаевича Ильина в «предписанную свыше колею»: сначала в вечернюю школу, потом — в общеобразовательную. Более 30 лет он работал учителем литературы. С 1993 г. профессор Ильин преподавал в университете Санкт-Петербурга. Написал немало методических пособий, педагогических сочинений, книг.
Система Ильина
Школьный предмет «литература» должен прививать подростку этические и эстетические взгляды, гражданскую позицию, гуманизм, нравственность. И обязательно — любовь к чтению: без этого рассуждать о литературе бессмысленно. Педагог Евгений Николаевич Ильин настаивает, что воспитательный эффект от уроков должен превалировать над учебным. Воспитать нравственного человека для него важнее, чем накачать его филологическими знаниями. Это стало точкой отсчета его новаторских идей.
Произведения, которые изучают в школе, несут ряд важнейших морально-этических проблем. Их на уроках нужно обсудить, выработать свое отношение, гражданскую позицию. Так вырабатывается мировоззрение. Но навязать свою точку зрения ученикам — неверная позиция, считает Е. Н. Ильин. Искать ответы на злободневные вопросы нужно вместе: учитель и ученик. Система Ильина стала частью педагогики сотрудничества.
В процессе учебно-воспитательной работы отношения «наставник — ученик» должны иметь взаимный интерес, контакт, доброжелательность. Вот почему невозможно вести уроки литературы обычными методами: прочитать лекцию по теме, спросить домашнее задание, поставить отметки. В этой цепочке нет ничего интересного для ребенка. Так, он пассивный слушатель и исполнитель. В итоге получается: «препод» выдал материал, а ученик брать нет интереса.
Как только появится творческое начало, возможность высказать свою точку зрения, ученик сам захочет внимательно прочесть книгу и вместе с литератором прийти к верным нравственным скрепам через свои, пока наивные, детские мнения. На уроках главное — воспитательный момент, а познавательный — вторичен, он отдан на откуп школьникам. И они с удовольствием читают, познают, ищут истину и оценивают поступки.
Методики и правила
Главное правило словесника по Ильину — преподавать литературу как важнейшее из искусств, а не как школьный предмет в расписании. У художественного текста должен быть такой же художественный разбор, обзор, анализ.
Вся работа Евгения Николаевича Ильина была борьбой за внимание учеников. Не тишина и порядок его волновали: будет интересно — будут слушать и участвовать — вопрос дисциплины решится сам собой. Как привлечь внимание современных отроков к «преданиям старины глубокой»? Построить урок как само произведение. И здесь есть три помощника:
- неожиданные приемы подачи;
- яркие образы, незаметные важные детали;
- каверзные интересные вопросы.
Вся методика уместилась в трех словах: прием, деталь, вопрос.
Как добиться активности на уроках от всех учащихся? Чтобы получилась полемика, нужно всем прочитать произведение. Мэтр, написавший "Закон трех О", отмечает три задачи для преподавателя:
- очаровать произведением (книгой);
- окрылить литературными героями;
- обворожить автором.
Для реализации закона, конечно, потребуется максимально изучить биографию писателя, само произведение, перечитать критику. «Три О» возможны, только когда сам учитель очарован и окрылен.
Еще одно правило новатора-наставника об отношении к людям: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вся концепция — в пяти глаголах, это его Таблица Души. Она, кстати, совершеннейший антагонист современному ЕГЭ, рассчитанному на послушного середнячка. В ЕГЭ нет воспитания, нет творчества. Обучаясь по системе ЕГЭ, дети вовсе перестанут читать, думать, творить. Они никогда не напишут сочинение по «Войне и Миру» на тему, придуманную Е.Н. Ильиным: «Что грузить на подводы?». Все это потому, что для написания надо с неподдельным интересом прочесть каждую страничку, стать участником событий, понять ситуацию.
Профессии педагога
Делясь своим педагогическим опытом в учебных сочинениях, методичках, книгах, Евгений Николаевич пишет, что хороший словесник обязательно должен быть знатоком предмета, врачом, артистом. Он уверен, что литератор должен быть актером. Именно артистизм должен стать средством обучения. Говорить об искусстве нужно только с помощью искусства. Чтобы герои книг оживали на уроках, самому нужно стать режиссером, исполнителем, вредным зрителем-критиком, художником. Экспрессия и эмоциональность должны стать главной педагогической техникой. Сам он воплощал эту заповедь не только эмоциональной речью, но и мимикой, жестами, движениями и чтением разными голосами.
Любитель мелочей
Один из любимых приемов обсуждения текста — начать с маленькой детали и в рассуждениях, спорах добраться до обобщения. Поиск истины зачастую продолжается после урока, побуждает перечитывать, моделировать свои пути решения проблем. Задача наставника — направить мысль в нужное русло не репликой «только так правильно, как я сказал», а начать с маленьких деталей и вместе распутывать «узелок проблемы».
Мелкие детали педагог считает жемчужинами текста. Ироничные базаровские губы, никогда не улыбающиеся глаза Печорина, Кабаниха со своим «Ну...» — для Евгения Ильина это штрихи, ключи к пониманию всего произведения.
Спор как развитие любознательности
Сотрудничество в поиске нравственных идеалов предполагает разные точки зрения, возможность их высказывать, задавать вопросы, спорить. Это приветствуется, ибо такое взаимодействие предполагает прочтение книги. Школьник, не читавший «Онегина», вряд ли будет иметь свою точку зрения на его похождения.
Дети любят спорить: они максималисты. Можно на время принять их точку зрения и довести сюжет до абсурда. Пройти несколько вариантов, учесть разные мнения, увидеть до запятой известный текст другими глазами. В этом процессе учится и ученик, и преподаватель.
Любому учителю в помощь
Система обучения педагога-новатора не требует специальных дидактических материалов, оргтехники и прочих инструментов. Она доступна любому словеснику, который пришел в школу, чтобы научить детей читать книги и понимать, «что такое хорошо». Педагогические идеи Евгения Николаевича Ильина работают, если учитель готов сотрудничать с учениками, а не назидать. Тридцатилетний опыт внедрения системы показал стабильно высокий результат: у Ильина читают все, добровольно, с интересом и пониманием.
Причем Система годится для всех предметников. Активный совместный поиск верного решения, ошибки, попытки, умелое незаметное ведение в правильном направлении — и вот доказана очередная теорема, уточнена история избавления от ига Золотой орды, переписаны строки песни. Совместное творчество, когда воспитание стоит выше обязательного познания, всегда завершается успехом.
Для начинающих педагогов Е. Н. Ильин разработал 11 советов, логичных и простых. Настоящий педагог и сегодня пользуется ими с первых самостоятельных уроков. Он советовал расти духовно, чтобы иметь право говорить о «литературных исполинах», учить не только по программе, но и по жизни, знать каждого ученика, поощрять инициативу. Самое важное — не копировать слепо опытных мастеров, идти своим путем. Мэтр предлагал каждому стать индивидуальностью, творческой единицей, интересной детям.
Живет в учениках своих
В прошлом веке педагогика пережила тенденции обучения с элементами внеклассного развития творческой личности, перестроечного лозунга «Мы даем знания, кому надо, тот возьмет, а воспитывает пусть семья», усредненных знаний по ЕГЭ. И все это время в ленинградско-питерской школе работал учитель литературы Евгений Николаевич Ильин, педагог-новатор, фото которого не найдешь в Инете, но учеников и последователей у него тысячи.
Ильин доказал: дать знания легче, чем воспитать личность, объединить образование и воспитание труднее, сделать воспитательный процесс первичным — искусство истинного педагога. Есть у него ответ и на вопрос о воспитании на классических образах идеалистов, не способных выжить в реалиях современной жизни. Для этого созданы «Две программы»: одна работает в школе, другую предлагает несовершенный мир вокруг. О бытие тоже говорят на уроках литературы, пытаются связать эти программы, понять, пишут сочинения о родственниках, соседях, мальчишках в подворотнях.
Литература дает нравственные скрепы и учит противостоять дурному, недружественному. Книжные идеалы — стержень духовного состояния. Реальный мир никогда не станет высоко духовным, но стремиться к этому надо.