СУ-26 (САУ) - легкая советская самоходная артиллерийская установка: описание конструкции, боевые характеристики
Знаменитая САУ СУ-26 сыграла ключевую роль в начальном этапе войны, заодно успев стать прототипом для всех последующих моделей семейства самоходных установок. Появившись на полях сражений практически сразу после начала войны, самоходка помогла остановить активно наступающие вражеские войска на многих стратегически важных участках фронта, переломив исход военных операций в пользу Советского Союза.
Установка
Самоходная артиллерийская установка СУ-26 - один из ярчайших представителей советской легкой бронетанковой техники начала сороковых годов. Успевшая вступить в начальную фазу Великая Отечественная война уже показала всю мощь резко наступающей нацистской Германии. Солдаты Вермахта активно расширяли линии фронта, все чаще прорывая слабую оборону советских солдат, плохо обеспеченных боеприпасами, танковые дивизии СС без труда крушили отечественные легкие и средние танки.
Советским конструкторам пришлось срочно изобретать альтернативу немецкой гусеничной технике. Причем, за неимением танков нового типа, все чертежи самоходной установки были выполнены на базе схем легкого советского танка Т-26. За конструкцию «отечественного ответа фашизму» отвечал легендарный Ленинградский завод им. Кирова, славящийся качеством и новаторством выпускаемой техники.
Конструкторов ждала долгая и напряженная работа по подгонке, примерке и испытаниям большого количества опытных моделей, собранных из разных частей испорченных танков. Также советские ученые проводили опыты с различными комплектами вооружения, поочередно устанавливая на гусеничное шасси разные типы стрелковых орудий.
В конечном итоге, свет увидела первая экспериментальная артиллерийская установка Советского Союза, ставшая основой для всех последующих разработок в области подобного класса военной техники.
Предыстория
Как уже было сказано выше, советская армия несла огромные потери. Прежде всего, из-за нехватки техники, способной быстро перемещаться с одного места на другое и уничтожать вражеские танки, поддерживая пехоту. Обычные пушки плохо годились для такого дела, так как артиллерийский расчет из пяти человек мог лишь поворачивать орудие, но никак не возить его за собой на большие расстояния. Конечно, стандартное полковое орудие могло с первого выстрела пробить броню первых моделей знаменитого «Тигра» или «Пантеры», однако требовался совершенной иной тип техники – нечто вроде «пушки на танковом шасси», чтобы она могла поспевать за пехотой, маневрировать и держать удар.
Дело в том, что обычную пушку немецкие танки могли смять или уничтожить прицельным выстрелом, так как она просто стояла на месте, а та разница в расстоянии, на которую ее мог подвинуть расчет, была несущественной для немецких танкистов.
Защищенное броней орудие на гусеничном шасси в корне меняло ситуацию. Теперь врагу было гораздо сложнее как попасть в движущуюся пушку, так и уничтожить ее с первого раза снарядом.
История
Практически на протяжении всего лета 1941 года со всех участков фронта на Кировский завод свозили битые танки Т-26, причем с различными повреждениями разной степени тяжести. Легкая советская машина просто не могла выдерживать натиск немецких средних танков. Весовая категория машин противника, мощность орудий, скорострельность и скорость передвижения не оставляли советскому танку шансов выжить в условиях полевого сражения.
Сначала члены конструкторского бюро предложили устанавливать на советские машины различные артиллерийские орудия легкого и среднего типа, однако эта попытка не увенчалась успехом, так как легкие пушки не могли пробить броню вражеских танков, а средние орудия создавали крен башни машины или же деформировали ее.
По приказу Военного совета Ленинградского Фронта была предпринята еще одна попытка модернизации многострадального советского легкого танка Т-26, только на сей раз в паре с машиной шел другой тип бронетанка – БТ. На выбранные правительством модели поочередно устанавливались различные артиллерийские орудия, включая знаменитую пушку КТ с диаметром ствола 76,2 мм. Все эти манипуляции не увенчались успехом, так как выбранные для установки орудия были либо слишком легкими, либо весьма габаритными, и попросту не оставляли места в боевой рубке машины для экипажа танка.
Создание
Поняв, что эксперименты по совмещению полкового орудия и гусеничного шасси из разных весовых категорий вряд ли стоит продолжать, комиссия конструкторского бюро завода решила разработать отдельную самоходную установку, основной задачей которой станет быстрая, но краткосрочная непосредственная поддержка пехоты, а также уничтожение вражеской легкой и средней техники.
В августе 1941 года, спустя два месяца после начала войны, знаменитый на весь мир завод подъемно-транспортных сооружений им. Кирова в городе на Неве представил проект самоходной установки САУ СУ-26, которая позже получила несколько иное обозначение – СУ-76. Машина была создана на основе легкого танка отечественного производства. Конструкторы все же решили дать еще один шанс Т-26, однако на сей раз в башню машины не просто вставляли пушку, а полностью снимали с машины все боевое оснащение, оставляя лишь шасси и верхние лобовые бронеплиты. Боковые защитные листы менялись на более толстые. Рубка приобрела более вытянутую вверх прямоугольную форму, а ее лицевая сторона стала своеобразным щитом, наподобие щитка полевой артиллерийской пушки.
Модификация исходной машины
Процесс изменения изначальной версии Т-26 был довольно кропотливым. Во-первых, с танка полностью снималась башня, а также подбашенная коробка. Неровные края разрезов начисто зачищались таким образом, чтобы отверстие было вровень с задним верхним бронелистом машины. Сделано это было для того, чтобы один из членов экипажа, а именно – заряжающий, мог бы стоять в полный рост, не испытывая затруднений при помещении тяжелого снаряда в ствол орудия.
Во-вторых, на место рубки помещалась специальная опорно-поворотная конструкция, благодаря которой установленная на самоходную машину пушка могла вращаться во все стороны. Под несущие края конструкции подкладывались особые амортизаторы, призванные сгладить отдачу от выстрелов.
На вышеописанную поворотную конструкцию устанавливалась 76-мм полковая пушка образца 1927 года. Конечно, в условиях современной войны это орудие было не сильно эффективным, однако даже такое оружие могло оказать весьма достойное сопротивление в ближнем бою с немецкими танками. Орудие заслонялось специальным щитовым прикрытием, частично переработанным из расчетного щитка пушки.
Под всей этой системой выпиливались два широких люка, которые открывали доступ в зарядное хранилище, откуда заряжающий и его помощник брали боеприпасы.
Вообще, возникновение САУ СУ-26 было продиктовано не сколько необходимостью спешного прогресса в отечественном танкостроении, сколько острой необходимостью появления подобного вида военной техники на фронте. Солдаты отчаянно нуждались в огневой поддержке и средствах уничтожения танков противника. Однако, несмотря на катастрофические потери советской армии в первые месяцы войны, к августу 1941 года было изготовлено всего три опытных экземпляра установки, один из которых получил название СУ-76П, и был оснащен 37-мм зенитной пушкой 61-К.
Позже, в 1942 году, было построено еще пять опытных экземпляров самоходной машины.
Испытания
К слову, первые полигонные смотры только что созданной установки прошли лишь спустя несколько месяцев. В них танк СУ-26 показал себя отличной боевой машиной. Первое время конструкторы волновались насчет того, сможет ли машина, собранная из запчастей других бронеавтомобилей, покореженных частей танков, исправно функционировать. Однако вскоре выяснилось, что даже имея в своем составе уже ранее использованные и починенные части, установка блестяще справлялась со всеми видами испытаний.
Октябрь 1941 года оказался успешным для новой машины, так как после проведенных полигонных смотров на секретном «Заводе №174», Военный Совет Ленинградского Фронта поручил представителям концерна в срочном порядке запускать САУ СУ-26 в серийное производство.
Использование
Танкостроительный концерн успел выпустить немалое количество машин к концу 1941 года. И все они сразу же были отправлены на фронт после недолгих предварительных испытаний. Конечно, не всем военным частям хватило самоходных установок. Но те бригады, которые стояли в первом эшелоне фронта, получили по четыре машины на каждую. В основном это были дивизии, державшие оборону на разных участках Ленинградского фронта.
После того как все выпущенные машины вновь оказались в ремонтных цехах завода, они, как в свое время танк Т-26, сами стали запасными частями и расходным материалом. К тому времени правительство уже осознало малоэффективность данного вида техники и поручило членам конструкторского бюро разработать кардинально новый тип самоходной машины.
Последующие модификации
Несмотря на довольно высокую эффективность, которую машина демонстрировала в боях, ее производство все-таки свернули, как и всю линейку СУ в целом. Позже это обозначение снова начнут использовать конструкторские бюро, однако оно будет нести информацию о кардинально новом типе военной техники.
Параметры
Боевые характеристики СУ-26 были весьма и весьма впечатляющими, учитывая состояние отечественной военной техники в самом начале войны. Самоходка оказывала успешное сопротивление танкам легкой и средней категории, обладала уникальной системой наводки орудия на цель без поворота всей башни и при заглушенном двигателе. Благодаря относительно небольшим размерам, машина могла помещаться даже в небольших рощицах, что давало ей дополнительное преимущество на поле боя.
Однако и недостатками самоходка не была обделена. Описание конструкции СУ-26 содержит много информации о недостатках машины. Низкая скорость передвижения являлась главной причиной, по которой производство модели все-таки свернули и перешли к разработке самоходной установке «с нуля», не используя в качестве основы шасси какого-либо танка.
Двигатель
В качестве движущей силы самоходной установки использовался мотор от оригинальной машины Т-26, который спустя год заменили на более продвинутый Т-26Ф. Интересным фактом оказалось то, что оба двигателя были скопированы с английского мотора «Армстронг-Сидли». Он был тяжелый, громоздкий и имел мощность всего в 91 л. с. Не изменил ситуацию даже монтаж на установку форсированного варианта мотора. Силы двигателю это не прибавило, а вот вес общей конструкции самоходки существенно увеличился, что отрицательно повлияло на ее и так небольшую маневренность.
Башня
Рубка для экипажа самоходной установки имела особую форму щита и располагалась на специальной конструкции, позволявшей ей вращаться на 360 градусов. Подобные проекты уже существовали в Великобритании. Франции и Странах Оси, однако в силу ряда причин, не получили дальнейшего развития и остались только в проектировочных чертежах.
В качество основного вооружения в рубке советской самоходной артиллерийской установки СУ-26 была установлена 76-мм пушка, которая обычно применялась, как отдельный вид огнестрельного оружия и выпускалась для стрельбы с полкового лафета.