Занятие во 2 младшей группе по лепке: темы, конспекты занятий
Практически всем детям нравится лепить различные фигурки из пластилина. Этот процесс приносит не только удовольствие, но и положительно влияет на развитие малышей. В детских дошкольных учреждениях существует определенная программа по лепке. В данной статье рассмотрим варианты занятий по лепке во 2 младшей группе.
В чем польза лепки из пластилина?
К младшей группе относятся воспитанники от трех до четырех лет. Как правило, дети в этом возрасте любознательны и схватывают все на лету. Занятия по лепке во 2 младшей группе способствуют всестороннему развитию:
- развивают мелкую моторику;
- влияют на нервную и зрительную систему;
- развивают воображение и творческие способности;
- в процессе лепки дети учатся сочетать цвета;
- несут в себе успокаивающее и терапевтическое воздействие: ребенок становится более усидчивым, терпеливым и упорным.
Цель занятий
Помимо того, что работа с пластилином способна увлечь малышей и разнообразить их деятельность, данный процесс несет в себе педагогическую функцию. Специалисты детских садов при занятиях по лепке во 2 младшей группе преследуют следующую цель: развить у воспитанников художественное восприятие, эстетические чувства, воображение, творческие способности.
Основные задачи
В каждом детском дошкольном учреждении есть определенная программа занятий по лепке. Несмотря на то, что существуют различные темы занятий по лепке для 2 младшей группы, их объединяют одни и те же задачи, которые можно сгруппировать:
- Воспитательные: формируют социальные навыки, вызывают желание помогать другим.
- Развивающие: развивают мелкую моторику рук, воображения и творческих навыков.
- Образовательные: помогают систематизировать знания о фактуре и цвете предмета, упражняют в раскатывания пластилина и соединении частей.
Что необходимо подготовить к занятиям
Любое занятие по лепке во 2 младшей группе предусматривает:
- Отдельное рабочее место. Оно должно быть хорошо освященным и постоянным, чтобы малыш учился держать в чистоте свой стол и предметы, с которыми работает.
- Доска. Она может быть пластиковой или деревянной.
- Пластиковый ножик и специальные формы для выдавливания.
- Фартучки и нарукавники нужны для того, чтобы не запачкать одежду.
Далее будут рассмотрены одни из самых популярных конспектов занятий по лепке во 2 младшей группе среди МДОУ.
Знакомство с пластилином
На первом уроке целесообразно провести ознакомление с главным предметом в работе. Цель занятия заключается в знакомстве с пластилином, его свойствами и различными техниками, а также в формировании интереса у дошкольников. Для работы понадобится:
- кусочки мягкого пластилина различных цветов;
- детский ножек и доска.
Ход занятия:
- Покажите детям пластилин и повторите вместе с ними названия цветов. Воспитатель: Посмотрите, это пластилин. Он мягкий, бывает разных цветов, и из него можно лепить красивые поделки.
- Покажите, как нужно разрезать пластилин с помощью стека. Воспитатель: Посмотрите, как много у нас получилось кусочков. Давайте их посчитаем.
- Научите детей сдавливать и разминать пластилин пальцами, тем самым придавать ему разнообразную форму.
- Дайте воспитанникам время и возможность поиграть с пластилином.
Именно с этого упражнения педагоги советует начинать занятия по лепке во 2 младшей группе. По окончании урока скажите, что на следующих занятиях вы начнете создавать красивые фигуры и поделки из пластилина.
Погремушка
Благодаря этому уроку дети познакомятся с музыкальными инструментами, в частности, с погремушкой, узнают ее строение и услышат звучание. Для занятия по лепке «Погремушка» для 2 младшей группы понадобится:
- музыкальные инструменты, которые имеются в музыкальном уголке;
- пластилин;
- погремушки;
- доски;
- фонограмма любого классического музыкального произведения и плач ребенка;
- проигрыватель.
Ход занятия:
В начале урока звучит фрагмент музыкальной композиции, дошкольники слушают. Педагог: Дети, вам понравилась музыка? Как высчитаете, откуда она берется (Ответы).
Все верно, молодцы. Мелодия создается с помощью музыкальных инструментов. На столе лежат дудочка, бубен, металлофон, барабан, погремушки и другие инструменты. Воспитатель: Ребята, как называются эти предметы? После того как малыши дали правильный ответ, педагог показывает погремушку со словами: «Дети, вы знаете, что это такое? Правильно, это погремушка! Скорее всего, такая вещица была вашей первой игрушкой». Воспитатель показывает погремушку, выделяя две части (ручку и шарик), детишки слушают, как она звучит.
Вдруг раздается плач ребенка из деткой кроватки, педагог подходит к ней вместе с детьми и видит куклу.
Воспитатель: Смотрите, маленький ребенок плачет. Как вы считаете, чем его можно успокоить?
Дети: Погремушкой.
Дети начинают ей звенеть, и плач ребенка прекращается, тогда воспитатель предлагает каждому сделать свою погремушку. Педагог просит сесть детей за свои места и пошагово показывает малышам, как сделать шарик, раскатать ручку и соединить между собой эти предметы. На столе у каждого ребенка имеется все необходимое для лепки, и они приступают к работе, повторяя за воспитателем.
Подводя итоги занятия по лепке во 2 младшей группе, педагог отмечает следующее: сегодня мы с вами сделали большую работу - познакомились с музыкальными инструментами, узнали, что погремушка состоит из шара и ручки, а также сделали себе такую игрушку самостоятельно.
Печенье для куклы
Предлагаем рассмотреть конспект занятия по лепке для 2 младшей группы "Печенье для куклы", направленное на художественное-эстетическое развитие дошкольников.
Необходимый материал:
- кукла;
- пластилин,
- дощечка для лепки;
- тарелка;
- крупа (лучше всего подойдет гречка или горох).
Ход работы:
Воспитатель: Дети посмотрите, кто к нам пришел в гости. Это кукла, ее зовут Маша. Она купила в магазине вкусное печенье для своего братика Саши, но по дороге выронила и потеряла его. Теперь Маше нечем угостить братишку. Предлагаю помочь куколке - давайте все вместе приготовим красивое печенье. На положительные ответы малышей педагог продолжает: Сначала давайте вспомним, как нужно скатать шарик из пластилина. После этого положите комочек между ладошками и придавите его. Покажите мне свои указательные пальчики. С помощью этого пальчика нам нужно сделать небольшие углубления на получившейся лепешке в разных местах. Молодцы! Осталось лишь украсить наше печенье с помощью крупы, которая насыпана в тарелочках. Далее дети сами украшают свое блюдо, педагог помогает только при необходимости.
Воспитатель: Молодцы! Какое красивое получилось печенье! Давайте положим его в общую тарелку и угостим куклу Машу. В благодарность главный персонаж машет детям рукой.
Колобок
Непосредственно перед занятием по лепке «Колобок» для 2 младшей группы необходимо прочитать воспитанникам эту сказку и побеседовать с ними по иллюстрированным изображениям.
Необходимый материал:
- пластилин;
- доски;
- персонажи к сказке.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, смотрите, кто сегодня к нам заглянул в гости. Это же Колобок! Как ты у нас оказался?". И Колобок запел песню из сказки (педагог по ходу песенки показывает персонажей, которых встречал по пути главный персонаж).
Воспитатель: Колобок, какой ты смелый и ловкий. Приглашаем тебя поиграть с нашими ребятами. Дети встают и педагог проводит физминутку:
Замесила бабушка ни булки ни блины (руки сцепляем в замок, круговыми движения влево-вправо), достала из печи (поднимаем руки вверх, разводим в стороны и опускаем вниз) ни пирожки, ни калачи (руки на пояс, поворачиваем туловище влево-вправо), как поставила на стол (приседаем), он от бабушки ушел (прыгаем на месте), кто же прыгает без ног? (хлопаем в ладоши), это желтый Колобок. (поднимаем руки вверх).
Педагог: Смотрите, наш колобок что-то загрустил. Что у тебя случилось?
Колобок: Здесь ребята такие дружные, вместе играют и веселятся, а у меня нет друзей, поэтому мне скучно.
Педагог: Не грусти, Колобок, мы тебе поможем. Ребята, давайте слепим из пластилина друзей для Колобка, похожих на него. После чего дети рассаживаются по своим местам.
Воспитатель показывает детишкам Колобка: Ребята, какой формы колобок? А какого цвета? Теперь приступим к лепке. Чтобы пластилин стал мягким, его нужно размять в руках. Отламываем небольшой кусочек желтого цвета, кладем на ладошку, зажимаем другой ручкой и раскатываем круговыми движениями, изображаем рот и глазки. После того как дети справятся с заданием, воспитатель говорит: Ребята, какие вы молодцы! Такие красивые получились у вас Колобки.
Конспект занятия по лепке "Снеговик" для 2 младшей группы
Для данного урока понадобится следующее оборудование:
- пластилин;
- доска;
- ножик;
- письмо.
Согласно комплексно-тематическому планированию, проводят данное занятие по лепке во 2 младшей группе в январе.
Воспитатель: Дети, нам сегодня пришло письмо от неизвестного отправителя. Возьмите в ручки, какое оно? Дети: Холодное. Воспитатель: Как думаете, почему оно холодное? Дети: Потому что с холода, мороза. Воспитатель: Вам интересно, что там внутри? Давайте прочитаем (открывает и читает письмо): "Дорогие ребята! Я очень хочу с вами дружить. Снеговик". Воспитатель: Вы знаете, кто такой Снеговик, и почему его так зовут? Дети: Потому что его лепят из снега.
Воспитатель: Давайте мы сегодня слепим Снеговика из пластилина. Скажите, какой он формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Снеговик состоит из трех частей: большого, среднего и маленького шара (показывает фигуры). Дети, с какого начнем лепить?
Дети: С большого.
Воспитатель: Возьмем большой комок пластилина, кладем на ладонь и катаем круговыми движениями. Вот мы и получили первую большую часть снеговика. Затем берем ком поменьше и катаем точно так же - получаем средний шарик. Теперь нам осталось взять самый маленький комочек и сделать из него голову. После того, как у нас готовы три части, берем большой и средний комок и соединяем их вместе. Затем маленький комок прижимаем к уже готовому туловищу снеговика.
Со словами "Мы скатали три комка, сделали Снеговика" педагог демонстрирует готовое изделие и спрашивает: Ребята, что еще можно добавить нашему другу?
Дети: Нос, глазки, рот, руки.
Воспитатель: Глаза и ротик мы сделаем из крупы, руки из тонких веток, а нос из пластилина оранжевого цвета.
К окончанию занятия по лепке "Снеговик" во 2 младшей группе педагог ставит в центр Снеговика, а маленьких вокруг него и добавляет: "Снеговик, посмотри каких красивых друзей слепили для тебя наши ребята".
Самолет
В качестве демонстрационного материала понадобится: макет аэродрома, игрушечный самолет, сундук или коробка. Для занятия по лепке "Самолет" во 2 младшей группе необходим следующий раздаточный материал:
- пластилин;
- ножек;
- доска.
Лепка "самолета" для 2 младшей группы предполагает следующие действия:
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что в этом сундуке? (Ответы детей). Там лежит игрушка, а какая именно - вы узнаете, когда отгадаете загадку: Не шмель, а гудит, не птица, а летит, гнезда не вьет, людей и груз везет. (самолет)
Воспитатель: Молодцы, справились с загадкой. А вы знаете стихотворения про самолет? Давайте вместе расскажем (читает стихотворение Агнии Барто "Самолет"). А вы хотите полетать на нем?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда предлагаю сделать собственный самолет из пластилина.
Дети рассаживаются по своим местам, и педагог продолжает: Для того, чтобы у нас получились самолеты, нам сначала нужно внимательно его рассмотреть: у него есть окна, кабина, хвост, крылья и корпус.
Воспитатель (демонстрирует и проговаривает каждый шаг своей работы): Разделяем кусок пластилина на две части, одна из которых чуть больше второй. Из кусочков лепим два столбика, работая прямыми ладошками назад-вперед. Из большого столбика сделаем корпус самолета, конец которого приподнимаем вверх, чтобы получить хвост. Их маленького столбика сделаем крылья, для этого слегка его прижимаем и прикрепляем к корпусу. Вот такой самолетик у меня получился, теперь вы попробуйте повторить.
Чтобы организовать лепку самолета для 2 младшей группы, в процессе занятия педагог подходит к каждому малышу и при необходимости подсказывает. По завершении лепки дети играют со своими самолетами, а после ставят их на аэродром.
Неваляшка
Для занятия понадобится:
- кукла-неваляшка;
- пластилин;
- картинки игрушки;
- стеки;
- доски;
- фонограмма детского плача.
Занятие "лепка Неваляшки во 2 младшей группе":
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Вы узнаете ее?
Дети: Это неваляшка.
Воспитатель: Поздоровайтесь с ней. А вы знаете, как она танцует? Давайте встанем и повторим за ней движения.
Педагог раскачивает игрушку и проводит физминутку: мы веселые милашки (руки ставим на пояс, раскачиваемся в стороны), чудо-куклы - неваляшки (продолжаем раскачиваться) мы танцуем и поем (приседаем), очень здорово живем (прыгаем на месте).
Педагог включает фонограмму, и в помещении раздается плач Неваляшки.
Воспитатель: Дети смотрите, Неваляшка плачет. Почему ты плачешь? Тебе с нами плохо? (обращение к игрушке).
Неваляшка: Мне с вами очень весело, но вы все скоро разойдетесь, я останусь одна, и мне станет скучно.
Воспитатель: Бедная Неваляшка! Ребята, давайте ей поможем и слепим для нее подружек.
Дети: Да.
Воспитатель: А кто мне скажет, из каких частей она состоит?
Дети: У нее есть голова, туловище и руки.
Воспитатель: А на что похожи эти части тела?
Дети: На шары.
Воспитатель: Все верно. Теперь давайте приступим к работе.
Педагог демонстрирует и озвучивает каждое свое действие. Для начала разделим пластилин на две части. Для этого берем ножик и делим брусок пластилин пополам. Одна из половинок станет туловищем. Оставшуюся половинку разделяем на две равные части - сделаем голову. Последний кусок снова делим пополам для ручек. Посмотрите, у нас получились детали для создания Неваляшки. Скажите, что мы будем лепить из самого большого кусочка? (туловище). А из среднего и маленького? (голову и ручки). Кто помнит, как лепить голову и туловище, мы ведь уже с вами лепили снеговика. Покажите мне руками (показывают движения рук в воздухе). После чего педагог лепит Неваляшку из подготовленных материалов.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая получилась Неваляшка. Какого она цвета? Теперь давайте возьмем в руки пластилин, разделим на части и слепим подружек для нашей Неваляшки. Но сначала проведем разминку: мы руки крепко прижимаем и ладошки растираем, крепко, крепко их потрем, разогреться им даем.
Дети приступают к работе, при необходимости педагог помогает.
Воспитатель: Вот и готовы подружки для Неваляшки. Посмотрите, какие красивые они получились. Неваляшка довольна, и она хочет, чтобы вы вместе с ней потанцевали.
Воспитатель: Какие молодцы! Нам пора идти, давайте дружно попрощаемся с ней!
В заключение
Стоит отметить, что лепка играет огромную роль в развитии детей. Ко всему прочему, при работе с пластилином происходит массаж определенных точек на пальцах и ладошках, которые связаны с отделом мозга, отвечающим за интеллект. Таким образом, лепка во 2 младшей группе закладывает фундамент для умственного развития, положительно влияет на зрительную память, успокаивающе действует на нервную систему. Кстати говоря, регулярные занятия по лепке во 2 младшей группе помогают гиперактивным детям стать более спокойными и усидчивыми.