Утреннее и вечернее правило Серафима Саровского
Серафим Саровский – это реальный человек, которого причислили к лику святых в 1903 году. Перед принятием решения по вопросу канонизации старца синод предоставил императору для ознакомления информацию о чудесных исцелениях, которые Серафим творил при жизни. Николай II оставил отметку на этих записях: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».
Серафим Саровский был приближен к царской семье. Мудрые мысли и молитвы святого ценятся верующими по сей день. Личность старца необычна для истории церкви. Его житие отличается строгостью и удивительной силой воли. День памяти приходится на 15 января. 1 августа стало днем обретения мощей Серафима Саровского.
Старец оставил верующим потомкам наследие в виде утренних и вечерних православных молитв и правил. Серафим Саровский предполагал их назначение в прививании дисциплины служащим церкви. Но и для мирян краткое утреннее и вечернее правила пригодились. При жизни верующие жаловались старцу на отсутствие времени для молитвы и посещения храма. Проблема эта не теряет актуальности и сегодня. Серафим Саровский советовал молиться ежедневно из любого удобного места. Главное, чтобы молитва шла от души. Для удобства этого процесса созданы утреннее и вечернее молитвенное правило Серафима Саровского.
Детские годы
В мирской жизни старец носил имя Прохор Мошнин. Появился на свет он 19 июля 1759 года. Место рождения - город Курск. Купеческое семейство, к которому принадлежал мальчик, не было стеснено в средствах. Исидор Мошнин, папа Прохора, владел кирпичными фабриками и активно интересовался, и осуществлял строительные мероприятия. Родители придерживались правил православной жизни, участвовали в строительстве храма в родном городе и являли собой прекрасный пример для сына. Отец Прохора рано покинул этот мир, передав все состояние и дело постройки храма супруге Агафье, женщине чрезвычайно благочестивой. Основная часть жизни ее проходила в молитве и помощи бедным. На то время Прохору едва исполнилось три года.
Первое знамение благодати Господней над Прохором проявилось, когда ребенку было примерно 7-8 лет. При осмотре очередного храма мать с сыном поднялись на самую высокую колокольню. Мальчик, как и положено ребенку в его возрасте, был шустрым и интересовался окружающим миром. Бегая по верхней площадке колокольни, он не удержался и упал. Мать кинулась вниз, думая, что Прохор уже мертв. Однако мальчик встретил ее целым и невредимым, стоя на двух ногах.
Второе знамение случилось двумя годами позже. Прохор тяжело заболел, и никакое лечение не помогало. Во сне ему явилась Богородица и сказала, что посетит его и спасет от хвори. В ту пору в ближнем храме шла служба и совершался крестный ход с иконой Знамения Божьей Матери. По стечению обстоятельств путь крестного хода пролегал через земельный надел Мошниных. Тогда мать Прохора решила вынести ребенка к людям и поклониться иконе. И болезнь отступила. Так стало понятно, что Господь избрал мальчика для важных дел и его судьба будет связана с православной верой.
Юность
У Прохора Мошнина был старший брат Алексей. С детства обоих детей приучали вести дела отца, работать в торговле. Но, в отличие от брата, Прохор не был расположен к зарабатыванию денег на этом поприще. Миновав двенадцатилетний возраст, мальчик все больше и больше увлекался чтением Библии, старался посещать все службы в храме, изучал Псалтырь.
Агафья Мошнина, конечно, заметила эту склонность сына и не препятствовала его порывам. Так как возможности посещать вечерние литургии Прохор не имел (учился торговому делу), он привык вставать спозаранку и ходить на утренние службы. В то время в Курске жил юродивый (имя его не сохранилось). Юродивого считали блаженным и почитали, мальчик быстро свел знакомство с ним. Этот человек оказал влияние на укрепление православной веры внутри юной души. Именно тогда, в юные годы, начала закладываться в нем дисциплинированность, которая и привела к созданию утреннего и вечернего правил молитвы.
Принятие веры
Со временем Прохор начал понимать, что мирские заботы и хлопоты мешают отдавать все мысли служению Господу. Постепенно в его голове укреплялось осознание того, что жизнь его должна проходить за монастырскими стенами. В служении миру и людям он видел свое будущее. Об этом молодой человек поведал свои друзьям, которые поддерживали его в этих стремлениях. С годами намерение стать монахом только утверждалось в его душе, и Прохор решил открыться матери. Агафья, как всегда, полностью поддержала сына, чьи склонности были обнаружены уже давно.
Прохор простился с родными и в компании пяти сподвижников отправился в Киево-Печерскую обитель. Перед уходом Агафья дала ему приклониться перед иконами Христа и Божьей Матери. После благословила и повесила на грудь медный крестик. Этот крест Прохор пронес через всю жизнь и был похоронен с ним.
До Киева лежал дальний путь, который необходимо было преодолеть пешком. Дорога юноши и его сподвижников пролегала через все местные святыни. В одной из них он встретил монаха Досифея, который отличался глубоким видением людей и прозорливостью. Интересный факт: под именем Досифея скрывалась дворянская дочь Дарья Тяпкина. От родных она скрывалась в мужском монастыре, переодевшись мужчиной. Об этой перемене узнали только после ее смерти. И конечно, Прохор Мошнин не знал тогда об этом. Инок Досифей узрел над юношей благодать Божию и наказал ему идти в Саровскую пустынь. Там Прохору предстояло нести слово Спасителя в души людей.
Жизненный путь
После разговора с Досифеем Прохор вернулся в Курск и прожил там еще два года. В этот период он укрепил веру внутри себя. Постепенно юноша отходил от всего мирского, в торговых делах больше участия не принимал. И по зову души в девятнадцать лет он собрался в дорогу снова. С двумя сподвижниками с благословения матушки двинулся он в Саров.
В 1786 году Прохор Мошнин навсегда меняет имя. Серафим становится иеродиаконом, позже иеромонахом.
Отшельник
Известно, что в бытность свою Серафим Саровский жил в отдалении от монастыря. Келья его располагалась в лесу, монах вел аскетический образ жизни, как и положено священнослужителю. Серафим на протяжении жизненного пути проповедовал отказ от излишеств, строгость в пище и быту. В любое время года на нем можно было увидеть одну и ту же одежду. Пищу в лесу он добывал самостоятельно. Серафим Саровский спал коротким сном, беспрестанно молился и читал Святое Писание. Рядом со своей кельей монах разбил огород и развел пасеку. Он мог месяцами питаться сытью.
Серафим избрал подвигом для своего духовного пути столпничество. Он месяцами стоял на камне и неустанно читал молитвы. Таким путем к нему пришло звание преподобного, то есть подобного Иисусу. С 1807 года Серафим Саровский практически перестал принимать посетителей, долгие месяцы держал обет молчания. Позже, вернувшись в монастырь, ушел в затворничество, которое продлилось пятнадцать лет. После его окончания монах продолжил принимать посетителей.
Молитвенное правило
Серафим Саровский являл собой образец благочестия, одухотворенности и преданности вере Христовой. Поддерживал исключение излишеств как в пище, так и в быту. Считал важным принятие строгих ограничений, отказ от материальных благ. Саровский старец считал, что необходимо ежедневно выделять время на молитву. В любое время дня и ночи можно найти несколько минут для повтора трех простых молитв к Господу. Зачем читать утреннее и вечернее правило? Суть этих обращений сводится к тому, чтобы отпустить на время мирские заботы и стать духовно чище. Этот ритуал придает одухотворенность в суете дня, возвращает мысли к Богу в вере и в душе.
Ежедневное использование утреннего и вечернего правила молитвы несет колоссальную пользу для верующего человека. При этом даже самый занятой найдет время для повтора обращения к Спасителю. Основные действия соблюдающего утреннее и вечернее правила молитвы православного человека, сводятся к следующему:
1. После утреннего пробуждения верующему требуется получить благословение на наступивший день, чтобы дела спорились и день прошел легко. Утреннее молитвенное правило знаменует собой главенство веры в душе человека. То, что православный первым делом с утра обращается к Иисусу, говорит о том, что духовная жизнь для него в приоритете.
2. Произносить молитвы желательно у икон, зажечь свечи.
3. Последовательность чтения молитв должна быть строго соблюдена. Обратите внимание, что некоторые повторяются несколько раз.
4. В течение дня важно помнить о Боге, обращаться к нему. Мирские заботы не должны отвлекать от пути души истинно православного человека.
5. При желании и возможности повторите молитвенное правило в обеденное время. Достаточно найти тихое место, где можно расслабиться и углубиться в себя.
Серафим Саровский утверждал, что систематичное повторение утреннего и вечернего правил молитвы очищает душу, усмиряет грехи.
Правила
Молитвенные правила Серафима Саровского состоят из следующих текстов:
• «Отче наш». Троекратное повторение.
• «Богородице дево, радуйся». Троекратное повторение.
• «Символ веры». Повторить единожды.
Каково толкование молитв утреннего и вечернего правила?
Первая молитва известна всем православным с детства. Ее применяют в различных жизненных ситуациях. Она короткая и легко запоминается. Используют в утреннем и в вечернем молитвенном правиле.
Второй текст – воззвание к Божьей Матери. Помогает преодолеть трудности на протяжении дня и облегчает неудачи после него. Текст также недлинный, его просто повторить, используется он как утром, так и вечером.
«Символ веры» представляет собой длинное молитвенное слово, разрешается читать его с какого-либо носителя. Суть его – отображение основных постулатов православной веры. Допускается его чтение только в утреннее время. Однако повторение текста вечером укрепит дух верующего, закалит для будущих свершений.
Как правильно молиться?
Начиная утреннее и вечернее молитвенное правило Серафима Саровского, необходимо встать, перекреститься и начать читать священные тексты. Для женщин в процессе моления необходимостью является платок, покрывающий голову. Мужчины должны находиться без головного убора. По окончании утреннего действа попросите о благословении на грядущий день и отправляйтесь на работу или учебу.
Вечерним молитвенным правилом верующий благодарит Господа за прожитый день. В него можно добавить текст молитвы «Да воскреснет Бог». По окончании ритуала перекрестите углы помещения, в котором находитесь.
В случае, когда времени для соблюдения всего ритуала не остается, Серафим Саровский призывал произносить в течение дня краткое утреннее и вечернее молитвенное правило как символ связи с высшими силами. Такие слова, как «помилуй мя грешного/грешную», не составит труда произносить в суматохе рядовых будней. Для тех, кто не находит времени для очищения души молитвой, эти короткие фразы дают возможность вспомнить, что не надо стремиться к идеалу и нужно нести в мир добро.
Для кого полезны правила
Не всякому человеку есть смысл пользоваться утренним и вечерним правилами Серафима Саровского. Благоприятное воздействие ощутит православный, беззаветно верующий в Иисуса Христа. Важно понимать свой духовный путь, стремиться к развитию его и росту. Каждое слово этих коротких текстов несет в себе сакральный смысл, который должен отзываться в душе верующего. Вам должно быть свойственно духовное самосовершенствование. Когда не читается утреннее и вечернее правило? Для тех, чья вера не столь тверда, есть возможность совершать воззвания к Господу на территории церкви, исповедоваться батюшке.
Значение
Утреннее и вечернее правила Серафима Саровского сродни регулярным физическим нагрузкам. Как упражнения тренируют тело, так молитвы закаляют души верующих, укрепляя их. Сам святой старец призывал всех сподвижников своих и посетителей ежедневно молиться, таким путем очищать помыслы, полностью посвящая сознание Господу. Толкование утреннего и вечернего правила сводится к достижению совершенства в христианской вере. Проговаривая каждый день все три молитвы, человек растет духовно, меняется его мировоззрение.
Чудеса Серафима Саровского
После семнадцатилетнего отшельничества старец отринул молчание. Заговорив, он обращался ко всем не иначе как «Радость моя!». Приветствием у Серафима Саровского была фраза «Христос Воскрес!». Им была основана Дивеевская Женская обитель, для которой первоначально и были написаны ежедневные утренние и вечерние правила Серафима Саровского. Этим действием старец стремился внушить монахиням дисциплинированность и постепенно укрепить их дух в вере к Богу.
Уже в монастыре к святому старцу начинают приходить посетители. Некоторые имели болезни как физические, так и духовные. Доподлинно известно, что члены царской семьи также посещали Серафима Саровского. Считается, что благодаря молитвам старца у великокняжеской четы родился сын – цесаревич Алексей Романов.
Осенью 1831 года Серафим Саровский исцелил состоятельно помещика. Николай Мотовилов впоследствии стал благодетелем Дивеевского монастыря. Он также записал со слов Серафима Саровского беседу с ним, позднее выпущенную в печатном варианте. Называется она «О цели христианской жизни».
После смерти старца эта книга будет символизировать его завещание. Скончался Серафим Саровский в 1833 году в своей келье, молитвенно преклоненный. Мощи святого старца и чудотворца хранятся в Троицком соборе Дивеевского женского монастыря. Канонизация Серафима Саровского вызвала много споров, так как была инициирована Великой Княгиней Александрой (супругой Николая II), в благодарность за молитвы о сыне и наследнике престола. Но учитывая житие старца и чудеса, которые он творил и жизни, просьба Александры Федоровны была удовлетворена.
Предсказания
Старец всю сознательную жизнь призывал усмирять физическое тело, отказаться от благ мирских, вести аскетичный образ жизни. Роскошь и богатство, пусть и самое малое, по его мнению, не имеют никакого значения в жизни истинно верующего православного.
Серафим Саровский предсказывал, что царственная ветвь князей Романовых оборвется в доме Ипатьевых. С юных лет чудотворец предчувствовал исторические события России. Известно, что первым его предсказанием стало восстание декабристов. Позднее ему был дан знак о Крымской войне (1853-55). Русско-японскую и другие мировые войны также предсказывал этот великий человек.
Самые известные его пророчества относятся к царской семье. Про Николая II он говорил, что прославит его. Мученическая кончина всей царской семьи и последующая революция были предречены фразой: «Ангелы не будут успевать считать души».
Канонизацию царского семейства старец предсказал словами: «Бог царя возвеличит». Про нынешнее время Серафим Саровский говорил, что после коммунистического правительства (именовал их захватчиками, бунтовщиками и убийцами) стране дастся 15 лет для покаяния. В эти годы народ должен просить прощения у Христа и молиться согласно молельным правилам Серафима Саровского.
Массового всенародного покаяния так и не случилось, возможно, поэтому и произошел дефолт в 2000 году. Ведь святой старец предрекал беды и лишения стране, если не произойдет покаяния. Знал старец Серафим и о грядущем падении веры православной. Но он предупреждал, что нельзя допускать раздора между людьми. Иначе придет крах всего государства, народу необходимо научиться договариваться между собой.
В заключение
Один из величайших чудотворцев, старец Серафим Саровский остается почитаем до нынешних дней. В дни поминания святого особенно важно соблюдать его утренние и вечерние православные правила. Основной документ-воспоминание о монахе собрал иеромонах Сергий, послушник Дивеевского монастыря.
Рака с мощами святого старца хранится в Дивеевской обители, где есть возможность для прихожан прийти и помолиться Серафиму Саровскому. Икона "Умиление Серафима Саровского" благодаря прижизненной беззаветной вере старца в Господа и служению ему почитается не только в православной вере, но и в католической.
Святой считается образцом благочестия, аскетичности и праведности. Его стремление обрести духовное совершенство показательно для многих верующих. Поэтому краткое утреннее и вечернее молитвенное правило Серафима Саровского являются рекомендуемыми к исполнению для всех мирян. Твердость веры, доброта монаха передается верующим через икону. У образа Серафима Саровского молят о прекращении душевных страданий, обретении покоя. Просят направить на верный путь, обрести гармонию с собой и внешним миром.
Молитва к старцу дает помощь для борьбы с отчаянием, упраздняет гордыню и тщеславие. Святая вода, набранная из источника, по отзывам, позволяет избавиться от болезней ног и некоторых других хворей. Прошение к Серафиму Саровскому помогает найти вторую половинку, создать прочные отношения с ней и закрепить союз свадьбой.