Обмен ювелирных изделий: законодательная база, ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" и сроки возврата

Ювелирные изделия считаются средством роскоши и являются довольно дорогостоящим товаром. Поэтому перед тем как совершить покупку товара, изготовленного из драгоценного металла, покупатель довольно серьезно подходит к процессу выбора и осмотра понравившейся вещи. Что следует делать, если потребитель уже дома понял, что покупка ему не нравится, и он не испытывает радости от приобретения товара?

Если вспомнить, что на покупку ювелирного товара потрачена существенная сумма, возникает вопрос, подлежат ли обмену ювелирные изделия? Чтобы разобраться с этим вопросом, следует знать и четко понимать свои права и обязанности в процессе купли-продажи товаров, а также положения нормативных правовых актов, которые регламентируют взаимоотношения, возникающие между продавцом и покупателем в процессе возврата, замены и обмена товаров, относящихся к определенным категориям.

Виды ювелирных изделий

В общепринятом смысле ювелирными считаются изделия тонкой работы, которые произведены из сплавов драгоценных металлов (таких как платина, золото и прочие), часто с использованием драгоценных и полудрагоценных минералов (бриллианты, жемчуг, изумруды и др.). Наиболее распространены следующие ювелирные товары:

  • украшения (колье, запонки, серьги, кулоны, браслеты, тиары, кольца, цепочки, броши);
  • часы и аксессуары к ним (браслеты, цепочки);
  • столовые предметы, аксессуары для сервировки стола (посуда, зажимы для салфеток, подсвечники, столовые приборы);
  • товары для украшения интерьера (сувенирные фигурки, настенные и настольные часы, шкатулки, вазы, пепельницы);
  • вещи личного использования (расчески, зеркала, принадлежности для бритья, пудреницы, шкатулки, портсигары, табакерки);
  • сувениры (кинжалы, сабли, брелоки).

Указанные товары классифицируются как ювелирные, если они сделаны из сплавов драгоценных металлов. Соответственно, обмен этих изделий, замена и возврат будут осуществляться, как при обмене ювелирных изделий.

Причины для обмена

Уже после покупки товара потребитель может пожелать вернуть его продавцу обратно или заменить ее на что-то другое. Причины, по которым потребители хотят осуществить обмен ювелирных изделий, бывают объективными и субъективными.

К субъективным причинам можно отнести следующие:

  1. Покупателю не подошел размер покупки (например, кольца), его конфигурация или цвет. Зачастую такое может случиться, если ювелирное изделие приобреталось в качестве подарка.
  2. Покупатель понял, что опрометчиво потратил на покупку слишком большую сумму денег и решил ее вернуть.

К объективным причинам для обмена ювелирных изделий относятся:

  1. Дефекты приобретенного изделия (сколы, вогнутости, царапины, нехватка камней в инкрустации и прочее), которые потребитель обнаружил уже после того, как внимательно рассмотрел покупку при хорошем освещении.
  2. Брак, который влияет на удобство использования изделия (например, сережка постоянно расстегивается, часы отстают по времени, табакерка неплотно закрывается).

На первый взгляд кажется, что при наличии у покупателя объективных причин для обмена ювелирных изделий на новые продавец просто обязан удовлетворить требование клиента. Но чтобы разобраться, так ли это на самом деле, необходимо прибегнуть к нормам законодательства.

Какими нормативными правовыми актами регламентируется процедура возврата, замены и обмена товаров

В Российской Федерации процесс продажи, покупки, замены, обмена ювелирных изделий проводится в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, названия которых приведены ниже.

  1. Гражданский кодекс (документ в полной мере отражает обязанности покупателей, продавцов и производителей в части осуществления гражданско-правовых взаимоотношений между ними).
  2. Закон «О защите прав потребителей» (нормативный правовой акт описывает как права, так и обязанности граждан (покупателей), продавцов и производителей с целью реализации законных прав всех участников процесса купли-продажи.
  3. Постановление Правительства «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Данное постановление указывает наименования предметов, которые не могут быть возвращены, обменены и заменены в случае, если они имеют надлежащее качество. Перечень установлен данным постановлением с целью исключения мошенничества со стороны потребителей, а также с целью защиты здоровья покупателей и соблюдения санитарных норм.

Можно ли обменять ювелирное изделие

Покупателям товаров, изготовленных из драгоценных металлов и камней, необходимо помнить, что возврат и обмен ювелирных изделий по закону невозможен. Связано это с тем, что указанная группа изделий входит в перечень товаров, которые не подлежат возврату или обмену (в случае если в них не обнаружен производственный брак, и они являются качественными). То есть, если приобретенное изделие является качественным и не имеет брака, то оно не может быть возвращено продавцу или обменено на другое. При этом указанная норма законодательства не распространяется на товары, имеющие какие-либо дефекты. То есть, если купленное ювелирное изделие имеет брак, и при этом появление недостатка не обусловлено действиями потребителя (является виной производителя товара), оно может быть возвращено продавцу или заменено на аналогичный.

Для того чтобы корректно ответить на вопрос, в каких случаях ювелирные изделия подлежат обмену, необходимо разобраться, что означает слово «обмен» в данном контексте, и как оно согласуется с нормами законодательства, действующего на территории Российской Федерации.

Отличие обмена и замены товара

Под обменом товара в общем случае подразумевается ситуация, когда у потребителя есть какая-либо субъективная причина (описывались выше). Например, золотое кольцо с бриллиантом не подошло покупателю по размеру, и он решил обменять его на такое же. Или купленные запонки с изумрудами не подошли к костюму, и клиент хочет их вернуть в течение двух недель, так как товар, не подошедший по модели и цвету. В таких случаях осуществить по закону обмен ювелирных изделий невозможно. Как говорилось ранее, изделия из ценных металлов и камней входят в перечень товаров, которые не могут быть обменены в случае, если они имеют надлежащее качество. Поэтому, прежде чем совершить покупку, необходимо удостовериться, что товар полностью соответствует ожиданиям и подходит по своим параметрам.

Иначе обстоит ситуация с заменой. Замена ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и камней подразумевает ситуацию, когда у товара есть какой-либо дефект или брак. При этом он является заводским, то есть потребитель при покупке не заметил, что с ювелирным изделием было что-то не так, но по прошествии времени недостатки были обнаружены. В этом случае возможна замена ювелирных изделий, а не обмен.

Как можно осуществить замену

Каким образом осуществляется замена товара, и какая ответственность при этом возникает у покупателя, продавца и изготовителя товара, регламентирует статья 18 Закона «О защите прав потребителей». Частью 1 указанной статьи установлены права граждан при замене товаров ненадлежащего качества.

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Намерение покупателя осуществить замену ювелирного изделия называют «требованием». Его потребитель может предъявить не только продавцу, как уполномоченному производителем субъекту, но и выставить их и в адрес изготовителя товара или импортера. А решение о том, какой вид требования и в чей адрес его предъявить, принимает потребитель.

Следует акцентировать внимание на том, что отсутствие у покупателя товарного и (или) кассового чека не влияет на возможность замены товара. Если указанный документ есть в наличии — это замечательно, ну а если он по каким-либо причинам не нашелся, то ничего страшного, товар ненадлежащего качества все равно можно будет заменить или вернуть.

Сроки замены бракованных и некачественных ювелирных изделий

Как было указано выше, товары из драгоценных камней и металлов обмену не подлежат, то есть они не могут быть возвращены продавцу в двухнедельный период с момента совершения купли-продажи. Иначе обстоит дело с заменой ювелирных изделий, качество которых оказалось неудовлетворительным. Такие изделия можно заменить в течение срока, который указан на сертификате или в гарантийном талоне.

В случае если для приобретенного ювелирного изделия не был установлен гарантийный срок, оно может быть заменено или возвращено в течение двух лет (при условии, что товар оказался бракованным). Таким образом, все права потребителя, установленные законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, соблюдаются в полном объеме.

Что делать, если продавец отказал в замене товара

Бывают случаи, когда продавец ювелирных изделий отказывается осуществить замену некачественного товара. Тогда следует поступить следующим образом:

  • обратиться к производителю ювелирных изделий для удовлетворения соответствующего требования о замене или возврате ювелирного изделия;
  • подать обращение в общество защиты прав потребителей и в полной мере воспользоваться своими правами, которые регламентируются соответствующим законодательством.

Осуществляя замену ювелирного изделия, необходимо помнить о том, что в большинстве случаев, чтобы доказать, что брак или дефект являются заводскими и случились не по вине потребителя, потребуется проведение экспертизы. Если будет доказано, что брак является производственным, стоимость экспертизы будет оплачена продавцом или производителем.

Что следует сделать перед покупкой ювелирного изделия, чтобы не пришлось его возвращать или менять

Товар следует пристально осмотреть при хорошем освещении. Зачастую в ювелирных магазинах имеются специальные осветительные приборы, которые позволят покупателю внимательно оценить качество изделия.

Перед тем как оформлять покупку сережек или браслета, следует тщательно проверить не только их внешний вид, но и исправность застежек. Например, английская застежка на серьгах должна застегиваться с небольшим щелчком.

Дополнительно следует ознакомиться с паспортом ювелирного изделия, обратить внимание на его вес, пробу металла, диаметр и (или) длину изделия, наименование производителя. А также не забыть о том, что если в украшении имеется драгоценный камень, то на него должен быть соответствующий сертификат.

Но даже ежели потом окажется, что покупка оказалась качественной, но покупателю она не подходит из эстетических соображений, всегда существует вариант сдать изделие из золота в обмен на ювелирные изделия, которые понравятся больше. Практически все ювелирные магазины принимают драгоценности в обмен на новые изделия, при этом придется дополнительно оплатить стоимость работы ювелира, ювелирного завода или выбрать изделие меньшего веса и стоимости.

Комментарии