Творческий путь: понятие, виды, особенности и основные этапы

Как только человек впервые взял в руки примитивное орудие труда, он начал активно преобразовывать окружающий мир. По большому счету весь смысл конкретной человеческой жизни сводится к той или иной деятельности. Она может быть созидательной или разрушительной, спонтанной или целенаправленной, духовной, материальной или же творческой. В этой статье мы максимально подробно расскажем о творческом пути человека, особенностях и этапах его развития.

Основные виды человеческой деятельности

Что такое деятельность? В самом широком понимании это способ отношения человека к окружающему его миру. От активности животного человеческая деятельность отличается следующими чертами:

  • Сознательность процесса.
  • Нацеленность на определенный результат.
  • Преобразующий характер деятельности.

У любой человеческой деятельности есть цели, мотивы, методы, средства и инструменты. Есть у нее и свой конкретный объект (предмет, явление или же внутреннее состояние человека), на который эта деятельность направлена.

В социальной психологии принято выделять пять основных видов деятельности человека – творчество, игру, учение, общение и труд. Об одном из них мы расскажем далее более подробно.

Сущность понятия «творчество»

По мнению психологов, существует всего лишь два уровня деятельности:

  • репродуктивный;
  • творческий.

Первый уровень предусматривает банальное повторение тех алгоритмов действий, которые были созданы другими людьми. Такая деятельность основывается на опыте и не требует значительных умственных усилий. Творческий уровень предполагает создание качественно нового продукта или знания, способствуя тем самым развитию человеческой культуры и цивилизации в целом. При этом стоит отметить, что любая творческая деятельность невозможна без репродуктивной. Чтобы написать стоящую поэму, одного таланта будет недостаточно. Поэт вначале должен ознакомиться с такими понятиями, как рифма, ритм и стихотворный размер, не говоря уже о правилах грамматики и стилистики речи.

Таким образом, творчество – это деятельность человека, отличительным критерием которой является уникальность ее конечного результата. Понятие творчества может рассматриваться в двух различных аспектах: как способность (иными словами – креативность) или как мыслительный процесс. Об этом еще пойдет речь далее в нашей статье.

Важно отметить, что творчество – единственный вид деятельности, который одновременно использует три довольно необычных «инструмента» человеческого мозга: это воображение, фантазия и интуиция. Еще одно важное отличие творческой деятельности от репродуктивной заключается в том, что ценностью здесь обладает не только конечный результат, но и сам процесс такой деятельности.

Кстати, проблемами творчества и творческого пути человека занимается отдельная отрасль философии – эвристика.

Проблема творчества: история исследований

Первые попытки изучения такого феномена, как творчество, начались еще в античные времена. Многие мыслители Древней Греции были уверены, что именно в этой деятельности заключается сама суть человеческого существования. При этом античные философы различали божественное и собственно человеческое творчество.

Но наиболее активный период исследования этой проблемы пришелся на прошлое столетие. На рубеже XIX-XX веков зародилась особая дисциплина – психология творчества. Она соединила в себе психологические, эстетические, философские знания и идеи.

Во второй половине ХХ века возник спрос на творческих и креативных работников, что дало новый импульс развитию данной научной дисциплины. В наши дни ею активно занимаются не только психологи, но и социологи, культурологи и даже экономисты. Все это лишний раз подтверждает тот факт, что роль творчества на нынешнем этапе развития человечества неуклонно растет.

Основные теории творчества

Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Нойманн, Абрахам Маслоу – все эти ученые в большей или меньшей степени интересовались проблемой творчества.

Так, небезызвестный австрийский психолог Зигмунд Фрейд, автор теории психоанализа, полагал, что творчество является своеобразной сублимацией сексуальной энергии человека. А вот отец аналитической психологии Карл Юнг источниками творческого вдохновения считал архетипы коллективного бессознательного – генетически бесформенные структуры, которые приобретают форму в искусстве.

Любопытную теорию предлагает основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер. По его мнению, творческим потенциалом изначально наделен каждый человек. Кроме того, теория Адлера рассматривает искусство как способ компенсации человеком своих личных недостатков и изъянов.

Гештальтпсихология рассматривает творческий путь человека как особый мыслительный процесс, в результате которого происходит объединение в единое целое разобщенных фактов, что, в свою очередь, приводит к так называемому «озарению». Согласно концепции Якова Пономарева, творчество – есть механизм и ключевое условие развития материи, образования ее новых форм и вариаций.

Творчество как процесс

Вот как отзывался о «творческом озарении» немецкий врач и физиолог Герман Гельмгольц еще в XIX веке:

«Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она – не знаешь сам».

Именно по такой схеме рождались научные идеи и открытия в голове ученого.

Творчество – это, прежде всего, мыслительный процесс, в результате которого те или иные идеи человека реализуются во внешнем мире. Можно выделить пять характерных особенностей любого творческого процесса:

  1. Созидательность. Любое творчество (за редкими исключениями) нацелено на создание нового, полезного и общественно значимого продукта.
  2. Спонтанность, оригинальность, нестандартность мышления.
  3. Тесная связь с подсознанием.
  4. Четко выраженная субъективность процесса, которая доставляет творцу чувство морального и духовного удовлетворения.
  5. Социальная ориентированность процесса. Любое творчество нуждается в оценке общества, причем эта оценка может быть как положительной, так и негативной.

Здесь стоит упомянуть о еще одном важном понятии – творческом пути. Под ним подразумевается самостоятельная практическая деятельность человека (художника, поэта, писателя, музыканта и т. д.) по созданию своих материальных или нематериальных ценностей (произведений). В более узком понимании творческий путь – это процесс постепенного раскрытия творческого потенциала того или иного деятеля искусства, состоящий, как правило, из нескольких этапов.

Этапы творческого пути

Разные исследователи предлагают свои градации стадий творческого процесса. Мы рассмотрим лишь три из них.

Советский психолог Яков Александрович Пономарев выделяет четыре последовательных этапа творческого пути:

  1. Подготовка (сознательная работа) – создает предпосылки для озарения и «зачатия» идеи.
  2. Созревание (бессознательная работа) – продвижение идеи в нужном направлении.
  3. Вдохновение (переход от бессознательной работы к сознательной деятельности) – «рождение» идеи, и ее поступление в сферу сознания.
  4. Развитие (сознательная работа) – окончательное оформление идеи и ее верификация.

Русский популяризатор науки Петр Энгельмейер рассматривал творческий процесс с точки зрения работы ученого-изобретателя и выделял всего три стадии такой деятельности. Это:

  • Рождение замысла (гипотезы изобретения).
  • Разработка схемы или плана.
  • Конструктивная реализация задуманного (не требует особого творчества).

П. К. Энгельмейер при этом говорил так:

«В первом акте изобретение предполагается, во втором – доказывается, в третьем – осуществляется. Первый акт определяет его телеологически, второй – логически, третий – фактически».

Еще один советский психолог П. М. Якобсон определил семь стадий творческого процесса. Вот они:

  • Интеллектуальная готовность к акту творчества.
  • Определение проблемы.
  • Зарождение идеи и формулировка задач.
  • Поиск решений этих задач.
  • Получение принципа изобретения (открытия).
  • Превращение принципа в схему.
  • Техническое оформление изобретения.

Основные типы

Какие виды творчества существуют в современном мире? Существует несколько классификаций. По одной из них, есть всего два основных вида творческой деятельности: практическая и духовная. Хотя данное разделение является достаточно условным.

Практическая творческая деятельность конкретная и прозаичная. Она помогает воплотить идею в реальность. И здесь, разумеется, не обойтись без определенных практических навыков и умений. Духовное творчество более глубокое и интересное для ученых, ведь оно с трудом поддается изучению. Этот вид творческой деятельности проходит исключительно в сознании человека. Причем сам творец не всегда контролирует этот процесс.

Существует и более развернутая классификация творческой деятельности. Согласно с ней, выделяются следующие типы творчества:

  • Художественное (сюда относится изобразительное искусство – скульптура, графика, живопись и т. п.).
  • Музыкальное и визуальное (эстрада, хореография, цирковое искусство, кинематограф).
  • Литературное (проза, поэзия, устное народное творчество).
  • Прикладное (архитектура, народные промыслы и прочее).
  • Научно-техническое.
  • Социальное.
  • Педагогическое.
  • Спортивно-игровое.
  • Политическое.

Отдельно стоит сказать о научном творчестве. Ведь именно оно по большому счету является локомотивом научно-технического прогресса и позволяет науке как таковой покорять все новые и новые вершины. Без творчества и креатива не обойтись ни одному ученому, будь то физик, педагог, географ или математик.

Каким может быть творческий путь конкретного человека? И каким образом можно мотивировать его на творчество? Об этом пойдет речь далее.

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать и как процесс взаимодействия личности с окружающей действительностью. Так, С. Л. Рубинштейн говорил следующее: «Производя изменения во внешнем мире, человек меняется сам». Советский психолог Борис Ананьев и вовсе считал, что творчество есть процесс объективизации внутреннего мира конкретного индивидуума. Еще дальше в этом вопросе пошел известный русский философ Николай Бердяев, заявив, что «личность – это творческий акт».

Выдающийся американский психолог и экономист А. Маслоу рассматривал творчество как инструмент самовыражения человека. При этом он настаивал на том, что способности к творческой деятельности являются врожденными, а не приобретенными. Подобные взгляды были и у Г. С. Альтшуллера. Он считал, что творческие способности есть у каждого человека, но чтобы их реализовать, необходимы определенные условия.

Мотивация творчества

Как начать творческий путь? Как мотивировать себя на творчество? В. Н. Дружинин на этот счет писал, что «творчество само себя стимулирует». Главное – создать правильную мотивацию.

Еще раз стоит напомнить, что творческие способности есть у любого человека, вне зависимости от его умственного развития. Но на деле далеко не у всех развивается потребность реализовать этот богатый и заложенный природой потенциал. Причины этого могут скрываться в неправильном воспитании, сдерживающих факторах окружающей среды, ограничениях и табу общества.

Сразу стоит оговориться, что мотивацию на творчество следует искать внутри себя. Человек должен сам захотеть делать что-либо новое и интересное. Творчество из-под кнута попросту невозможно.

Если же у вас случился «творческий застой» и вы не знаете, как из него выбраться, следуйте простым рекомендациям:

  • Включите свою любимую музыку.
  • Прочитайте хорошую книгу или посмотрите качественный фильм.
  • Поспите (иногда хорошие идеи приходят в голову после полноценного сна).
  • Смените обстановку, совершите небольшое путешествие.
  • Думайте только о позитивных вещах.

По убеждению многих психологов, эти нехитрые советы помогут вам вернуться в свою творческую колею и продолжить работу со свежей головой и новыми силами.

Творчество академическое и народное

Творчество бывает профессиональное (академическое) или примитивное (народное). Здесь все предельно просто. Академизм в творчестве – это следование четким и общепринятым правилам и нормам, которым обучают в специальных вузах, академиях и консерваториях. Ниже представлен пример академизма в живописи.

Народное творчество, напротив, не приемлет никаких правил. Оно свободно и независимо в своей наивности. Оно примитивно, но не поверхностно. Народные мастера, как правило, не имеют специального образования и творят по наитию сердца. Вот, например, ниже размещен рисунок известного представителя народного искусства – украинской художницы Марии Примаченко.

Народное творчество имеет несколько подвидов. В их числе:

  • Примитивное (наивное) искусство.
  • Декоративно-прикладное искусство.
  • Народный фольклор.
  • Художественная самодеятельность.
  • Любительское (бытовое) творчество.

Лечение творчеством

Творчеством, оказывается, еще и лечат различные болезни и недуги. Арт-терапия – один из популярных сегодня методов психотерапии, соединяющий в себе традиционное лечение и творчество. Она позволяет человеку разрешить внутренние конфликты, уменьшить стресс, повысить самооценку и устранить поведенческие девиации. Автором данного метода считается художник Адриан Хилл. Впервые его начали применять в середине прошлого века в США и Англии.

В наши дни арт-терапия широко и эффективно используется в следующих случаях:

  • Отклонения в развитии у детей.
  • Психоэмоциональные расстройства (депрессии, навязчивые синдромы, панические атаки и т. д.).
  • Восстановление после тяжелых и длительных заболеваний, травм.
  • Борьба с вредными привычками и зависимостями.

В терапевтических целях чаще всего используются такие виды творческой деятельности, как живопись, скульптура и музыка.

В заключение…

Творческая деятельность, хоть и предусматривает наличие определенных навыков и способностей, доступна абсолютно всем без исключения людям. Не умеете рисовать, нет музыкального слуха или литературного таланта? Не беда! Есть множество других сфер жизни, где можно реализовать свой скрытый потенциал, – это наука, педагогика, политика, спорт. Найдите свою стезю в творческой жизни и добивайтесь успеха, создавайте что-то новое и оригинальное, получая небывалое удовольствие от процесса.

Комментарии