Мотивация для учебы в школе: рекомендации психологов и способы заинтересовать ребенка
Период учебы ребенка в школе очень труден для родителей. Учителя не особенно заботятся о том, чтобы детям было интересно учиться, а родители уверены, что мотивировать их должна именно школа. В этом замкнутом круге ребенок часто с огромным нежеланием делает уроки (если делает их вообще) и не запоминает большинство пройденного материала. Все просто - он ему неинтересен, а потому информация сохраняется лишь в краткосрочной памяти. Сегодня мы обсудим способы мотивации для учебы в школе и основные ошибки родителей.
Мотивация - это...
Термин произошел от латинского movere, что означает "движение". То есть стимулирующий механизм, который заставляет человека с завидным упорством добиваться своего. Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы, поэтому человечество с удивительным упорством исследует мир вокруг и изобретает что-то новое. Ведь овладение новыми умениями вызывает всплеск гормона счастья.
Мотивация зарождается в нас с младенчества. Вы, вероятно, замечали, что при первой удачной попытке сложить кубики правильно ребенок приходит в восторг, но уже на следующий раз реагирует менее радостно. Именно родители закладывают в своих чадах мотивацию к учебе в школе (советы психологов очень помогают), которая позже проявляется в школьной успеваемости. Однако они часто допускают грубейшие ошибки. Какие?
Мотивация для учебы в школе: основные ошибки
Многие родители отдают малышей в школу слишком рано, считая, что они и так достаточно знают для своего возраста. Однако знания и психологическая готовность - разные вещи. Последняя проявляется в умении малыша следовать правилам, а не собственным желаниям. Это задача родителей - привить ребенку способность контролировать свое поведение еще до школы. В этом хорошо помогает посещение детского сада, где малыш учится жить в коллективе и подчиняться общим правилам.
Неблагополучные семьи, в которых присутствует высокий эмоциональный накал и скандалы не являются редкостью, уж точно не способствуют желанию учиться. У ребенка просто не хватает энергии реагировать на отметки в школе.
Замечено, что дети, которые до школы посещают различные развивающие кружки, более мотивированы на учебу. Это связано с четкой организацией жизни ребенка (занятия, домашняя работа, прием пищи), которой часто пренебрегают родители до школы.
Завышенные требования и постоянная критика в адрес ребенка со стороны родителей, бабушек и дедушек также не способствуют желанию учиться. Часто используются устаревшие методы "мотивации". Например, запугивание малыша или пророчества о карьере дворника. Если родители говорят, что из ребенка ничего не получится, они программирует его на неуспех. Самооценка ребенка снижается - и в результате он вообще не интересуется учебой, так как уверен, что в его случае это бессмысленно. При малейшей неудаче малыш бросает начатое.
Некоторые до сих пор "мотивируют" своих детей ремнем или скалкой. В этом случае между ими и ребенком не может быть построено никаких доверительных отношений.
Критику и сравнение с другими психологи также категорически не рекомендуют практиковать - они отбивают у ребенка всякое желание учиться, вызывают у него протест.
Внешняя мотивация и внутренняя
Эти две ее разновидности важно различать - и обе применять на практике. Причем о внутренней мотивации мы задумываемся редко, предпочитая объяснять ее одним простым словом "хочется". А вот внешняя мотивация весьма любима родителями, которые активно обещают своим детям что-то за хорошие отметки. Это могут быть подарки, посещение развлекательных мест и даже деньги. Однако психолог Альфи Кон в своей книге "Наказание наградой" предостерегает родителей от подобного подхода. Он попросту не работает. Почему?
Все дело в том, что когда родители говорят "Сделай вот так - и получишь вот это", ребенок вначале воспринимает предложение с энтузиазмом, но позже у него срабатывает инстинкт самосохранения. Он начинает искать не самый честный способ "заработать", а самый короткий и быстрый. К примеру, вместо решения сложной задачи проще найти ответ в интернете или в тетради отличницы. Получается, что происходит подмена целей: не учеба ради знаний, а учеба ради получения награды.
Более благородно поступают учителя, которые за хорошие оценки в школе награждают детей различными грамотами и титулами. Однако зачастую их получает только один ребенок, в то время как все остальные просто чувствуют себя неудачниками.
Нет, внешняя мотивация работает, но только в комбинации с внутренней. Более того, получение материальных наград за учебу все больше и больше снижает интерес к ней ребенка. Он начинает ненавидеть то, что делает.
Основные факторы мотивации
Наиболее часто ребенком руководят следующие мотивы:
- познавательные;
- коммуникативные;
- эмоциональные;
- стремление к саморазвитию (врожденная любовь к обучению встречается, но нечасто).
Кроме этого, разделяют мотивацию ребенка на учебу в школе на устойчивую и неустойчивую. Однако чаще всего в силу детской эмоциональности она неустойчива, потому нуждается в постоянном поддержании. Эта задача целиком и полностью ложится на плечи родителей.
Адекватная оценка возможностей
Не всем детям учеба дается легко даже при огромном желании. Поэтому родителям важно оценивать умственные способности чада и не требовать большего. Например, ребенок, который слишком рано пошел в школу, априори будет не успевать осваивать школьную программу на уровне своих более старших одноклассников. Родителям важно понимать это. Поэтому не стоит унижать и ругать ребенка, если он не может справиться с домашним заданием на должном уровне. Важно хвалить его за небольшие успехи, которые он делает.
Важно также определить, как именно чадо воспринимает информацию. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия.
Доверительные отношения с ребенком
Если вы будете играть роль надзирателя, вряд ли это будет мотивировать ребенка на успех. Установите с малышом доверительные отношения - он должен воспринимать родителей в качестве друзей, старших наставников.
Все дело в том, что эти отношения важно установить еще в детском возрасте. Когда ребенок стремится что-то рассказать или о чем-то спросить, важно не игнорировать и не отталкивать его, а высказывать полнейшую заинтересованность. Показав малышу, что вам важен его внутренний мир, вы легко установите с ним доверительные отношения.
В более старшем возрасте сделать это труднее. В этом случае для подобного контакта важно демонстрировать свою заинтересованность мнением чада по тому или иному вопросу. Также дети в возрасте до 10 лет очень любят истории из разряда "Когда ты был маленьким...".
Самоконтроль - это все
Чрезвычайно важно выработать у ребенка определенный режим, ведь он должен не только учить домашнее задание, но и успевать отдыхать. Самоконтроль в этом случае необходим. Также он нужен, чтобы ребенок не забыл проверять себя после выполненного задания. Важно, чтобы он приучился делать это с детства, ведь по невнимательности мы всегда допускаем ошибки, что позже делает нас неуверенными в собственных силах.
Интерес к учебе
Интерес - это основный аспект мотивации для учебы в школе. Рекомендации психологов и учителей многочисленны, однако все они сходятся во мнении, что именно интерес к обучению способствует успеху.
Во-первых, в ребенке необходимо поддерживать любознательность: посещать различные кружки (но только те, которые действительно вызывают интерес у чада), просматривать интересные развивающие программы, придумывать интеллектуальные квесты. Все это будет поддерживать интерес ребенка к обретению новых знаний. Кстати, в этом могут помочь гаджеты. Они способствуют расширению кругозора ребенка, поэтому не всегда стоит ограждать от них его.
Многие уроки кажутся детям скучными, поэтому важно дать им понять, что каждый урок по-своему важен. В данном случае необходимо родителям необходимо учиться доносить до ребенка информацию максимально простым языком и постоянно придумывать различные игры, в ходе которых ребенок будет осваивать новый материал. Например, можно выступить в роли учителя или даже ученика. Предоставьте ребенку самому рассказать вам что-то из области литературы или математики.
Интерес к учебе вырабатывается в ходе активного обсуждения той или иной темы. Переписывание и "самостоятельная работа" вовсе не способствуют этому. Поэтому родителям крайне важно научиться говорить с ребенком, как со взрослым человеком. Это прекрасная мотивация для учебы в школе и для 6 класса, и для 9-го.
Мотивация и окружение
Помните, что на мотивацию к учебе в школе (способы заинтересовать ребенка описаны выше) огромное влияние оказывает окружение. Создать его можно самостоятельно, записав ребенка в какой-нибудь кружок. Это может быть единоборство, шахматы, рисование. Есть множество вариантов. Однако при этом важно не выбирать направление самостоятельно, а спросить мнение ребенка. Это очень важно - интересоваться его мнением, т. к. значительно повышает доверие его к родителям. Это применимо для детей младшего и среднего возраста, но какой должна быть у старшеклассников мотивация для учебы в школе? Рекомендации психологов очень важны. И об этом речь пойдет далее.
Мотивация подростка для учебы в школе
С детьми взрослыми язык найти достаточно трудно. Однако можно, если вы будете придерживаться следующих советов:
- Обсуждать с чадом его планы на будущее. Может понадобиться помочь ему разобраться в себе, так как часто подростки в этом возрасте стоят на распутье.
- Не манипулировать чувством вины старшеклассника словами "Ты не можешь не сдать, мы слишком много денег потратили на репетиторов..." и т. д. Это может вызвать всплеск трудолюбия, но ненадолго.
- Объяснить, что успех - это не везение, а результат труда, который позволит жить на достойном финансовом уровне в будущем. А для этого важно выяснить, какие цели поставил себе ваш ребенок.
Может служить мотивацией для учебы в школе цитата Дугласа Эверетта:
Не проблемы должны толкать нас в спину, а мечты нести вперед.
Заключение
Эти простые советы помогут вернуть школьнику интерес к учебе. И помните, что будущее ваших детей, их взгляды на мир и характер зависят преимущественно от родителей. Они первыми закладывают фундамент в здание личности, которая будет сформирована в будущем. Крайне важно не упустить этот момент, ведь позже будет значительно труднее исправить ситуацию. Любите своих детей, не ругайте слишком сильно за оценки в школе, старайтесь разговаривать как можно чаще. Доверие между детьми и родителями - это основной аспект понимания и взаимной любви.