Авианосцы Японии: история создания, современные модели
Располагая такими высокоманевренными боевыми единицами как авианосцы, военно-морские силы могут легко занять ключевые позиции на просторах мирового океана. Дело в том, что военный корабль, который относится к классу авианосцев, обеспечен всеми необходимыми средствами для перевозки, взлета и посадки боевых самолетов, представляющих его основную ударную силу. Как утверждают военные специалисты, в начале Второй мировой Япония располагала значительным количеством кораблей данного класса. Это предопределило судьбу ВМВ Японии, авианосцы которой считались одними из самых мощнейших в мире. Об истории их создания вы узнаете из данной статьи.
О зарождении Императорского флота
Своим первым военным кораблем Япония обзавелась только в 1855 г. Судно было приобретено у голландцев и названо «Канко-мару». До 1867 года Япония не располагала едиными военно-морскими силами. Конечно, они имелись, но были разобщены и состояли из нескольких небольших флотов, которые подчинялись разным японским кланам. Несмотря на то, что новый 122-й император к власти пришел в 15-летнем возрасте, проводимые им реформы в морской сфере оказались довольно результативными. По мнению специалистов, по масштабу их можно сравнить с реформами, которые провел Петр Великий. Уже через два года после прихода к власти Мэйдзи Япония обзавелась мощнейшим броненосцем американского производства. В первые годы руководить страной императору было особенно трудно. Тем не менее, он забрал боевые корабли у кланов и сформировал флот.
О строительстве первых авианесущих кораблей
Вскоре Америка и Великобритания, переделав гражданские судна, создали первые авианосцы. Правительство Японии поняло, что будущее морского флота каждого развитого государства именно за кораблями этого класса. По этой причине в 1922 г. в стране Восходящего солнца ввели в эксплуатацию первое авианесущее судно «Хосе». Этот 168-метровый корабль с водоизмещением в 10 тыс. тонн транспортировал 15 самолетов. Его задействовали в 30-е годы, когда Япония сражалась с Китаем. Во Вторую мировую «Хосе» использовался в качестве учебного судна. Кроме того, переоборудовав один из кораблей, японские конструкторы создали еще один авианосец, который в истории известен как «Акаги».
По сравнению с «Хосе» это 249-метровое судно с водоизмещением более 40 тыс. т. смотрелось внушительнее. На вооружение Императорского флота «Акаги» поступил в 1927 г. Однако в бою возле Мидуэй этот корабль потопили.
О Вашингтонском морском соглашении
Согласно данному документу, подписанному в 1922 г., для стран, принявших участие в соглашении, в военно-морском деле предусматривались определенные ограничения. Как и в прочих государствах, японские авианосцы могли быть представлены в каком угодно количестве. Ограничения коснулись показателя их суммарного водоизмещения. Например, для Японии он не должен превышать 81 тыс. т.
Кроме того, каждое государство имело право располагать двумя линейными кораблями для посадки самолетов. В документе указывалось, что водоизмещение каждого линкора должно быть до 33 тыс. т. Как утверждают военные специалисты, условия Вашингтонского морского соглашения касались только тех кораблей, водоизмещение которых превышало 10 тыс. тонн. С учетом вышеуказанных ограничений правительство страны Восходящего солнца решило пополнить состав своего ВМФ тремя большими японскими авианосцами. Каждое авианесущее судно будет с водоизмещением в пределах 27 тыс. т. Несмотря на то что планировалось построить три судна, времени и средств хватило только на два японских авианосца (фото авианесущих судов в статье). Соединенными Штатами Америки, Великобританией и другими колониальными странами азиатская территория рассматривалась только как источник каучука, олова и нефти.
Такое положение вещей не устраивало Японию. Дело в том, что Страна восходящего солнца стремилась использовать полезные ископаемые сугубо в своих целях. В итоге между колониальными странами и Японией возник спор относительно некоторых регионов Сингапура, Индии и Индокитая, который разрешиться мог только военным путем. Поскольку, как и предполагал Император, местом основных баталий станет море, основной упор японцы сделали на развитие кораблестроения. Как результат, Морское соглашение с началом войны государствами-участниками перестало выполняться.
Начало военных действий
Как утверждают специалисты, количество авианосцев в Японии периода Второй Мировой войны было наибольшим в мире. Императорский флот располагал десятью авианесущими судами. В отличие от Японии, в США авианосцев было только 7. Трудность для американского командования флотом заключалась еще и в том, что такое небольшое количество кораблей нужно было грамотно распределить с обеих сторон США, а именно в Атлантическом и Тихом океане. Несмотря на то что во Вторую мировую войну авианосцев в Японии было больше, Соединенные Штаты Америки выигрывали за счет линейных кораблей. Дело в том, что американских линкоров было гораздо больше, и они оказались намного качественнее.
О Гавайской операции
В результате сложных отношений между Японией и США, стремившихся распространить свое влияние на азиатском побережье, Императорский флот решил атаковать американские военные базы, расположенные на Гавайских островах. Еще до Второй Мировой войны авианосцы Японии в количестве 6 единиц декабре 1941 г. транспортировали 350 самолетов. В качестве эскорта использовались крейсеры (2 ед.), линкоры (2 судна), эсминцы (9 шт.) и субмарины (6). Атака на Перл-Харбор была произведена в два этапа истребителями «Зеро», торпедоносцами «Кейт» и бомбардировщиками «Вэл». Императорской армии удалось уничтожить 15 кораблей США. Однако, как утверждают эксперты, те американские судна, которые на то время не находились на Гавайских островах, не пострадали. После разрушения военной базы Японии была объявлена война. Спустя полгода 4 из 6 императорских авианесущих судна, участвовавших в операции, были потоплены американским флотом.
О классификации авианесущих субмарин
Во всем мире существует классификация, согласно которой авианосцы делятся на тяжелые, эскортные и легкие. Первые являются мощнейшей ударной силой флота и транспортируют самолеты численностью более 70 единиц. На эскортных судах перевозится до 60 самолетов. Такие корабли выполняют функцию сопровождения. На легких авианосцах может расположиться не более 50 авиаединиц.
В зависимости от размеров авианосцы Японии были большими, средними и малыми. Как утверждают специалисты, подобная классификация считалась неофициальной. Формально имелся класс кораблей – авианосец. Это название применялось как к небольшим, так и огромным аналогам. Отличались авианесущие судна только своими габаритами. Средние корабли представил только один проект – судно «Сорю», который в дальнейшем был переименован в «Хирю».
Японский авианосец в истории Императорского флота еще известен как «Унрю». Страна Восходящего солнца располагала еще одним подвидом авианесущих суден, которые представляли собой плавбазы для перевозки гидросамолетов. Эти воздушные аппараты могли взлетать и садится на водную поверхность. Подобным вооружением Америка уже давно не пользовалась, однако было создано несколько таких авианосцев в Японии.
«Камикава-мару»
Изначально судна использовались в качестве пассажиро-грузовых. Как утверждают специалисты, проектировали эти корабли японские конструкторы таким образом, чтобы в дальнейшем судна можно было преобразовать в авианосцы. В период Второй мировой Япония имела четыре таких корабля. Эти гидроавианосцы укомплектовали артиллерией и специальными средствами, с помощью которых хранились, запускались и технически обслуживались гидросамолеты. Кроме того, в данные авианосцы Японии следовало укомплектовать мастерскими и техническими кладовыми за счет увеличения количества помещений. Для размещения экипажа нужно было оборудовать немало дополнительных кают. Из четырех авианосцев в период Второй Мировой в Японии потопили три корабля.
«Акицусима»
Построен в судостроительной верфи «Кавасаки» в Кобэ. Этот 113-метровый корабль с водоизмещением 5 тыс. тонн использовался как плавучая база для гидроавиации, так и обычное грузовое плавсредство. Работать над проектом начали задолго до Второй Мировой. На вооружение Императорского флота «Акицусима» поступил в 1942 году. Чтобы обеспечить безопасный маршрут между Соединенными Штатами и Австралией, американцы вместе с союзниками совершили второе наступление на Японию в Тихом океане. Плавбаза «Акицусима» использовалась в сражениях за Гуадалканал. Глубинные бомбы сбрасывались посредством семи бомбометов Типа 94 (1 шт.) и 95 (6 ед.). С помощью «Акицусима» перевозилась авиационная группа из 8 самолетов, а также запасы горючего, запчасти и боеприпасы к ним. Как утверждают специалисты, к битве японцы были не готовы. Атака на Императорский флот была произведена очень неожиданно, в результате чего инициатива была утеряна, и Страна восходящего солнца вынуждена была обороняться. В этом сражении «Акицусима» уцелела, но уже в 1944 году эту плавбазу американцам удалось потопить.
«Секаку»
В 1941 году императорский флот пополнился двумя авианесущими кораблями, которые в технической документации значатся под названием «Секаку», позже – «Дзуйкаку». К началу Второй мировой войны японские авианосцы были единственными крупными непереоборудованными из гражданских лайнеров суднами с поясом по ватерлинии 21,5 см. В длину они достигали 250 м., толщина брони – 17 см. В то время, как утверждают военные эксперты, «Секаку» были самыми защищенными кораблями. Комплектовались 127-миллиметровой зенитной артиллерией и транспортировали 84 самолета.
В боевом сражении судно выдерживало 5 торпедных попаданий. Однако авианосцы были не защищены от вражеских бомбардировок. Дело в том, что большая часть палубы была изготовлена из дерева. «Секаку» задействовали в Гавайской операции. Вскоре оба корабля потопили американские ВМС.
«Дзюнъе»
Использовались японские авианосцы во Второй Мировой войне. Изначально они разрабатывались как гражданские лайнеры. Однако, как убеждены эксперты, не исключено, что японские конструкторы с самого начала их планировали переделать для военных целей. А чтобы ввести в заблуждение участников Вашингтонского морского соглашения, «Дзюнъе» «закамуфлировали» под пассажирские. Доказательством того является наличие усиленной брони в нижней части суден. В 1942 году императорские корабли были успешно атакованы американскими субмаринами. По окончании 2 мировой авианосцы Японии «Дзюнъе» отправили на металлолом.
О больших кораблях «Тайхо» и «Синано»
В сражениях в Филиппинском море авианесущее судно «Тайхо» использовалось в качестве флагмана. И неудивительно, поскольку данный 250-метровый корабль с водоизмещением 33 тыс. т. был в состоянии перевозить 64 самолета. Однако спустя пару недель после выхода в море «Тайхо» был обнаружен американской субмариной. Далее последовала торпедная атака, в результате которой Императорский корабль и 1650 японцев, находящихся на борту, были потоплены.
Японский авианосец «Синано» на те времена считался самым крупным. Однако вся информация о нем была настолько засекречена, что не было сделано ни одной фотографий этого корабля. По этой причине самым крупным был «Интерпрайзес» 1961 года выпуска. «Синано» начали эксплуатировать уже под конец Второй мировой. Поскольку к тому времени исход битвы уже был предрешен, на воде судно находилось только 17 часов. По мнению специалистов, такой большой процент уничтоженных японских авианесущих кораблей обусловлен их неспособностью продолжать дальнейшее плаванье при крене, которое возникает в результате попадания торпеды.
«Унрю»
Это японские авианосцы Второй мировой войны. К закладке суден данного типа японские конструкторы приступили в 1940-х годах. Запланировали возвести 6 единиц, но успели лишь 3. «Унрю» является усовершенствованным прототипом «Хирю», который построили еще в довоенное время. На вооружение Императорского флота эти авианесущие единицы поступили в конце 1944 г. В качестве вооружения использовались 6 127-миллиметровых артиллерийских орудия, 93 зенитные пушки калибра 25 мм. и 6х28 ПУ НУРС (120 мм). Для уничтожения вражеских плавсредств в «Унрю» имелись глубинные бомбы (тип 95). Авиационную группу представляли 53 самолета. Как утверждают специалисты, теперь их применение не имело смысла. Повлиять на исход войны данные корабли не могли, поскольку большая часть пилотов, способных подымать и садить самолеты на подобные плавбазы, уже погибли. В итоге два «Унрю» потопили, а последний разобрали на металл.
«Дзуйхо»
Поскольку до начала Второй мировой Япония и другие страны-участники еще придерживались морского соглашения, но уже готовились к возможным атакам, было решено укомплектовать Императорский флот несколькими кораблями, которые бы использовались как плавучие базы для подлодок. В 1935 году создали легкие пассажирские судна с водоизмещением 14 200 тонн.
Конструктивно эти корабли были готовы к дальнейшей модернизации, чтобы в конечном итоге превратить их в легкие авианесущие судна. Выполнять боевые задачи «Дзуйхо» могли уже в конце декабря 1940 года. Именно в это время они были спущены на воду. Плавсредство комплектовалось 127-миллиметровым зенитным орудием в количестве 8 штук и 56-ю автоматическими зенитными пушками калибра 25 мм. Перевозил корабль до 30 самолетов. Численность экипажа 785 человек. Однако в ходе сражений авианосцы были потоплены противником.
«Тайе»
Данный авианосец был собран в Нагасаки работниками судостроительной верфи «Мицубиси». Всего было изготовлено три корабля. Каждый из них имел длину 180 м. и водоизмещение 18 тыс. тонн. Судно транспортировало 23 самолета со всеми комплектующими. Вражеская цель уничтожалась шестью 120-миллиметровыми военно-морскими орудиями (Тип 10) и четырьмя пушками калибра 25 мм. (Тип 96). На вооружение Императорского флота авианесущие судна поступили в сентябре 1940 года. В ходе Второй Мировой все три корабля были потоплены.
О подводной авианесущей субмарине
По мнению военных экспертов, авианесущие судна, выпускаемые в Соединенных Штатах и Великобритании, использовали более совершенное вооружение. Кроме того, техническое состояние кораблей было лучше, чем в императорских кораблях. Однако в создании своих авианосцев, Япония могла удивить подходом к проектированию военной техники. Например, это государство располагало подводным флотом. В каждом японском подводном авианосце могло транспортироваться несколько гидросамолетов. Перевозились они в разобранном виде. Если требовалось произвести взлет, то самолет, используя специальные полозья, выкатывали наружу, собирали, а затем посредством катапульты подымали в воздух. По мнению специалистов, японский подводный авианосец не использовался в крупных битвах, однако он был довольно эффективен, если нужно выполнить какую-либо сопутствующую задачу. Например, в 1942 году японцами были запланированы масштабные лесные пожары в штате Орегон. Для этой цели подводный авианосец Японии I-25 приблизился к берегу Соединенных Штатов, а затем выпустил находящийся внутри гидросамолет Yokosuka E14Y. Пролетая над лесами, пилот произвел сброс двух 76-килограммовых зажигательных бомб. В силу невыясненных причин ожидаемого эффекта не произошло, но появление над Америкой японского самолета серьезно напугало военное командование и руководство страны. Как утверждают специалисты, подобный случай, когда война могла зацепить непосредственно саму Америку, был единичным. О том, какие использовались японские подводные лодки-авианосцы, далее.
О создании авианесущих подлодок
Первый проект японской подводной лодки-авианосца был готов в 1932 г. Модель в технической документации значится как I-5 тип J-1M. Данное судно имело специальный ангар и кран, посредством которого производились подъем и спуск немецких гидросамолетов «Гаспар У-1». Его лицензированное производство в Японии началось еще в 1920 году. Ввиду того, что подлодка не была оборудована катапультой и трамплином, от дальнейшего строительства I-5 отказались. Кроме того, много нареканий было относительно качества корпуса.
В 1935 году японцы начали проектировать новую подлодку, которая в истории судостроительства известна как модель I-6 тип J-2. Для нее специально разработали самолет E9W. Несмотря на то что, в отличие от предыдущего подводного авианосца, новое судно имело ряд преимуществ, японское командование флота им было недовольно. В новом варианте также отсутствовали катапульта и трамплин, что отрицательно сказывалось на скорости старта гидросамолета. По этой причине обе модели субмарин так и остались в единичных экземплярах.
Прорыв в создании подводных авианесущих кораблей произошел в 1939 году с появлением I-7 тип J-3. Новый вариант уже был с катапультой и трамплином. К тому же субмарина получилась длиннее, благодаря чему в ней можно было обустроить ангар с двумя гидросамолетами Yokosuka E14Y, который использовался как в качестве разведчика, так и бомбардировщика. Однако из-за незначительно запаса бомб он существенно уступал основным Императорским бомбардировщикам. Следующими образцами подлодок стали три судна I-9, I-10 и I-11 типа А-1. Как утверждают специалисты, японские подлодки регулярно модернизировались. В итоге Императорский флот обзавелся несколькими субмаринами В-1, В-2, В-3 и И-4 типа А-2. В среднем их количество варьировалось в пределах 18-20 единиц. По мнению военных экспертов, друг от друга эти подлодки практически не отличались. Конечно, каждое плавсредство комплектовалось своей техникой и вооружением, но объединяло их то, что авиагруппа во всех четырех моделях состояла из гидросамолетов E14Y.
I-400
В результате неудачного бомбардирования американской базы «Перл Харбор» и последующих крупных поражениях в морских битвах японское командование пришло к выводу, что Императорскому флоту нужно новое оружие, которое бы смогло изменить ход войны. Для этой цели нужны эффект неожиданности и мощная поражающая сила. Перед японскими конструкторами была поставлена задача создать подлодку, способную транспортировать в неразобранном виде не менее трех самолетов. Также новое плавсредство должно комплектоваться артиллерией и торпедами, пребывать под водой не меньше 90 суток. Воплотить все эти запросы удалось в подлодке I-400.
Данная субмарина с водоизмещением 6500 т., длиной – 122 м. и шириной – 7 м., способна была погрузиться на 100-метровую глубину. В автономном режиме авианосец мог пребывать в течение 90 дней. Судно двигалось с максимальной скоростью в 18 морских узлов. Экипаж состоял из 144 человек. Вооружение представлено одним 140-миллиметровым артиллерийским орудием, торпедами в количестве 20 штук и четырьмя орудиями ЗАУ калибра 25 мм. I-400 оборудовали 34-метровым ангаром, диаметр которого составлял 4 м. Для подлодки специально спроектировали «Аичи М6А Сейран».
С помощью одного такого самолета могли транспортироваться две 250-килограммовые бомбы или же одна весом 800 кг. Основная боевая задача этого самолета заключалась в бомбардировке военных объектов стратегического значения США. Основными целями должны были стать Панамский канал и Нью-Йорк. Весь упор японцы делали на эффект неожиданности. Однако в 1945 году военное командование Японии посчитало, что забрасывать с воздуха на американские территории бомбы и цистерны с крысами, переносящие смертельные болезни, нецелесообразно. Было решено 17 августа атаковать авианосцы США, которые находились возле атоллов Трук. Предстоящая операция уже получила название «Хикари», но состояться ей было уже не суждено. 15 августа Япония капитулировала, а экипажу гигантского судна I-400 был отдан приказ уничтожить вооружение и возвратиться домой. Командование субмарин застрелилось, а самолетную группу и все имеющиеся торпеды экипаж выбросил в воду. Три подлодки были доставлены в Перл Харбор, где ими занялись американские ученые. В следующем году сделать это пожелали ученые из Советского Союза. Однако американцы запрос проигнорировали, а японские авианосцы-подлодки расстреляли торпедами и потопили в районе остров на Гавайях.
Наши дни
Судя по отзывам, многих интересует, сколько авианосцев у Японии сегодня? Дело в том, что в 2017 г. были заявления, что уже в следующем году флот Страны восходящего солнца не будет использовать корабли данного класса. Тем не менее уже в декабре 2018 г. правящей Либерально-демократической партией страны было созвано совещание по вопросам обороны, на котором было предложено развивать производство авианесущих судов. Современные авианосцы Японии призваны защитить страну от возможных агрессивных действий со стороны Китая, ведь в последнее время особенно усилился интерес вражеского флота и авиации к островам Синкаку.
В составе японского военно-морского флота таких кораблей два: Izumo и Kaga. Каждый новый японский авианосец будет использоваться для перевозки бомбардировщиков-истребителей пятого поколения F-35B американского производства. Новые судна с водоизмещением 19,5 тонн довольно крупные: их длина составляет 248 м, ширина - 38 м. Как утверждают специалисты, изначально истребители создавались американцами специально для формирования авиагрупп, которым бы комплектовались десантные суда LHA-6. Поскольку своими габаритами (длина 257 м, ширина 32 м) эти корабли практически не отличаются от японских авианосцев американские самолеты идеально подойдут для «Ицумо» и «Кага». Эти корабли оборудованы двумя грузовыми лифтами с грузоподъемностью 37,5 тонны. С их помощью истребители будут подыматься на палубу. Примечательно, что вес полностью укомплектованного F-35B не превышает 22 тонны. Садиться данные авиационные аппараты на палубу будут, используя вертикальную посадку. Таким же образом они будут взлетать. В ходе испытаний выяснилось, что для старта истребителя требуется разбег всего 150 м. Как убеждены специалисты, более эффективное использование подобных истребителей будет возможно после небольшой модернизации кораблей. Предположительно японцы достроят помещения для оборудования техобслуживания и склады для горючего и боеприпасов.
Поскольку F-35B во время посадки и взлета использует не реактивные двигатели, а турбовентилятор, на палубу будет оказываться сильное воздействие реактивной струи. По этой причине для усиления авианосца конструкторы будут использовать жаропрочное покрытие.