Месмеризм (животный магнетизм) - паранаучная теория Франца Месмера

Животный магнетизм, также известный как месмеризм, это невидимая естественная сила, которой обладают все живые существа. Он может оказывать физическое воздействие, включая исцеление. Эта теория привлекла множество последователей в Европе и Соединенных Штатах и была популярна в 19 веке.

Создатель теории

Франц Антон Месмер был немецким врачом, интересующимся астрономией. Его теория предполагает, что существует естественный перенос энергии, происходящий между всеми одушевленными и неодушевленными объектами. Месмер назвал его животным магнетизмом. Аналогичная идея была возрождена спиритуалистами новой эры в Новое время. Теория Месмера привлекла широкое внимание между 1780 и 1850 годами и продолжала оказывать некоторое влияние до конца века. В 1843 году шотландский доктор Джеймс Брейд предложил термин "гипноз" для техники, основанной на месмеризме.

Первые шаги

В 1774 году Месмер вызвал "искусственный прилив" у пациентки Франциски Остерлин, которая страдала истерией, заставив ее проглотить препарат, содержащий железо, а затем прикрепив магниты к различным частям ее тела. Женщина сообщила, что чувствует потоки таинственной жидкости, бегущие по ее телу, и на несколько часов избавилась от симптомов. Месмер не верил, что магниты способствовали исцелению. Он чувствовал телепатическую связь с пациенткой.

Месмер понимал здоровье как свободный поток процесса жизни через тысячи каналов в человеческом теле. Болезнь была вызвана препятствиями на этом пути. Их преодоление породило кризис, который восстановил здоровье. Природа не могла сделать этого спонтанно, поэтому контакт с проводником животного магнетизма был необходимым. Например, чтобы вылечить сумасшедшего, нужно вызвать приступ безумия. Преимущество магнетизма заключалось в ускорении таких кризисов без опасности.

Предшественник Месмера

Роберт Фладд был выдающимся английским врачом с научными и оккультными интересами. Его помнят как астролога, математика, космолога, каббалиста и апологета Розенкрейцеров.

Большая часть сочинений Фладда сосредоточена вокруг симпатий, обнаруживаемых в природе между человеком, землей и божественным началом. Его теория о происхождении всех вещей утверждала: "Все виды и вещи происходят сначала из темного хаоса, затем из Божественного света, который в конце концов порождает воды". Этот последний элемент также назывался духом Господа. В теории Фладда Месмер почерпнул свою идею "жизненной жидкости".

Магнетизер

Термины "магнетизер" и "гипнотизер" применялись к людям, которые изучают и практикуют животный магнетизм. Они отличались от "месмериста" и "магнетиста", которые обозначают тех, кто изучает теорию, но не практикуют ее. Этимология слова "магнетизер" происходит от французского "magnetiseur", обозначающего человека, который имеет возможность манипулировать "магнитной жидкостью".

Месмеризм

Среди британских магнетизеров появилась тенденция называть свои клинические методы "месмеризмом". Они хотели дистанцироваться от теоретической ориентации животного магнетизма, основанной на концепции "магнитной жидкости". Некоторые магнетизеры пытались направить ее "возложением рук". Эффекты от этого включали различные чувства: сильный жар, дрожь, транс и припадки.

Жизненная жидкость

Животный магнетизм может вызвать широкий спектр эффектов, начиная от рвоты до того, что называется "кризисом". Цель лечения состояла в том, чтобы ударить тело в конвульсии для устранения препятствий в гуморальной системе, которые вызывали болезни. Кризис создавал два эффекта:

  1. Состояние, в котором индивид полностью редуцирован под магнетическим влиянием. Хотя он и должен казаться обладающим своими чувствами, все же перестает быть подотчетным существом.
  2. Состояние совершенного и беспрепятственного видения. Всякая непрозрачность удаляется. Каждый объект становится светящимся и прозрачным. Считалось, что пациент, находящийся в критическом состоянии, способен видеть сквозь тело и находить причину болезни либо в себе, либо в других пациентах.

Скептицизм в романтическую эпоху

Изучение животного магнетизма стимулировало на создание обществ гармонии во Франции, члены которых платили за изучение практики месмеризма. Доктор Джон Белл был членом философского общества "Гармоника Парижа" и получил сертификат на чтение лекций и преподавание в Англии. Существование обществ превратило месмеризм в секретное искусство. Его лекторы проводили сеансы гипноза. Повышенная секретность практики способствовала скептицизму по этому поводу. Однако многие сторонники месмеризма рекламировали легкость и возможность для каждого приобрести навыки для выполнения своих техник.

Популяризация животного магнетизма была осуждена и высмеяна газетными журналами и театром в романтическую эпоху. Многие считали его не более чем театральной ложью и шарлатанством.

Политическое влияние

Французская революция катализировала существующие внутриполитические трения в Великобритании в 1790 годах. Некоторые радикалы использовали животный магнетизм не только как моральную, но и как политическую угрозу. Они обвиняли крупных политиков и власть имущих в применении гипноза к населению.

Лондонский брокер Джеймс Тилли Мэтьюз утверждал, что французы проникают в Англию через животный магнетизм. Он верил, что "магнитные шпионы" вторгнутся на его родину и подчинят ее. Такое вторжение иностранных влияний воспринималось как радикальная угроза.

Месмеризм и духовные практики исцеления

Сегодня некоторые ученые считают, что месмеризм разделяет концепцию жизненной силы и энергии с такими азиатскими практиками, как Рэйки и Цигун. Однако практические и теоретические положения этих трех теорий существенно различаются.

В романтический период месмеризм вызывал энтузиазм и внушал ужас в духовном и религиозном контексте. Хотя многие дискредитировали его как заслуживающую доверия медицинскую практику, он создал место для духовного исцеления. Некоторые животные магнетисты рекламировали свои практики, подчеркивая духовные, а не физические преимущества.

Некоторые исследователи, включая Иоганна Питера Ланге и Аллана Кардека, предположили, что Иисус был величайшим из всех магнетизеров и что источником его чудес был животный магнетизм.

Комментарии