Основным объектом коммерческой деятельности является товар. Классификация и характеристики товаров
Для обывателя, не имеющего отношения к бизнесу, понятие объекта коммерческой деятельности незнакомо. Однако этот термин косвенно касается всех сфер нашей жизни. Согласно теории к объектам такого рода относят все то, что можно купить или продать, то есть имущество любого назначения, в том числе товар. Узнаем, что подразумевается под этим понятием. Кроме того, раскроем основные характеристики товара и его классификацию.
Участники
Видов объектов коммерческой деятельности, участвующих в любом бизнес-процессе, не так много. Основными из них являются товары, услуги, ценные бумаги, деньги и интеллектуальная собственность.
Товар используется для удовлетворения потребностей человека и характеризуется тремя важными особенностями:
- Предоставляет выгоду приобретателю.
- Имеет осязаемые (материальные) характеристики и качества.
- Подкрепляется сопутствующими услугами, такими как обслуживание, доставка, гарантия.
Услуги – это деятельность, не имеющая отношения к производству. Однако она также удовлетворяет потребности населения.
Деньги, ценные бумаги или капитал как объект коммерческой деятельности могут иметь два значения:
- Средства, которые вложены предпринимателем в бизнес, то есть уставный капитал, акции, собственность в виде зданий, сооружений и оборудования, прибыль, перераспределенная на какие-либо коммерческие цели.
- Стоимость, которая может создавать еще больший объем дохода.
В данном случае денежные средства могут разделяться на собственные и заемные. Способом увеличения капитала как объекта бизнес-деятельности является товарооборот. Который по-простому можно назвать обменом произведенного продукта или услуги на деньги.
Основной объект коммерческой деятельности
Именно так определяют товар в бизнесе как начинающие предприниматели, так и акулы коммерции. Если изучать терминологию, то товар – это продукт труда, который производят для обмена на иной продукт или для продажи и получения взамен денежных средств.
Поскольку цели продавца и покупателя абсолютно противоположные, то для первого важно получить выгоду в виде дохода, а для второго – приобрести полезный товар, удовлетворяющий какие-либо потребности.
Цена
Различают меновую и потребительную стоимость товара. Если первая выражается в способности обмениваться на что-либо другое, в том числе и деньги, то вторая определяется способностью удовлетворять потребности человека. Это значит, что полезность предмета оценивается с точки зрения потребительной стоимости. А определение возможности вместо одного товара приобрести другой обозначают как меновую стоимость.
Потребительная заключается в полезности товара для отдельного индивида и удовлетворяет человека как товар личного потребления или как орудие производства. Считается, что именно производство создает потребительную стоимость, из которой и состоит богатство общества. Конечно, она не выражает отношений внутри какой-либо социальной группы, но ее значение изменяется в зависимости от внешних и внутренних условий.
Если продукт труда изготавливается для себя, то он и ценится только тем, кто его произвел. Если же товар сделан для других, то его можно выразить через общественную потребительную стоимость. Стоит отметить, что помимо этого качества, продукт должен иметь свойство обмениваться на другой.
Что же создает стоимость товара? Известно, что это овеществленный труд производителей, затраченный на его изготовление.
Что касается меновой стоимости, то ее обозначают как свойство продукта обмениваться на другие в определенных пропорциях. Соотношение между двумя товарами обычно строится на основе закономерностей, но может быть и случайным.
Бывает так, что предмет имеет большую потребительную, но очень маленькую меновую стоимость. Примером является обыкновенная вода, которая, несомненно, очень важна для любого человека, но обменять ее на что-то практически невозможно. Наоборот, алмаз не удовлетворяет практически никаких потребностей человека, но является достаточно дорогим товаром, то есть он имеет большую меновую и ничтожно малую потребительную стоимость.
Классификация
Существует несколько признаков, по которым можно разделить весь товар. Рассмотрим их детальнее:
- По длительности потребления различают товары кратковременного и товары длительного пользования.
- По материальной осязаемости можно выделить как предмет или как услугу.
- По частоте приобретения: повседневного, особого или пассивного спроса, предварительного, импульсного или экстренного выбора.
- По виду торговли: продовольственные и непродовольственные товары.
- По спросу: активного и пассивного спроса.
- По новизне и известности: старый, новый, улучшенный, популярный.
- По месту производства: экспортный, импортный, местный.
- По сезонности: перманентного спроса (ходовой товар), сезонный, пиковых продаж.
- По числу потребителей: массовый, штучный, эксклюзивный.
- По происхождению: животного или растительного происхождения, сырье или товар, полученный в результате переработки, смешанное.
- По виду потребления: для личного или общественного использования.
- По применяемым при производстве технологиям: простые и сложнотехнические товары.
Длительность потребления
К продукции кратковременного пользования относят ту, которую можно израсходовать за один или несколько раз. Примером таковой могут быть продукты питания, бытовой химии, косметическая продукция и парфюмерия.
Товарами длительного пользования называют те, которые выдерживают многолетнее применение. К ним можно отнести одежду, бытовую технику и производственное оборудование.
Частота приобретения
Этот показатель является одним из основных при формировании ассортимента товара. Объекты коммерческой деятельности могут относиться к продукции повседневного спроса. В этом случае покупатель приобретает продукцию часто, особо не задумывается и редко сравнивает с аналогами. Товар отличается невысокой стоимостью, реализуется в большинстве торговых точек, широко рекламируется.
Товары особого спроса обычно приобретают из-за приверженности к марке или по причине максимального удовлетворения возрастающих потребностей человека. Несмотря на высокие цены, такой продукции не изменяют. Если к повседневным товарам относят продукты питания, бытовую химию и косметику, то в этой категории преобладает брендовая одежда, предметы роскоши и ювелирные изделия.
Товары пассивного спроса очень редки, не распространены, покупатель о них мало что знает и не имеет к ним особого интереса. К таким продуктам можно отнести страхование жизни или облигации государственного займа.
К приобретению товаров предварительного выбора покупатели долго готовятся, сравнивают цены, качество и стиль разных производителей. Количество торговых точек меньше, чем у повседневной продукции. К этой категории относят бытовую технику, одежду, мебель и оборудование.
Вид торговли
В зависимости от вида товара определяется и вид торговли. Российские производители, как и зарубежные компании, реализуют различную продукцию. Так, чтобы удовлетворить спрос разных покупателей. Благодаря этому мы легко приобретаем отечественные и зарубежные продовольственные и непродовольственные товары.
К первым относят продукты питания в переработанном или натуральном виде, воду, алкогольные и безалкогольные напитки, БАДы.
В категории непродовольственных товаров выделяют:
- одежду, обувь и текстиль;
- гигиенические принадлежности;
- товары для украшения;
- культурно-бытовую продукцию;
- транспорт;
- хозяйственные товары.
Товары активного и пассивного спроса
К первой категории относят всю ту продукцию, в которой человек нуждается с постоянной периодичностью. Пассивные товары и услуги нуждаются в постоянной рекламе, поскольку человек о них зачастую не знает, а если и знает, то не думает об их приобретении. Примером могут служить какие-либо сложнотехнические изделия или страховка, участки под захоронение или услуги ритуального характера, страхование жизни и недвижимости.
Новинка или привычная покупка
Бывает так, что хозяйка, например, приобрела несколько лет или десятилетий назад хорошее средство бытовой химии. Оно ей понравилось, и женщина им с удовольствием пользуется. Сегодня продукт можно назвать старым с точки зрения использования именно этой домохозяйкой.
Однако за время существования товар претерпел изменения. Производитель в рекламных роликах стал отмечать наличие дополнительных компонентов, что говорит об изменении состава. В этом случае мы имеем дело с улучшенным товаром.
Если же выпуск этого средства прекратился, а фирма стала производить другой товар похожего назначения, то его называют новым.
Стоит отметить и такой ход событий, когда новинка вышла в продажу, но максимальный объем реализации остается за давно известным товаром. При такой ситуации товар из разряда старого переходит в категорию популярных товаров.
Где произвели и для чего
Товаром на экспорт называется такая продукция, которая выпускается с целью вывоза из страны-производителя и реализации за ее пределами.
Импортным называют все то, что ввезено из другой страны и продается вне ее границ.
Местный товар реализуют там же, где его и выпускают.
Сезонность
Это, несомненно, важный фактор как при производстве, так и при реализации продукции.
Ходовой товар важен круглый год, но и тут есть свои тонкости. Например, продукты питания пользуются перманентным спросом. Однако все мы знаем, что мандарины вкуснее всего зимой, поэтому приобретаем их в это время года. Молодая капуста пользуется спросом весной и в начале лета, хотя капуста как овощ приобретается постоянно. Так товар перманентного спроса может попасть в сезонный. Также к сезонным можно отнести одежду, обувь, товары для выезда на природу, в поход, для занятий спортом. Особую категорию составляет продукция пиковых продаж. Это повышение спроса и предложения на продукцию тематического характера, например, значительно увеличиваются продажи елочных игрушек к Новому году, форм для куличей к Пасхе, открыток и символических подарков ко Дню влюбленных.
Количество покупателей
Рынок потребительских товаров как совокупность отношений между продавцами и покупателями строится на основе спроса и предложения. В связи с этим различают несколько видов продукции:
- массовая, которая необходима всем и реализуется в большом объеме (одежда, обувь, еда, бытовая техника);
- штучная (оригинальные украшения, машины класса люкс);
- эксклюзивная (особые товары, производимые на заказ в единственном экземпляре).
Происхождение
Российские производители так же, как и зарубежные компании могут иметь широкий ассортимент и номенклатуру изделий или продуктов. В зависимости от направления деятельности различают пять видов товаров:
- исходным сырьем является продукция животного происхождения;
- производство основано на растительных компонентах;
- сырье добывают из недр;
- продукт является результатом переработки;
- смешанное происхождение, когда используются сразу несколько направлений.
В чем отличие номенклатуры от ассортимента
Ассортимент – это многообразие продуктов, выпускаемых одним производителем или реализуемых в одной торговой точке, имеющих общий признак.
Номенклатура товара – это перечень всей продукции, которую изготавливает производитель у себя на предприятии.
Таким образом, ассортимент подразумевает принадлежность продукции одной и той же группе, которые в свою очередь могут различаться по конечному потребителю (дети, молодежь, пожилые люди, инвалиды), по области применения (одежда, косметика, продукты питания) или быть в одном ценовом диапазоне.
Совсем по-другому определяется номенклатура товара. Это понятие намного шире и обозначает все то, что реализуется в магазине или производится на предприятии. Примером может служить магазин товаров для спорта. Здесь под номенклатурой можно понимать, например, зимние и летние варианты инвентаря. В зимней группе ассортимент будет представлен коньками, лыжами, санками, а в летней – скейтбордами, велосипедами, бассейнами, роликами и туристическими палатками.
Любой реализатор задумывается о формировании торгового ассортимента. И если в крупных торговых точках над этим работают профессионалы, то индивидуальным предпринимателям намного сложнее. Ведь обычно мелкий бизнес ведется одним собственником или при участии двух-трех помощников (продавец, бухгалтер, уборщик).
Чтобы правильно сформировать ассортимент товаров, следует учитывать ряд факторов:
- тип магазина;
- площадь помещения;
- технические возможности и оснащенность;
- налаженность поставок;
- численность покупателей;
- транспортную доступность;
- социальный статус посетителей;
- национальность обслуживаемого контингента;
- парковки и иные удобства;
- наличие поблизости конкурентов.
Несомненно, даже самая серьезная работа по формированию ассортимента и привлечению клиентов может быть перечеркнута реализацией некачественных или просроченных товаров и грубостью обслуживающего персонала.
Вид использования и технологии производства
Товары могут производится с целью личного или общественного использования. Если, например, средства гигиены, косметические продукты и одежду выпускают под конкретного покупателя, то турникеты в метро, банкоматы, библиотеки и театры могут использоваться и посещаться всеми индивидами.
Также товары делят на простые и сложнотехнические. С точки зрения законодательства сложнотехническими называются те, которые имеют непростое устройство и изготовлены с применением особых технологий. Перечень товаров этой категории утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 и включает:
- Транспортные средства и летательные аппараты на основе электродвигателя и ДВС.
- Оборудование и машины, используемые в сельском хозяйстве.
- Оборудование беспроводной связи и навигации.
- Системные блоки, компьютеры, планшеты и комплекты спутникового телевидения.
- МФЦ лазерные и струйные.
- Мониторы, телевизоры, проекторы, оптическое видеооборудование и игровые приставки с цифровым блоком управления.
- Цифровые видеокамеры и объективы.
- Бытовая техника.
Характеристики
Товары можно не только классифицировать, но и различать по свойствам и признакам.
Основными характеристиками продукции являются:
- Качественная, выделяющаяся определенной совокупностью потребительских свойств товара внутри одного вида.
- Ассортиментная, которая определяет социальное и функциональное назначение продукта.
- Количественная, когда свойства товара выражают посредством единиц измерения и физических величин.
- Стоимостная – определяет приоритет покупки.
Что такое код? Как его присваивают?
Кодирование товаров – это их условное обозначение с применением цифр или букв. Обычно маркировка присваивается конкретному продукту или целой группе. Необходимость в кодировании товаров возникает для их классификации, ранжирования и идентификации среди множества других объектов.
Существует ряд правил, которые необходимо соблюдать при данной процедуре:
- Код должен выдерживать определенную структуру, принятую в той или иной сфере деятельности.
- В процессе следует использовать установленные знаки, набор которых должен выполнять функцию упорядочивания образцов.
Под структурой кода понимают состав и последовательность определенных цифр, букв или иных обозначений. Он имеет алфавит, основание, разряд и длину.
Алфавитом в данном случае называют принятую систему знаков. Различают цифровой, буквенно-цифровой, буквенный или штриховой алфавит. Основанием является установленное количество обозначений. Под разрядом понимают последовательность расположения цифр, букв или штрихов. Длиной является количество всех использованных знаков без учета пробелов.
Обычно в процессе производства используют штриховой десятизначный код, который удобен для обработки современными устройствами считывания. Состоит такой идентификатор из темных полосок различной толщины между которыми имеются белые просветы. Также на упаковке товара код дублируется цифрами. Это значит, что любой товар можно определить как по штрихам, так и по написанным под ними знакам.
Сертификаты. Что это и для чего нужно?
Под сертификацией товаров понимают процесс их проверки на соответствие определенным требованиям третьей стороной и выдачу документа установленного образца. Это значит, что процедура подтверждает качество продукта и выполнение компанией всех норм и правил производства.
Сертификация товаров проводится с целью:
- Защиты приобретателей от недобросовестных производителей.
- Контроля безопасности товаров для человека, окружающей среды, имущества.
- Помощи покупателям в выборе предпочтительного продукта.
- Подтверждения качества, заявленного на упаковке товара.
- Создания равноправных условий производства и продаж для всех участников рынка.
Различают добровольную и обязательную сертификацию.
Добровольная проводится по заявлению фирмы, решившей получить документ о соответствии продукции определенным качественным характеристикам, стандартам, техническим условиям и т. д. Ее осуществляют на основании Закона РФ от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг». Преимущества проведения процедуры такого рода и получения документа сводятся к следующему:
- Производитель получает право участвовать в тендерах и торгах, а сертификат выделяет его среди прочих участников.
- Может помочь в отношениях с надзорными органами в части упрощения проверок и лицензирования.
- Способствует получению положительного решения при проведении обязательного сертифицирования.
Однако добровольная подача заявления на проверку какого-либо товара или услуги непопулярна в России из-за высокой стоимости и длительности процесса.
Обязательная сертификация подразумевает проведение процедуры и подтверждение только тех параметров товара, которые требуются на законодательном уровне. Перечень продукции, требующей получения документа о прохождении проверки, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013 и включает товары:
- для детей;
- для лечения заболеваний и для реабилитации инвалидов;
- продовольственного назначения;
- текстильные;
- швейные и трикотажные изделия;
- хозяйственные;
- для развлечений и проведения досуга;
- пушные и меховые;
- косметические и парфюмерные;
- бытового назначения;
- спортивные;
- бытового назначения;
- автомобильной промышленности;
- садового назначения.
Кроме того, в сертификации нуждается электротехническое оборудование, электроприборы и оборудование для пожарной безопасности, а также услуги следующего характера:
- по ремонту и техническому обслуживанию бытовых машин, приборов и радиоаппаратуры;
- химчистка;
- ремонт и ТО автотранспорта;
- по перевозке пассажиров;
- парикмахерские услуги;
- жилищно-коммунального назначения.
Надеемся, теперь тема стала вам ближе и понятнее.