Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: особенности формирования, диагностика
Каждый человек живет в обществе и занимает в нем определенное место. Следовательно, он обязательно имеет те или иные отношения с окружающими людьми. Благодаря процессу общения мы начинаем понимать себя и окружающих, а также оцениваем их действия и чувства. Все это в конечном итоге позволяет каждому из нас реализовать себя как личность и занять собственное место в том обществе, в котором мы живем.
Однако характерной чертой современной эпохи является замена столь необходимого для человека живого общения электронными коммуникациями. Многие малыши, еще не достигнувшие двухлетнего возраста, с легкостью осваивают родительские смартфоны и планшеты. Одновременно с этим у некоторых детей возникают социально-психологические проблемы в плане общения. Они не умеют это делать и, как кажется на первый взгляд, вовсе и не хотят этого.
Недостаточное развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является поводом для серьезного беспокойства преподавателей и психологов. Ведь общение является обязательным атрибутом, без которого становится невозможным развитие человеческой личности. Именно поэтому данная статья обязательно пригодится тем родителям, которые хотят, чтобы их малыш успешно развивал свои коммуникативные навыки. Это и позволит убрать для него преграды в общении со сверстниками и взрослыми.
О коммуникации
Что подразумевает это понятие? Само слово «коммуникация» пришло к нам из латинского языка. В нем communicatio означает «передача, сообщение», а communicare - «передавать, сообщать, беседовать, делать общим».
Исходя из научной точки зрения термин «коммуникация» можно разъяснить, давая ему различные определения. Так, в философии под коммуникацией понимают общение. То есть информационный обмен, осуществляемый между живыми организмами. Данный процесс отличается многоплановостью и сложностью, подразумевая установление контактов между различными людьми, а также их развитие. Подобный тип общения называют еще и межгрупповым или межличностным. Конкретное его наименование будет зависеть от числа участников. Коммуникативные навыки людей позволяют им выражать свои чувства, мнение, идеи. Они также необходимы человеку для понимания значения того, что было сделано для него или сказано ему.
Согласно суждениям специалистов в области психологии, коммуникация является способностью общения индивида с окружающими вне зависимости от их возраста, культурного и социального образования, развития и уровня жизненного опыта.
Помимо этого такие навыки относят еще и к навыкам эффективного общения. Подобные умения выражают степень легкости установления контактов между отдельными людьми или же целыми их группами. Коммуникативные навыки также иллюстрируют способность человека поддержать разговор, отстоять свои законные права и договориться о чем-либо. Относят к таким умениям и синтонное общение (неконфликтное, доброжелательное и нейтральное).
Коммуникативные способности у детей
Общаться в той или иной степени способен каждый человек уже с раннего возраста. Так, плачущий малыш, который старается, чтобы на него обратила внимание мама, начинает вступать в коммуникативные связи и социально взаимодействовать с другими людьми. Тем не менее плача для достижения успеха маленькому человеку явно не достаточно. Очень важно, чтобы со временем малыш начинал эффективное выстраивание общения с другими людьми.
В чем заключаются коммуникативные навыки, которыми обладают дети? По утверждениям психологов, успех формирования и закрепления коммуникативных навыков общения у детей зависит от нескольких факторов. Среди них:
- Желание общаться. Осуществление коммуникативных связей без мотивации является невозможным. Подтверждением тому может служить аутизм. У этих пациентов нет никаких интеллектуальных проблем. У них лишь отсутствует мотивация, позволяющая открывать свой внутренний мир для окружающих. Аутисты развиты психологически. Однако при этом у них отсутствует социальное развитие.
- Способность слушать своего собеседника и слышать его. Для осуществления коммуникации весьма важно проявлять интерес к окружающим и понимать то, что они хотят сообщить.
- Эмоциональное взаимодействие. Эффективное общение становится невозможным без сопереживания и сочувствия.
- Знание правил общения и умение применять их на практике. Существуют некоторые неписанные нормы, которые в разных обществах могут иметь некоторые различия. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста возможно только в том случае, если они будут владеть этими нормами. В противном случае в будущем у них непременно возникнут сложности в установлении социальных связей. Например, ребенок должен быть вежлив. Тот, кто игнорирует это правило, в глазах окружающих станет хулиганом.
Для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста психологи рекомендуют родителям ограничивать их времяпровождение перед монитором компьютера, экраном телевизора или планшетом. Установлено, что те малыши, которые практически не расстаются с гаджетами, общаться не умеют. Взаимодействуя с такими устройствами, ребенок воспринимает поданную ему информацию пассивно. Для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста этого явно недостаточно. Уже доказано, что малыши, слишком часто играющие в компьютерные игры, разговаривают хуже, чем их сверстники. Помимо этого, им сложно понимать эмоциональную реакцию окружающих на те или иные события и действия.
Этапы развития навыков коммуникации
Навык общения у каждого человека должен развиваться с самого детства. Это позволяет личности сформироваться. А благодаря другим людям человек начинает познавать и оценивать себя.
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста осуществляется при прохождении нескольких последовательных стадий. Рассмотрим их подробнее.
Ситуативно-личностное общение
К этой форме коммуникации малыши готовы в возрасте примерно 2-3 месяцев. Возникает она благодаря потребности ребенка во внимании взрослых. В младенческом возрасте подобное общение является ведущим.
Проявляется эта первая форма коммуникативных навыков в «комплексе оживления». Это различные эмоционально-положительные реакции малыша на взрослого человека. Сопровождаются они активными движениями, улыбкой, фиксированием взгляда на подошедшем, прислушиванием к его голосу, а также вокализацией. Подобные проявления и указывают на развитие первых коммуникативных навыков детей раннего возраста. Контакт со взрослым очень необходим ребенку, из-за чего малыш его и требует.
Ситуативно-деловое общение
Следующий этап в развитии социально-коммуникативных навыков у детей наступает приблизительно к шести месяцам жизни крохи. В это время развивается ситуативно-деловая форма, позволяющая младенцу общаться со взрослыми на новом уровне. Существует она вплоть до 3 лет жизни ребенка.
Коммуникативные навыки общения детей в указанном возрасте заключаются в необходимости сотрудничества в рамках предметно-орудийной деятельности, которая преобладает у них в этот период жизни. Главным поводом для контакта ребенка со взрослым является теперь общее для обоих дело. Им выступает практическое сотрудничество. Именно поэтому из всех мотивов для общения на первый план выдвигается деловой.
Ребенок вместе со взрослым, который для него является организатором и помощником деятельности, манипулирует имеющимися в его распоряжении предметами. Также они выполняют сложные действия с их применением.
Взрослый при этом показывает малышу, что ему можно делать с различными вещами и как их использовать. При этом перед ребенком раскрываются качества предметов, обнаружить которые самостоятельно крохе вряд ли бы удалось.
Невербальная стадия
Описанные выше этапы становления коммуникативных навыков детей проходят без использования речи. Разумеется, такая форма контакта доступна людям любого возраста. Однако как утверждают ученые, детям свойственна наиболее яркая мимика в связи с отсутствием рамок норм и условностей. Особенно важным такое умение становится при установлении контакта со своими сверстниками. Младшие дошкольники еще не могут познакомиться с новым другом и договориться с ним о чем-либо с помощью речи. И здесь на помощь малышам и приходит мимика, которая служит для них своеобразным подручным средством. Так, находясь в песочнице, дошкольник улыбается своему новому знакомому, тем самым приглашая его вместе лепить куличи. Подтверждается подобное предложение также довольно просто. Новому другу протягивается формочка или лопатка.
Помимо этого малыши всегда стремятся показать то, что они уже умеют. Привлекать внимание они стараются с помощью прикосновений, а для демонстрации песочного замка используются руки.
Свою симпатию или антипатию дошкольники, как правило, также стараются проявлять невербально. Если они кого-то любят, то этому человеку достаются поцелуи и объятия. Те дети и взрослые, которые не пользуются расположением дошкольника, видят его нахмуренный лоб. Помимо этого, ребенок может просто отвернуться или спрятаться за маму.
Возникновение речи
На следующем этапе в развитии коммуникативных навыков у детей происходит преобразование предметной деятельности. Ребенок начинает овладевать речью. О новом этапе развития общения, которое происходит между ребенком и взрослым, можно говорить тогда, когда кроха начинает задавать свои первые вопросы: «Почему?», «Откуда?», «Зачем?», «Как?». Эта форма коммуникаций является внеситуативно-познавательной. Возникает она в младшем, а также в среднем дошкольном периоде. Это возраст 3-5 лет. Формирование коммуникативных навыков детей происходит из-за их потребности в уважительном отношении взрослых. К появлению такого общения ребенка побуждают познавательные мотивы. С его помощью дети расширяют рамки того мира, который доступен для их познания. Также для малышей открывается взаимосвязь событий и причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Ребят все больше начинает привлекать то, что происходят в социальной сфере.
Коммуникативно-речевые навыки детей все более развиваются с пополнением их словарного запаса. Ребенок еще продолжает посылать невербальные сигналы. Однако к ним он уже добавляет самые простые пояснения, например: «Моя машинка» или «Сыпь песочек в ведерко».
Четырехлетними дошкольниками уже легко произносятся повествовательные предложения. Во время общения со своими сверстниками у них возникает причастность к обществу. При этом они радостно констатируют: «Мы бегаем», «Мы катаемся» и т. д.
Пятилетние дети, начинающие приглашать сверстников в игру, активно используют предложения с более сложными конструкциями. Они могут сказать следующее: «Давай поиграем в магазин. Ты будешь продавцом, а я – покупателем».
Порой при общении младших дошкольников возникают и конфликтные ситуации. Как правило, провоцирует их детский эгоцентризм. Происходит это, например, когда малыш не соглашается отдавать свою игрушку. Конфликтную ситуацию могут создавать и дети, увидевшие красивую куклу или машинку у другого ребенка. Они желают немедленно получить интересующий предмет. И в том, и в другом случае взрослые должны быть рядом, поясняя дошкольнику, каким образом необходимо обратиться с просьбой к своему сверстнику, чтобы тот поделился игрушкой. Также важно научить маленьких коммуникаторов вежливым фразам, которые приняты в обществе для регулирования общения.
Вербальные коммуникативные навыки детей дошкольного возраста особенно хорошо развиваются к пяти годам. В данном возрасте малыши уже достаточно полно овладевают связной речью, а также начинают осознавать, насколько важны слова для общения. На этой стадии коммуникативные способности приобретают для маленького человека особую важность.
Внеситуативно-личностная форма
Для коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста характерно появление высшей в этом возрастном периоде формы общения. Ее называют внеситуативно-личностной. Возникает она благодаря потребности в сопереживании и во взаимопонимании.
Главенствующим мотивом общения в этом случае становится личностный. Подобная форма общения имеет непосредственную связь с высшими в дошкольном возрасте условиями при развитии игровой деятельности. Ребенок начинает больше обращать внимание на особенности, которые имеют место в межличностных отношениях, то есть тех, которые существуют на работе у родителей, в его семье и т. д.
Для коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста характерно то, что малыши уже начинают хорошо ориентироваться в группе сверстников. Помимо этого, они устанавливают многообразные отношения с теми людьми, которые их окружают. Среди особенностей детей с коммуникативными навыками, находящимися на должном уровне, можно выделить прекрасное усвоение ими правил общения, а также понятие о своих обязанностях и правах. Такой ребенок быстро приобщается к нравственным и моральным ценностям общества.
Межличностные контакты в детском коллективе младших дошкольников
Помимо общения с педагогами и родителями дети нуждаются в коммуникации со сверстниками. При этом личностное взаимодействие в группах раннего возрастного периода также обладает динамикой.
Коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста еще пока недостаточно хорошо развиты. Именно поэтому в таких группах нередко можно наблюдать то, что малыши осуществляют свою деятельность рядом, но при этом не вместе. Подобная стадия называется предсотрудничеством. Общаясь со сверстниками, каждый из малышей при этом осуществляет процесс предметно-отобразительных действий. Они водят только свою машинку, укачивают только свою куколку и т. д.
По мере развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста между ними постепенно возникают совместные действия. Тем не менее на первом этапе это является лишь механическим слиянием и соучастием, при котором взаимное согласование выражено в минимальной степени.
По мере развития социально-коммуникативных навыков у детей все их совместные действия в группе начинают приобретать элементы сотрудничества. Проявляется это в установлении избирательных и эмоциональных контактов со своими сверстниками. Объединение детей при этом происходит на основе общих игровых интересов. Важная роль в правильной организации такого общения принадлежит взрослым.
Развитие коммуникативных навыков у детей рождает у них субъективное отношение к сверстникам. Они становятся партнерами по совместной деятельности, играть без которых уже просто неинтересно.
В этот период у ребенка происходит активное развитие осознания себя как субъекта, участвующего в совместной деятельности. Более всего заметен этот процесс в играх сюжетно-ролевого типа. Именно в них дошкольники ориентируются как на сюжет, так и на своего сверстника с его уровнем умений и возможностей, со сферой интересов.
По мере формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста у них можно наблюдать стремление наладить сотрудничество для того, чтобы придти к общей цели. При этом создаются первые в их жизни игровые объединения, носящие в большинстве случаев весьма неустойчивый характер. Преобладающими у малышей являются диады и намного реже – триады.
Основное требование, которое предъявляется к сверстнику перед тем как принять его в совместную игру, состоит в его владении необходимыми навыками. При этом каждый ребенок определяет свое отношение к сверстнику, основываясь более на эмоциональных, чем на рациональных мотивах. Поступки другого оцениваются довольно просто. Дал игрушку - хороший.
Производить оценочные суждения, а, следовательно, и строить оценочные отношения, помогают детям взрослые. Младшие дошкольники нередко обращаются к ним, чтобы уточнить правила взаимодействия.
К пятому году жизни связи, имеющие место между детьми, еще более укрепляются, становясь более устойчивыми. В них начинают проявляться симпатии и антипатии.
Социально-коммуникативные навыки детей в младшем дошкольном возрасте имеют как правило, эмоционально-практическую форму. Основным поводом для общения друг с другом являются совместные игры, занятия, а также выполнение различных бытовых обязанностей. Дошкольники стремятся привлечь к себе внимание, а также получить свою оценку. При этом заметна и избирательность в общении.
Межличностные контакты в группе старших дошкольников
С возрастом происходит дальнейшее развитие коммуникативных умений и навыков детей. У старших дошкольников ведущей деятельностью становятся игры сюжетно-ролевого плана. Объединяясь для них, дети проявляют общность требований, совместное планирование и согласованность действий. Ребенок в этом возрасте уже начинает учитывать интересы своих партнеров. Возникает чувство взаимной поддержки, товарищества, а также сопереживание неудачам и успехам. Дети начинают осознавать, насколько эффективной может быть совместно организованная деятельность. В этом возрасте, как правило, преобладают диады, которые являются весьма устойчивыми объединениями. Но при этом возникают еще и группы, состоящие из трех человек. Пятилетние малыши создают «чистые» по полу объединения.
Хорошо развитые коммуникативные навыки общения дошкольников позволяют показать свое умение в организации игр. В этом случае проявляется стремление к справедливости, дружелюбие, доброта, а также широта кругозора и внешняя привлекательность ребенка.
При нарушении коммуникативных навыков у детей, малыши оказываются непринятыми в игры. Подобное происходит из-за дефектов их нравственно-волевой сферы, непривлекательности для сверстников и замкнутости.
Взаимоотношения детей 5 лет, как правило, определяются отсутствием или наличием у ребенка тех нравственных качеств, которые являются преобладающими для группы. И здесь очень важна роль педагогов. Ими должна быть проведена диагностика коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и организовано правильное общение между воспитанниками. Это исключит у ребенка возможность возникновения негативного эмоционального состояния.
На пятом году жизни игры сюжетно-ролевого типа становятся по-настоящему коллективными. Причем строиться они начинают на основе сотрудничества. Ребенок в этом возрасте делает все, чтобы сверстники обратили на него внимание. И здесь в общении между детьми возникает феномен, который носит название «невидимое зеркало». В своем сверстнике ребенок видит себя, причем с положительной стороны. Меняется такая ситуация несколько позже, к шестому году жизни. Малыш уже начинает видеть и самого сверстника, причем более всего недостатки последнего. Подобная особенность в восприятии малышей в группе сочетается с ревностным интересом ко всем их поступкам и действиям.
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста приводит к тому, что в 6-7 лет у них в общении со сверстниками начинает появляться внеситуативно-деловой тип связи. При этом ребенком не только рассматриваются конкретные типовые ситуации, но и обобщается представление об окружающем мире.
Диагностика навыков коммуникации
Для понимания уровня взаимодействия ребенка с людьми необходимо определить его активность, контактность, развитие речи и познание окружающего мира. Для этого применяется диагностика коммуникативных навыков детей. Осуществить ее можно с использованием следующего метода.
Педагогу понадобится привести ребенка в комнату, где находится стол с разложенными на нем игрушками и книжками. Взрослому необходимо поинтересоваться у малыша, что бы тот предпочел делать:
- играть с игрушками;
- прочесть книжку;
- поговорить.
После этого педагогом должна быть организована та деятельность, которой отдал свое предпочтение малыш. Затем ребенку необходимо предложить одно из двух оставшихся типов занятий. В том случае, когда самостоятельный выбор так и не будет сделан, педагог должен предложить малышу вначале поиграть, а после почитать. И только после этого можно будет поговорить. Необходимо чтобы каждое из описанных действий длилось на протяжении 15 минут.
Во время диагностики педагогу необходимо заполнить на ребенка индивидуальный протокол (по одному листу на каждую ситуацию). Если малыш постоянно будет выбирать для себя игру, не проявляя никакого интереса к книге и личностному общению, то взрослому необходимо мягко, но в то же время настойчиво предложить ему изменить род деятельнсоти.
На странице протокола должны быть зафиксированы следующие показатели поведения малыша:
- порядок выбора действия;
- на что ребенок обратил особое внимание в самом начале проведения диагностики;
- уровень активности, проявленный по отношению к выбранному объекту;
- уровень комфортности при проведении эксперимента;
- анализ вербальных высказываний дошкольника;
- продолжительность деятельности, которая стала желательной для ребенка.
Выделение типов общения производится по предпочтению той или иной ситуации;
- при выборе игры – ситуативно-деловой тип коммуникации;
- при решении посмотреть книгу – внеситутиативное деловое общение;
- при выборе беседы – общение внеситуативно-личностного плана.
При определении ведущей формы коммуникации все показатели оцениваются в баллах. Внимание уделяется также содержанию и тематике речевых высказываний. После этого по каждому из листов протокола педагогу необходимо подсчитать общую сумму баллов. Та форма общения, которая набрала большее их количество, считается ведущей.
В каждом из действий подсчитывается количество баллов в целом, выставленных по четырехзначной шкале.
Учитывая все это, педагогом определяется уровень сформированности навыков общения. Он может быть следующим:
- Высоким. В этом случае ребенок достаточно легко взаимодействует не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Его речевые высказывания обладают внеситуативным, социальным и личностным характером с имеющим место оценочным мнением. Ребенок с высоким уровнем навыков коммуникации, как правило, является инициатором разговора. В процессе общения он чувствует и ведет себя достаточно раскованно. Основным объектом его внимания в первую минуту диагностики является другой человек. При этом в отношении к нему проявляется активность в виде речевых высказываний в форме вопросов познавательного характера. Такой дошкольник предпочитает беседы на личностные темы, которые длятся 15 минут и более.
- Средним. При этом уровне развития навыков межличностного общения дошкольник взаимодействует со своими сверстниками и со взрослыми. Во время разговора он чувствует себя достаточно спокойно. Основные объекты его внимания могут постоянно меняться. То есть ребенок переключает внимание с человека на игрушки и книжки. Проявление активности имеет место в рассматривании выбранного объекта и в прикосновениях к нему. Речь дошкольника со средним уровнем развития способностей к общению наполнена высказываниями оценочного характера. Также он любит задавать внеситуативные и ситуативные вопросы. Предпочтение такой малыш отдает рассматриванию игрушек и книг, а также взаимодействию с ними, которое длится приблизительно 10-15 минут.
- Низким. Такой ребенок вступает во взаимодействие с большим трудом. Со взрослыми это происходит только по их инициативе. Со сверстниками контакт у такого ребенка отсутствует вовсе. Он предпочитает одиночные игры, не сопровождая их речевыми высказываниями. Для ответа на вопрос взрослого использует односложные фразы. В процессе взаимодействия чувствует себя довольно напряженно и скованно. Основным объектом внимания в первую минуту диагностики являются игрушки. Но активность малыша ограничивается лишь беглым взглядом на них. В процессе взаимодействия со взрослым на заданные вопросы, как правило, и вовсе не стремится давать ответы. И помощи при этом он также не просит. Деятельностью такой малыш пресыщается довольно быстро, взаимодействуя с объектом внимания не более 10 минут.
При исследовании уровня коммуникации детей необходимо также обратить внимание на сформированность у них навыков культуры, применяемых при общении. Существуют определенные нормативные показатели таких умений. Так, в 5-6 лет дети должны говорить спокойно и с уважением. Дошкольники проявляют заботливое отношение ко взрослым, к их отдыху и труду, охотно выполняя все порученные им задания. Не нарушают правила поведения в детском саду даже при отсутствии воспитателя. Тем же сверстникам, которые проявляют несдержанность, дружелюбно указывают на необходимость вести себя тихо. В общественных местах разговаривают не громко и не стараются привлекать к себе лишнее внимание. В 6-7 лет нормой культуры общения является дальнейшее закрепление навыков поведения в общественном месте и общения с окружающими людьми.