Лазаревская церковь Суздаля. История и адрес
Прежде чем заняться описанием Лазаревской церкви Суздаля, немного окунемся в историю этого древнего города, который в летописи 1024 года упоминается как крупный торгово-ремесленный центр благодаря своему близкому расположению к реке Каменке. Именно по ней был проложен когда-то торговый путь.
Город Суздаль при царе Юрии Долгоруком был столицей Ростово-Суздальского княжества. В загородной резиденции князя Юрия Долгорукого в деревне Кидекша было положено начало белокаменному зодчеству на северо-востоке Руси, так как там была построена первая церковь во имя святых князей Бориса и Глеба (1152 г.).
Лазаревская церковь. Суздаль. История
При Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого, столица княжества Ростово-Суздальского была перенесена в город Владимир, и княжество стало называться Владимиро-Суздальским. С начала XIV века город Суздаль превратился в столицу Суздальско-Новгородского государства.
Однако история шла своим чередом, и в город пришли татаро-монголы, которые сожгли и разграбили поселение, а местных жителей увели в плен. Но Суздаль постепенно был возрожден и, оставшись религиозно-культурным и ремесленным центром на Руси, вошел в состав Московского княжества.
В XVI-XVII веках Суздаль развивался и расстраивался. Все существующие постройки сегодня являются ансамблями древнего кремля, куда входят Спасо-Евфимиевский и Покровский монастыри. Теперь Суздаль является своеобразным городом-музеем с 200 памятниками архитектуры. Некоторые белокаменные памятники включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Русское зодчество
Лазаревскую церковь Суздаля можно отнести к удивительным жемчужинам памятников наследия. Официально ее называют церковью Лазаря Праведного Воскрешения. Она относится к храмам Владимирской епархии РПЦ. Эта церковь расположена в центральной части города и стоит между Ризоположенским монастырем и Торговой площадью. В городском посаде этот белоснежный, увенчанный медными куполами храм является одним из самых древних сооружений, построенных в 1667 году. Западная часть фасада обращена к Старой улице, а восточная - на улицу Ленина.
Расположена Лазаревская церковь Суздаля по адресу: Старая улица, 6.
Архитектура
Четверик основного объема здания Лазаревской церкви оформлен в виде наличников с тремя различными порталами, которые находятся на каждом из фасадов. Далее идут широкие карнизы с подковообразными кокошниками и поясом из изразцов. На восточной стороне здания находятся три апсиды. Световые нарядные барабаны выполнены аркатурно-колончатым поясом. Внутри храма опорой для коробовых сводов служат два столба, которые образуют световые отверстия у центрального и четырех угловых барабанов.
Антипиевская церковь
Рядом очень тесно разместилась Антипиевская церковь, названная в честь епископа Антипия Пергамского, построенная в 1745 году. Ее колокольня стала одной из самых заметных в городе, и даже сегодня она является настоящим украшением города.
Скорее всего, она появилась намного раньше, чем основные строения, и очень напоминает колокольню Никольской церкви городского кремля, которая представляет собой восьмерик, водруженный на четырехгранную клеть. Шатер колокольни вогнутый, обладает тремя рядами округлых слуховых отверстий, а фасад украшен рустом и декорирован ширинками.
Антипиевская церковь, в отличие от Лазаревской, представляет собой одноэтажный храм с одной маленькой главкой на барабане.
После революции Антипиевская и Лазаревская церкви Суздаля были закрыты, а все убранство и богослужебный инвентарь растащены. Антипиевскую церковь превратили в гараж.
Но в 1959 году под руководством А. Варганова была произведена реставрация, в ходе которой наружная расцветка колокольни была восстановлена в соответствии с эскизами XVII века. В 1960 году внешнее убранство церквей местные власти старались поддерживать из-за того, что город Суздаль стал туристическим центром.
Ранние упоминания
Первые упоминания о Лазаревской церкви в Суздале встречаются в XV веке в царской грамоте Иоанна III, которая была вручена Спасо-Евфимиевой монастырской обители в 1495 году. В ней говорилось о том, что храм наряду с другими церквями отдается впрок архимандриту Константину с братиею.
Церковь изначально построена из деревянного сруба, но затем в 1667 году на этом же месте поставили каменную церковь. И к 1745 году к ней пристроили зимнюю Антипиевскую церковь, образовав таким образом ансамбль парных храмов.
До сих пор украшают город Антипиевская и Лазаревская церкви. Фото Суздаля с этими древними строениями мысленно окунают нас в изначальную историю Руси, поучают и не дают ее забыть.
В самом начале XVII века Лазаревская церковь была шатровой, то есть с деревянным верхом, еще раньше, вполне возможно, она имела более простую конструкцию – клетскую.
В 1996 году ее вместе с Антипиевской церковью передали в правление неканонической Российской православной свободной церкви, которая потом была переименована в Российскую православную автономную церковь (РПАЦ), которую освятил епископ Григорий (Грабе).
Реставрация
Эта церковная юрисдикция провела в храме реставрационные работы, о которых было написано даже в журнале «Православные храмы». Они отличались топорностью, а выполненные настенные росписи просто не выдерживали никакой критики. Состояние храмов, принадлежащих представителям РПАЦ, указывало на то, что у последних произошла полная атрофия чувства прекрасного.
По этому вопросу в 2006 году состоялся арбитражный суд Владимирской области, который привел к тому, что в декабре 2009 года было решено изъять у РПАЦ 13 городских храмов, в числе которых оказались Лазаревская и Антипьевская церкви, и отдать их Русской православной церкви. После этого их приписали к Михаило-Архангельскому храму.
Когда представители РПАЦ покидали храм, они забрали царские врата и выдрали с корнем отопительные трубы.
Восстановлением Лазаревского и Антипьевского храмов стал заниматься иерей Александр Лисин. Восстановительные работы там ведутся и сегодня, поэтому служебное расписание Лазаревской церкви Суздаля можно узнать по телефону, так как постоянного расписания еще пока нет.