Порядок формирования Совета Федерации: ключевые моменты

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания Российской Федерации. От того, как формируется этот орган законодательной власти, во многом зависит характер принимаемых им решений. В статье мы рассмотрим, как менялся порядок формирования Совета Федерации с момента принятия Конституции РФ в 1993 году.

История формирования Совета Федерации

Согласно переходным положениям Конституции РФ 1993 года, первый созыв Совета Федерации формировался путем выборов сроком на 2 года. Выборы проходили по мажоритарной системе в рамках субъектов РФ. Кандидаты выдвигались избирательными объединениями и группами избирателей.

Однако уже в 1995 году был принят закон, согласно которому в состав СФ стали входить главы законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ. Это фактически означало отказ от прямых выборов.

В 2000 году порядок формирования СФ был изменен вновь. Теперь представитель от исполнительной власти назначался главой субъекта РФ, а от законодательной власти избирался региональным парламентом.

С 2000 по 2011 год действовал порядок формирования СФ через делегирование представителей от органов власти субъектов РФ.

Лишь в 2009 году было расширено право выдвижения в СФ. Теперь помимо депутатов региональных парламентов туда могли быть избраны и депутаты представительных органов муниципальных образований.

Действующий порядок формирования СФ

C 1 января 2013 года действует новый порядок формирования Совета Федерации, закрепленный Федеральным законом от 3 декабря 2012 года. Этот порядок призван обеспечить большее участие граждан в формировании СФ.

В соответствии с законом, представителем от законодательной власти может стать только действующий депутат регионального парламента. Решение об этом должно быть принято парламентом в течение месяца после начала работы.

Что касается представителя от исполнительной власти, то кандидатура определяется косвенно. Каждый кандидат на пост главы региона заранее называет трех претендентов на место в СФ. Победивший кандидат и назначает в СФ одного из своих представителей.

Таким образом, граждане косвенно влияют на формирование СФ через выборы в регионах. Но прямых выборов в СФ по-прежнему нет.

К кандидатам в члены СФ предъявляются определенные требования. Это гражданство РФ, возраст не менее 30 лет, постоянное проживание в регионе в течение 5 лет. Также у кандидата должна быть безупречная репутация.

Одной из особенностей СФ является запрет на создание в нем фракций и партийных объединений. Это подчеркивает непартийный характер Совета Федерации.

Таким образом, современный порядок формирования СФ учитывает интересы как федерального центра, так и регионов. Однако ряд экспертов считают, что процедуру можно сделать еще более демократичной.

Мнения экспертов о современном порядке

Среди политологов нет единого мнения относительно современного порядка формирования Совета Федерации. Одни считают его недостаточно демократичным, другие - оптимальным.

  • Критики указывают на отсутствие прямых выборов членов СФ.
  • Сторонники отмечают усиление роли регионов в формировании СФ.

Ряд экспертов предлагают вернуться к прямым выборам СФ или хотя бы части его состава. Другие считают целесообразным сохранить существующую процедуру.

Профессор Петров считает, что "прямые выборы членов СФ усилят политическую конкуренцию в регионах и повысят легитимность Совета Федерации".

Однако профессор Иванов полагает, что "сохранение существующего баланса федеральных и региональных интересов важно для стабильности России".

Таким образом, вопрос о дальнейшем реформировании порядка формирования СФ остается открытым и требует дополнительного анализа.

Сравнение с зарубежным опытом

Чтобы лучше понять достоинства и недостатки российской модели формирования верхней палаты парламента, имеет смысл сравнить ее с зарубежным опытом.

В большинстве зарубежных стран с двухпалатным парламентом верхняя палата формируется либо путем прямых выборов, либо путем косвенных выборов региональными органами власти.

  • В США сенаторы избираются всенародным голосованием в штатах.
  • В Германии бундесрат формируется представителями земель.

Как правило, верхние палаты играют роль регионального противовеса нижним палатам, формируемым по партийным спискам.

Влияние порядка формирования на работу СФ

От того, как именно формируется Совет Федерации, во многом зависит и характер его работы.

Например, запрет на фракции ограничивает влияние политических партий на СФ. А делегирование половины состава региональными лидерами обеспечивает учет интересов субъектов РФ.

С другой стороны, отсутствие прямых выборов несколько снижает легитимность СФ в глазах избирателей.

Тенденции в составе СФ

Анализ персонального состава СФ разных созывов показывает некоторые тенденции.

Так, постепенно растет доля женщин, хотя мужчины по-прежнему составляют подавляющее большинство. Снижается средний возраст членов СФ. Увеличивается представительство чиновников и бизнесменов.

Эти тенденции также связаны с изменением порядка формирования Совета Федерации.

Перспективы дальнейшего реформирования

Несмотря на неоднократные изменения, процедура формирования СФ не является окончательно устоявшейся. Время от времени вновь поднимается вопрос о ее реформировании.

Основные направления возможных изменений:

  • Введение прямых или косвенных выборов
  • Изменение срока полномочий членов СФ
  • Пересмотр требований к кандидатам

Однако пока консенсуса по этому вопросу нет. Предстоит еще немало дискуссий о будущем Совета Федерации.

Комментарии